Пропаганда безопасности дорожного движения как эффективное средство административно-правового воздействия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (на примере Липецкой области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 228 раз

Библиографическое описание:

Долгошеева, А. Э. Пропаганда безопасности дорожного движения как эффективное средство административно-правового воздействия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (на примере Липецкой области) / А. Э. Долгошеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 166-176. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111868/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор рассматривает вопрос о практике деятельности по вопросам аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения Госавтоинспекции МВД России — Отдела организационно-аналитической работы п пропаганды безопасности дорожного движения управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Липецкой области.

Ключевые слова : дорожное движение, Липецкая область, ДТП, Россия, безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, Госавтоинспекции МВД России, дорожная безопасность, детский дорожно-транспортный травматизм, правовая пропаганда, правовое воспитание, пропаганда безопасности, юный инспектор движения, профилактика правонарушений, ремень безопасности, административный штраф, дорожно-транспортная аварийность, информационное воздействие, пропагандистская работа, профилактическая деятельность, уличное движение, МВД России, правило перевозки детей, нарушение ПДД.

Каждый гражданин нашей страны является участником дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход — все эти субъекты, ежедневно вступают в общественные отношения в сфере дорожного движения. Когда говорят о возрастающих показателях цифр ДТП, как правило граждане, испытывающие негативные чувства к самим фактам и к их последствиям, предлагают самые разнообразные способы для снижения подобного опасного явления. На высшем государственном уровне не раз заявлялось о государственной важности вопросов борьбы с нарушениями административно-деликтного законодательства в сфере безопасности дорожного движения (БДД). Тем более, что проблема обеспечения БДД самым прямым образом влияет и на состоянии национальной безопасности государства.

Среди причин роста числа ДТП, повлекших тяжкие последствия, преобладающими являются нарушение участниками дорожного движения Правил дорожного движения (ПДД), как и остального административно-деликтного законодательства. Но также чаще других называется неуважение к другим участникам дорожного движения, несоблюдение правил общей культуры поведения и принципа законопослушности, а также отсутствие четкого понимания действий при управлении транспортным средством (ТС), дисциплинированности, выдержанности и внимательности. [5, С.25]

Исполняя возложенные на Госавтоинспекцию задачи и функции, сотрудники осуществляют контроль за БДД, регулирование поведения участников дорожного движения, особенно на опасных участках дороги, пресекают силами ДПС ГИБДД противоправные действия, осуществляют административно-юрисдикционные функции, принимая меры по объективному расследованию происшествий и неотвратимому наказанию виновных, ведут учет и анализ причин ДТП. Эта текущая каждодневная служба дает свои положительные результаты, в том числе и с точки зрения профилактики противоправного поведения и предупреждения ДТП. Кроме того, ГИБДД ведет системную деятельность по пропаганде БДД, и эта деятельность в основе своей, так называемая «игра в долгую», направлена на качественное изменение будущего.

Сейчас много и активно обсуждается необходимость возрождения в российском обществе утраченных в сложнейший период 90-х годов традиционных фундаментальных ценностей, включая морально-нравственные ориентиры как основу правомерного и социально-активного поведения граждан страны. К сожалению, любые процессы накопления положительных изменений в социальной сфере требуют длительного времени и системной работы со всеми социальными группами, прежде всего, в детско-подростковой страте.

Впервые «пропаганда безопасности дорожного движения» (пропаганда БДД) была включена в полномочия инспектора уличного движения инструкцией Московского губернского административного отдела в 1928 году, а 25 мая 1932 года был издан циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР № 36 «О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения». С этой даты отделения пропаганды Госавтоинспекции (ГИБДД) ведут отсчет организации своей деятельности в системе МВД России. [8] При этом статистика результатов целенаправленной и системной работы в рассматриваемой сфере показывает положительные результаты на снижение количества ДТП. С 2005 года МВД России начинает строительство модельной системы профилактики правонарушений для всех регионов российских субъектов в соответствии с поручением Президента № Пр-1564, которое было дано в рамках заседания Госсовета в августе 2005 года, что можно считать началом современной деятельности по профилактике правонарушений в стране. В результате в субъектах федерации, а также в муниципальных образованиях целенаправленно принимаются комплексные программы профилактики. После вступление в силу Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [2] на территории государства был достигнут единообразный характер для построения систем правового обеспечения профилактической деятельности. Законодательное определение основных принципов, направлений деятельности в данной сфере, разграниченных полномочий органов власти всех уровней, с определением возможности участия граждан и активной общественности в профилактической системе способствовало усилению работы в данном направлении. В соответствие с законом выделяются общие и индивидуальные виды профилактики, в том числе и с применением специальных мер, затрагивающих все отрасли отечественного права, включая административную. К формам воздействия в профилактической деятельности относят: просвещение и информирование граждан в области права; предупредительные беседы с гражданами; профилактический учет и надзор; социальная реабилитация; социальная адаптация и помощь пострадавшим от правонарушений лицам и другие.

Субъектами профилактики правонарушений являются федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления (МСУ), которые, в числе прочих, наделяются полномочиями в сфере обеспечения общественной безопасности, в том числе БДД и транспортной безопасности, снижения тяжести их последствий. Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [1], на все подразделения полиции (в том числе и на ГИБДД) возложены обязанности по пропаганде правовых знаний по направлениям ее деятельности. С тех пор деятельность подразделений пропаганды БДД стала нормой для профилактической практики в рассматриваемой сфере. А в современных условиях стремительного прогресса в дорожно-транспортной сфере и кратного увеличения автопарка, вопросы выработки сознательности в соблюдении ПДД относятся к приоритетными как на государственном уровне, так и остаются в центре внимания широкой общественности.

Среди всего объема деятельности Госавтоинспекции МВД России, направленной на воспитание и пропаганду правомерного поведения участников дорожного движения, формирование устойчивых стереотипов их правомерного поведения особо актуальна профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Центральный, системообразующий компонент в этой сфере — непрерывное обучение несовершеннолетних основам безопасного поведения в дорожном движении. Основная деятельность в этом направлении осуществляется Министерством образования России, а также осуществляющих государственное управление в области образования органов исполнительной власти федерации и ее субъектов, при активном участии соответствующих служб Госавтоинспекции.

Согласно Приказу МВД РФ от 5 января 2007 г. № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» (редакция от 8 декабря 2021 г.) правовая пропаганда осуществляется всеми структурными подразделениями в пределах их компетенции, в тесной связи с ведущими учеными и специалистами образовательно-научных учреждений МВД России. Вопросами аналитической работы и пропаганды БДД в липецком регионе занимается специальное подразделение Госавтоинспекции МВД России — Отдел организационно-аналитической работы п пропаганды безопасности дорожного движения управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по Липецкой области (отдел ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по ЛО). В своей деятельности в числе прочих нормативно-правовых актов (НПА), Отдел руководствуется Наставлениями по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России по пропаганде безопасности дорожного движения, утверждённым Приказом МВД России от 29 декабря 2018 г. № 903.

Понятие правового воспитания понимается как «организованный, управляемый целенаправленный педагогический процесс, в рамках которого осуществляется воздействие на сознание индивидов с целью формирования у них высокого уровня правового сознания и правовой культуры». [9, С.206] Правовое воспитание взаимосвязано с правовым обучением, в совокупности являясь взаимообусловленными категориями. При этом если воспитание в идеале призвано оказывать влияние на морально-нравственную, когнитивно-аксиологическую стороны личности, то обучение, в основном, направлено на интеллектуально-познавательную сферу. Хотя, некоторые авторы включают правовое образование составной частью в процесс правового воспитания.

Единого мнения по содержанию форм правового воспитания отечественная правовая доктрина до сих пор не выработала. Будем использовать традиционные для данной сферы понятия, где под формами правового воспитания понимаются: правовое обучение, правовую пропаганду, организованную и контролируемую правовую практику, самовоспитание [4, С.203], при этом каждой их перечисленных форм присущи специфические инструменты воздействия, где правовой пропаганде отводится значительное место. В современной практике правовая пропаганда осуществляется с применением большого количества приемов воздействия на сознание и поведение граждан, таких как: уроки, лекции и семинары, иные мероприятия правового воспитания, проводимые научные конференции, издаваемые труды, монографии, научные статьи данные темы. Таким образом, правовую пропаганду можно понимать, как процесс и способ правового воздействия (правового воспитания) на все сферы отношений в обществе, при которых достигаются такие важные цели, как формирование у молодых людей морально-нравственных ценностей, уважение к действующему законодательству, непримиримость к противоправным ситуациям, нарушающим общественные интересы.

Правовая пропаганда осуществляется в различных формах воздействия (открытые и скрытые, в зависимости от степени вовлеченности в дорожное движение) не только уполномоченными на то органами, но и представителями гражданского общества. Вся деятельность по пропаганде БДД, как и в целом по правовой пропаганде, выстраивается на разработанных (и проверенных) правовых концепциях, теориях, с учетом научно-обоснованных средствах, приемах и методах влияния на правосознание и поведение граждан. Деятельность пропагандистских отделов в сфере обеспечения БДД имеет четкую направленность, преследует конкретные цели, профессионально применяет всю совокупность современных средств и методов пропаганды.

Пропаганда БДД действует как система многопланового воздействия всеми доступными средствами информации на различные группы участников дорожного движения, начиная от детей дошкольного возраста, и заканчивая взрослым население страны. При этом основная цель пропаганды БДД — выработка у максимально возможного количества лиц стойких психологических установок на необходимость правомерного поведения, осознанность в отказе от противоправных действий. Немаловажное значение в общем русле пропагандисткой мероприятий приобретает системное обучение (повышение квалификации) педагогов и воспитателей методикам преподавания детям основ безопасного поведения на дорогах.

Уже давно такие простые методы пропаганды БДД как разъяснительные беседы сотрудников ГИБДД со школьниками или занятия с профессиональными сообществами автотранспортных организаций, проведение тематических выставок и т. п., дополнены современным арсеналом иных форм работы от публикаций во всех видах СМИ, включая Интернет-издания, радио-и телепередачи, до Всероссийских акций и конкурсов разной направленности, и федеральных программ по БДД. Главный принцип успешности — комплексный централизованный подход к решению всего массива задач БДД в целом, который основан на специализированных научно-практических исследованиях по этим вопросам.

Следует учитывать и тот факт, что сих пор преодолеваются последствия «темных» постперестроечных лет, когда в российском социуме оказались утраченными многие ценностные моральные ориентиры. Именно на 90-е годы 20-го века и первое десятилетие века 21-го приходится широкое проникновение в обыденное поведение грубости, хамства, взаимного неуважения среди участников дорожного движения. Таким образом, успешность пропаганды БДД напрямую зависит от общего уровня правовой и социальной культуры граждан страны, что расширяет масштабность задачи. В целях преодоления негативных явлений на уровне бытовых стереотипов представляется безусловно перспективным ставить долгосрочные цели и задачи в вопросах формирования правосознания граждан, начиная пропагандистскую работу с людьми младшего поколения, на раннем этапе развития личности, тем самым прививая детям дошкольного и раннего школьного возраста азы как правовой, так и общей культуры поведения. Именно так сегодня строится разработка долгосрочных программ, с учетом и внесением корректировок на основе анализа данных ежедневного мониторинга обстоятельств и причин ДТП в регионе.

Так, по данным ежегодного информационно-аналитического обзора дорожно-транспортной аварийности в РФ, который предоставил ФКУ «НЦ БДД МВД России» по итогам за 2022 год [6], был достигнут целевой показатель транспортного риска (число погибших в ДТП на 10 тыс. транспортных средств), установленный федеральным проектом «Безопасность дорожного движения». Его значение составило 2,34 (прогнозное значение — не более 2,42). Однако показатель социального риска (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения.) превысил целевое значение (не более 9,59) и составил 9,68. Распределение погибших в ДТП по возрасту показывает, что почти половину (48,4 %) составили люди в возрасте 30–54 лет. Статистика ДТП по Липецкой области за 2022 год в сравнительном анализе с аналогичными показателями дорожно-транспортной аварийности других субъектов Российской Федерации говорит о том, что в регионе показатели социального и транспортного риска, установленные соглашениями с МВД России, в целом достигнуты. Хотя по стране в 46 субъектах отмечается значительное снижение этих показателей.

В 2022 году ДТП с участием несовершеннолетних (до 18 лет) показало небольшое снижение (снижение на 0,7 %), как и количество погибших (снижение на 1,7 %) и получивших ранения (снижение на 0,3 %) несовершеннолетних. Хотя удельный вес ДТП с участием несовершеннолетних по сравнению с 2021 годом ненамного увеличился, но при этом снизилась тяжесть последствий. С другой стороны, увеличилось количество ДТП с участием детей (лица в возрасте до 16 лет) (увеличение на 0,03 %), в которых погибли 547 (снижение на 1,3 %) и получили ранения 17 346 (увеличение на 0,3 %) детей. Таким образом, показатель социального риска для детей остался на уровне предыдущего, 2021, года. Также не изменилась и тенденция распределение показателей аварийности по месяцам. Минимальные значения зарегистрированы в феврале (630 ДТП, погибли 12 детей), наибольшие — в период с марта по август, а максимальное количество ДТП (1977) и число погибших детей (86) зафиксировано в августе. Объективная причина, объясняющая такое распределение (резкое снижение количества ДТП с сентября до конца года) связана с началом учебного года.

В течение недели большинство ДТП с участием детей происходит в пятницу (15,8 %) и субботу (15,3 %), количество погибших детей возрастает также в выходные дни. В течение суток количество ДТП, в которых пострадали дети, а также их удельный вес в общей структуре аварийности резко увеличиваются с 07:00, что как правило связано с перемещением детей на обучение в школы или иные образовательные учреждения. Но для периода с 15:00 и до 19:00 часов характерны максимальные суточные значения количеств ДТП с пострадавшими детьми.

Причины гибели и травматизма детей в ДТП за 2022 год следующие. Менее половины ДТП с пострадавшими детьми (44 %; уменьшение на 4 %) составили происшествия, в которых дети участвовали в качестве пассажиров (пассивные участники дорожного движения). На эту категорию пришлось самое большое количество (почти две трети) всех погибших в ДТП детей.

Из всех ДТП, с пострадавшими детьми-пассажирами, только в половине случаев были виноваты те водители ТС, в которых перемещались пострадавшие дети. Как предположение –дисциплина водителя возрастает в связи с присутствием ребенка в салоне автомобиля. Однако, есть и другая корреляция, в зависимости от возрастания возраста детей—пассажиров, кратно возрастает количество ДТП по вине водителей этих ТС (почти в два раза). Другими словами, водители, везущие младенца, более осторожны и внимательны, чем водители, перемещающие в своем ТС детей старшего возраста.

На 12 % снизилось количество ДТП, при которых зафиксировано нарушение водителями правил перевозки детей (без детских удерживающих устройств и ремней безопасности). Также произошло сокращение числа погибших в таких ДТП детей-пассажиров на 3,4 %, и раненых — на 11 %.

Тяжесть последствий происшествий, в которых дети-пассажиры перемещаются без детских удерживающих устройств и ремней безопасности, почти в 2 раза выше, чем общий показатель для всех происшествий с пострадавшими детьми-пассажирами. Если сравнивать уровни показателей социального риска и тяжести последствий для детей разных возвратных групп, то наивысший риск, превышающий вдвое показатели для других возрастов, наблюдается у детей в возрасте12 лет и старше. Это объясняется более внимательным отношением водителей к правилам перевозки детей младшей возрастной группы (в обязательном порядке используются специализированные детские удерживающие устройства), которые установлены ПДД и частью 3 статьи 12.23. Кодекса об административных правонарушениях России (КоАП РФ), где устанавливается санкция в виде административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей (на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — ста тысяч рублей). Таким образом, налицо сдерживающий экономический механизм правовой санкции.

Произошло небольшое увеличение количества ДТП с участием детей-пешеходов (на 0,3 %), при этом количество погибших и раненых в таких ДТП снизилось. Две трети ДТП участием детей-пешеходов произошло по вине водителей ТС, в них погибли 87 и ранены 4 470 детей, что составило 69 % и 66,9 % от общего числа погибших и раненых детей-пешеходов соответственно. Вместе с тем, ДТП, причиной которых стала собственная неосторожность детей, характеризуются почти вдвое большей тяжестью последствий в сравнении с ДТП по вине водителей ТС.

Подавляющее большинство (86,1 %) ДТП с участием детей-пешеходов, как и две трети погибших, произошло в населенных пунктах городского типа. Вне населенных пунктов произошло только 1,4 % ДТП, однако доля погибших составляет 10,3 %. Почти половина (44,2 % или 2 924 зарегистрированных случая) ДТП с участием детей-пешеходов произошла на пешеходных переходах (снижение количества по сравнению с 2021 годом на 2,5 %). Тяжесть последствий наездов на детей-пешеходов на пешеходных переходах также снижена почти в два раза по сравнению с тяжестью последствий наездов, совершенных вне пешеходных переходов. В 70,1 % случаев наезды на детей на пешеходных переходах по-прежнему происходят на нерегулируемых пешеходных переходах, что сопровождается увеличение числа погибших в таких ДТП детей на 23 %. Подавляющее большинство (90,5 %) происшествий, в результате которых пострадали дети на пешеходных переходах, связаны с нарушениями ПДД, допущенными водителями, в них погибло 87,2 % (34) детей-пешеходов.

Количество ДТП в темное время суток с участием детей-пешеходов, как и тяжесть последствий таких ДТП, в два раза выше, чем в ДТП, произошедших в светлое время суток. В 79,7 % ДТП с наездами на детей в темное время суток, дети не имели световозвращающих элементов, что повлекло увеличение числа погибших (на 10,5 %) и раненых (на 1,1 %) детей. Тяжесть последствий наездов на детей-пешеходов, имевших в темное время суток световозвращающие элементы, почти в два раза ниже по сравнению с происшествиями, в которых световозвращающие элементы отсутствовали.

Наибольшее количество ДТП с участием детей-пешеходов, как и количество раненых зарегистрировано в возрастной группе детей до 10 лет, причем из них резкое увеличение ДТП зарегистрировано в возрастной группе детей 7–8 лет, когда дети начинают посещать общеобразовательные учреждения и, соответственно, становятся более активными участниками дорожного движения. Самое большое количество погибших детей-пешеходов находились в возрасте 15 лет.

В 2022 году сохранилась тенденция предыдущих пяти лет по большому увеличению (на 26,5 %) количества ДТП (998), в которых дети являлись водителями механических ТС, что также увеличило количество погибших (на 11,1 %) и раненых (на 27,9 %) детей-водителей. ДТП с участием детей-водителей механических ТС в основном происходили в период с апреля по октябрь (наибольшее количество в летнее время) в промежутке времени с 11:00 до 00:00. В 2022 году почти половина (46 %) ДТП с участием детей-водителей произошла в НП сельского типа (там же и наибольшее количество погибших детей — 43 %). По-прежнему в 9 из 10 ДТП с участием детей-водителей они управляли мототранспортом. Почти в каждом пятом из всех ДТП с участием детей-водителей механическое ТС было незарегистрированным.

Тяжесть последствий ДТП с участием детей велосипедистов по сравнению с 2021 годом увеличилась более чем в полтора раза, это практически каждое десятое ДТП с участием детей. Возросло число детей-велосипедистов погибших — на 81,5 %, раненых — на 6,9 %. Впервые за последние пять лет отмечен такой значительный рост числа погибших. Аварийность с участием детей-велосипедистов характерна для весенне-летнего периода. Почти три четверти (73 %) ДТП с участием-детей велосипедистов произошло в НП городского типа. Наибольшее количество ДТП с участием детей-велосипедистов зарегистрировано на перекрестках, перегонах, пешеходных переходах. Более чем в половине случаев (59,7 %, или 875 ДТП) дети-велосипедисты стали участниками ДТП по собственной неосторожности. На данные происшествия также приходится почти половина погибших и более половины раненых детей.

Активная пропагандистская работа среди родительского сообщества объясняется необходимостью профилактики повышения уровня безопасного перемещения детей-пассажиров в ТС (определяются как пассивные участники дорожного движения), где, как правило их безопасность во многом определяется действиями водителя ТС и его отношением к превентивным обеспечивающим БДД действиям. Поскольку самый большой процент аварий фиксируется с участием личных ТС граждан (это более 80 % от общего количества всех регистрируемых ДТП), большое количество аварий, как показывает статистика, происходит по причине технически неисправных ТС, владельцы которых не проявили должной ответственности в вопросах прохождения технического осмотра. Здесь только методами пропаганды вряд ли можно добиться повышенных результатов. Скорей всего, необходимо пересматривать подходы к контрольной деятельности в данном вопросе, в целях снижения формального подхода при выдаче диагностических карт без реального осмотра ТС, увеличив ответственность как владельцев ТС, так и обслуживающих их структур.

Стабильно высокие показатели возрастания ДТП с участием детей-пассажиров в выходные и праздничные дни, а также в каникулярное время, объясняется несколькими причинами. Первая –бытовая — перевозка детей-пассажиров к местам отдыха и обратно, причем водители личного ТС часто сознательно стремятся к сокращению времени на перемещения по дороге, увеличивая скорость и прибегая к опасным маневрам. Кроме того, нередко водители ТС следуют малознакомыми маршрутами, к тому же в это время наблюдается кратное увеличение трафика дорожного движения, наличие пробок и заторов, как следствие — возрастание случаев опасного (агрессивного) вождения, что повышает угрозу ДТП в несколько раз.

Выводы по приведенной статистике ДТП с участием детей-пешеходов (определяемых как самостоятельные, активные участники дорожного движения) заключаются в том, что основная причина значительного количества происшествий с участием детей-пешеходов, объясняется индивидуально-психологическими, психоэмоциональными и личностными особенностями детского возраста, проявляемые в повышенной виктимности, когда дети и подростки в половине случаев играют активную роль в провоцировании ДТП: выход на проезжую часть в запрещенном месте, нарушении правил движения по обочине, неожиданном появлении на проезжей части из-за ТС либо других объектов, ограничивающих видимость как ребенку, так и водителю.

Анализ ситуации по ДТП с участием детей-пешеходов в тёмное время суток, где почти 80 % пострадавших не имели размещенных на одежде, обуви, школьном рюкзаке и т. п. свето-возвращающих элементов, которые повышают возможность визуального обозначения присутствия в направленном свете фар движущего ТС с 25–40 метров (без них) до 130–240 метров (с ними). Сколько ДТП с участием детей-пешеходов можно было бы предотвратить лишь, выполняя этот пункт ПДД. Ношение ребенком свето-возвращающих элементов является одним из выполнений надлежащих обязанностей родителей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних согласно ст. 5.35 КоАП РФ. Отсутствие свето-возвращающих элементов — нарушение статьи 4.1. ПДД и части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, в части обязанностей пешехода. Величина административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей, безусловно, не является значимым материальным стимулом к исполнению данной обязанности. Так что исправление ситуации в этом вопросе возможно через активную информационную компанию и действия родительских сообществ, а также просвещение детей, начиная с детского сада в рамках единой системы правового воспитания детей.

Исходя из анализа приведенной выше статистики, основываясь на данных систематического мониторинга динамики дорожно-транспортной ситуации на региональных дорогах, выявлении типичных причин, обстоятельств, локализации и последствий ДТП с пострадавшими-детьми, сотрудниками отдела ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Липецкой области был составлен годовой календарно-тематический план мероприятий (с закреплением по этапам и ответственным лицам) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на 2023год, проводимых совместно с заинтересованными ведомствами и организациями Липецкой области. В этот план также были внесены мероприятия по вопросам развития в субъекте РФ (Липецкой области) системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, в рамках межведомственного взаимодействия Минпросвещения России и Госавтоинспекции РФ (учитывающие мероприятия всероссийского уровня). Также было согласован с профильными управлениями Правительства Липецкой области (управлениями информационной политики Липецкой области, административных органов Липецкой области, дорог и транспорта Липецкой области, науки и образования Липецкой области) и утвержден Межведомственный план мероприятий по освещению в средствах массовой информации вопросов БДД в рамках регионального проекта «Безопасность дорожного движения» на 2023 год. Аналогичные документы как правило готовятся и утверждаются в ноябре-декабре, с последующим внесением корректировок в зависимости о поступающих аналитических данных по статистке ДТП с участием детей в регионе.

Основные мероприятия были сосредоточены на преодолении негативных тенденций, которые были выделены по результатам регионального анализа ситуации с ДТП с участием детей, при обязательном учете общероссийских данных. По результатам 2021 года Липецкая область не вошла в число регионов с увеличением негативных показателей, кроме показателей ДТП с участием иностранных граждан в качестве водителей ТС.

Мероприятия по пропаганде БДД, планируемые Отделом ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Липецкой области, как правило носят комплексный и длящийся характер, сохраняя преемственность с предыдущими программами. Областные конкурсы охватывают как группы детей дошкольного и школьного возраста, так и родительские коллективы. Особое внимание уделяется педагогическим кадрам, отвечающим за образовательные программы по БЖД, и творческим коллективам региона. Так, например, на 2023 год были запланированы к проведению следующие многоэтапные конкурсы регионального масштаба:

– конкурс медиа-искусства по вопросам БДД «Дорожная безопасность и IT», многоэтапный (внутришкольный, муниципальный/городской, областной уровни), основная категория участников — дети дошкольного и школьного возраста (от 8 до 18 лет), семейные команды, педагоги и воспитатели.

– конкурс «Звезда ЮИД», с тремя этапами проведения (внутришкольный, муниципальный/городской, областной) с участием детей школьного возраста;

– конкурс на лучший методический материал по основам детской дорожной безопасности «Уроки безопасности», основные участники- педагогические работники региона;

– конкурс среди муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций на лучшую организацию работы родительских объединений «Родительский патруль» — основная категория участников родительские объединения дошкольных учреждений и общеобразовательных организаций, органы управления образованием;

– конкурс среди учреждений культуры и искусства, отдельных творческих коллективов и авторов на лучшую культурно-просветительскую работу по БДД «Зеленая волна», основная категория участников — театральные коллективы областных подведомственных учреждений управления культуры и туризма ЛО, в том числе парки культуры и отдыха, библиотеки, сельских, городских и межпоселенческих учреждений культуры; театральные студии; отдельные авторы или группы отдельных авторов;

– творческий конкурс на лучшее освещение в СМИ вопросов обеспечения БДД «Островок безопасности», основная категория участников — СМИ региона (все формы –от печатных до электронных).

Кроме того, продолжилась работа по организации и сопровождению проведения в муниципальных образованиях Липецкой области, следующие областные (региональные) акции в разнообразных формах:

– областная олимпиада школьников по основам БДД «Дорожная азбука»; основная категория участников — дети школьного возраста, педагогические коллективы;

– конкурс юных инспекторов движения «Безопасное колесо», трехэтапное проведения: внутришкольный, муниципальный/городской, областной уровни, основные участники — дети школьного возраста, педагоги, работники культуры;

– широкомасштабная информационно-пропагандистская акция «Письмо ЮИД», основная категория участников — конкурсанты — как учащиеся образовательных организаций, включая студентов, так и педагогические работники, и члены родительских патрулей;

– фестиваль детского театрально-художественного творчества по вопросам БДД «Дорожный калейдоскоп»; основная категория участников — детские театральные объединения, коллективы художественной самодеятельности, творческие коллективы как образовательных учреждений, так и учреждений культуры и творчества детей;

– областная акция детского творчества по вопросам БДД «Дорога глазами детей», основная категория участников — дети и подростки в возрасте от 4 до 18 лет, педагогические коллективы, родительские комитеты;

– областной слет юных инспекторов движения «Мы выбираем жизнь» или Единый день БДД «Мы выбираем жизнь» (в т. ч. в очно-дистанционном формате); основная категория участников — дети подросткового возраста, студенты вузов и ссузов области, педагогические коллективы;

– областная широкомасштабная информационно-пропагандистская акция «Письмо ЮИД»; основная категория участников — участники «Союза юных инспекторов движения», инспекторы ПДД;

– областная акция на лучшего педагога по основам дорожной безопасности «Знание — жизнь»; уровень проведения: муниципальный/городской, основная категория участников — педагогические работники, сотрудники органов управления образования;

– областная акция на лучшую организацию работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций, органов управления образования и общественных объединений «Зеленый огонек», уровни: муниципальный/городской; областной; основная категория участников — дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные организации, организации дополнительного образования детей, организации высшего и профессионального образования, органы управления образованием.

Также все конкурсные этапы, итоги конкурсов, проводимые акции согласно межведомственной договоренности, системно освещались в СМИ региона, сопровождались соответствующей наглядной агитацией и пропагандистскими витринами (стендами, буклетами, медиа-презентациями, роликами социальной рекламы и т. п.), в целях привлечения внимания к проблемам БДД, а также более полного и тематического информирования участников и зрителей мероприятий, например, буклеты, с информацией о распределении показателя тяжести последствий в зависимости от возраста и места расположения ребенка при его перевозке в ТС с учетом требований, содержащихся в ПДД РФ, а также в руководствах по эксплуатации систем (устройств), при помощи которых обеспечивается безопасность ребенка-пассажира, позволяет определить наиболее безопасные условия перевозки детей разных возрастов (до 1 года, 1–6 лет, 7–11 лет), либо наборы и памятки для создания свето-возвращающих элементов и так далее.

Вовлечение общественных объединений в решение вопросов обеспечения БДД, поддержка инициатив некоммерческих неправительственных организаций по проведению мероприятий по дорожной безопасности значительно расширяет ресурсы и возможности государственных программ и проектов по выполнению задач снижения аварийности на дорогах региона. В Липецкой области в рамках Фонда президентских грантов реализованы социально-значимые проекты по профилактике фактов управления ТС водителями в состоянии опьянения «Трезвый путь» — трезвый водитель, безопасность на дороге!» и предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних мотоциклистов «Два колеса» (тем более, что по данным статистки почти на четверть увеличилось количество ДТП с участием детей-водителей таких ТС). В первом проекте социальная активность граждан была выражена в их объединении против одного из наиболее опасного вида нарушений ПДД — управление ТС после употребления водителем алкоголя или наркотиков. Главным исполнителем проекта «Трезвый путь — трезвый водитель» выступила Липецкая областная общественная организация «Родители — против наркотиков», а ключевыми партнерами стали УГИБДД УМВД России по Липецкой области и ГУЗ «Липецкий областной наркологический диспансер». Центральным элементом проекта стала обучающая программа по профилактике нетрезвого вождения среди посетителей учреждений здравоохранения, которые проходили медицинский осмотр, необходимый для получения водительского удостоверения.

Семинары и тренинги также прошли в автошколах, образовательных организациях и профессиональных учебных заведениях. Занятия по предотвращению нетрезвого вождения с элементами тренинга проводили врачи-наркологи, психологи, сотрудники ГИБДД и обученные волонтеры. Образовательный модуль в себя включал использование специальных VR-очков, симулирующих состояние алкогольного опьянения, которые были приобретены в рамках выделенных денежных ассигнований на реализацию проекта. Очки помогали разъяснить целевой аудитории, как алкоголь изменяет привычные функции, реакции и действия человека. В ходе проведения более 100 семинаров-тренингов было обучено более 2 тысяч водителей и кандидатов в водители. В рамках проекта были созданы и в течение года транслировались на региональных каналах телевидения и радио тематические аудио-видеоролики социальной рекламы. Подготовлены и распространены листовки общим тиражом 3 тыс. экземпляров. Среди участников проекта распространялась сувенирная продукция.

Финансирование мероприятий осуществлялось за счет средств, выделенных Фондом президентских грантов Липецкой областной общественной организации «Родители — против наркотиков», ставшей победителем социально-значимых проектов. Размер федерального гранта составил 1 млн. 723 тыс. 563 руб., объем софинансирования привлеченных средств на различные услуги — 802 тыс. 550 руб. Сроки реализации проекта составили больше года. По результатам 2022 года количество ДТП с участием водителей ТС с признаками опьянения сократилось на 28 %, а число погибших и получивших людей травмы соответственно уменьшилось на 20 % и 30 %. По итогам 9 месяцев 2023 года также прослеживается положительная динамика снижения аварийности с участием пьяных водителей (на 24 %, на 11 % и на 37 %, соответственно).

Другая гражданская инициатива была направлена на защиту прав такой отдельной категории участников дорожного движения, как несовершеннолетние мотоциклисты. Социально-значимый проект «Два колеса» был реализован Липецкой региональной спортивной общественной организацией «Федерация мотоциклетного спорта» при поддержке Госавтоинспекции области. В рамках проекта проведена серия специальных занятий в кружке «Мотошкола» с будущими и имеющими право на управление мотоциклистами. На практических занятиях отрабатывались первоначальные навыки и основы вождения мотоциклетной техникой, также в рамках проекта прошел теоретический курс правил безопасности дорожного движения. Инструкторы, делясь своими знаниями и умениями в классах и на специальном полигоне бесплатно обучали желающих искусству безопасного вождения мотоцикла, чтобы ученики начали управлять мототехникой более умело и безопасно. В общеобразовательных организациях и в автошколах были проведены занятия со школьниками старшего возраста и курсантами об опасностях и рисках управления мотоциклами, ответственности несовершеннолетних и их родителей или законных представителей за незаконное передвижение на мототехнике, о важности правильного использования средств пассивной безопасности и защиты мотоциклистами. Были организованы специальные соревнования и конкурсы. Проект поддержали лидеры байкерского движения и мотосообществ региона, которые записали видеообращения к мотоциклистам с призывами о соблюдении мер дорожной безопасности и использования средств защиты. Данные обращения транслировались в сети Интернет и на телевидении. Мероприятия проекта «Два колеса» реализовывались в течение полутора лет за счет средств, выделенных Фондом президентских грантов Липецкой региональной спортивной общественной организации «Федерация мотоциклетного спорта» в размере 2 млн. 963 тыс. 990 руб. По итогам мероприятий уровень знаний основ дорожной безопасности среди обучающихся мотоциклистов повысился, что непосредственно повлияло на их уважительное отношение к безопасной езде на мототранспорте.

Активную помощь в обеспечении БДД оказывает Липецкое областное отделение общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» (ВОА), которое принимает участие в организации и проведении различных конкурсов, викторин, соревнований, уроков и т. д. Ежегодно совместно с представителями ВОА проводятся конкурс юных велосипедистов «Безопасное колесо», Слет юных инспекторов движения «Мы выбираем жизнь», Олимпиада школьников по основам дорожной безопасности «Дорожная азбука», конкурс среди юных автомобилистов.

На постоянной основе Госавтоинспекция региона сотрудничает с Централизованными религиозными организациями «Липецкая и Задонская епархия» и «Елецкая и Лебедянская епархия» РПЦ (Московский патриархат) в вопросах обеспечения БДД, пропаганды законопослушного поведения на дорогах всех групп населения региона. Данное взаимодействие, в основном, заключается в проведении специальных мероприятий, направленных на профилактику правонарушений среди водителей, пассажиров и пешеходов, а также в совершении богослужений и проведении церковных треб с участием сотрудников ГИБДД и общественности.

Учитывая, что основную долю пострадавших в ДТП составляют молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, управлением ГИБДД УМВД России по области акцент в работе по взаимодействию с общественностью так же делался на работу с молодым поколением и молодежными общественными организациями. Значительное внимание Госавтоинспекция уделяет сотрудничеству с профильными региональными волонтерскими организациями. На базе Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкого государственного педагогического университета имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, Липецкого колледжа транспорта и дорожного хозяйства, Липецкого техникума отраслевых технологий и народного хозяйства и других образовательных организаций созданы и действуют специальные отряды и клубы по безопасности дорожного движения. Студенты-волонтеры активно принимают участие в различных мероприятиях, дежурствах и пиар-акциях по безопасности дорожного движения.

В целях вовлечения журналистов в освещение вопросов по БДД совместно с Липецким отделением общественной организации «Союз журналистов России» сотрудниками отдела ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Липецкой области создана и действует при данной творческой организации специальная секция «Ассоциация журналистов, освещающих вопросы безопасности дорожного движения». В каждом областной и муниципальной редакции средств массовой информации имеются журналисты, закрепленные за данным направлением деятельности. С данными журналистами проводятся встречи, занятия, семинары, на которых рассматриваются самые актуальные вопросы безопасности дорожного движения. Для стимулирования журналистов проводятся различные тематические конкурсы. Так, например, положение о конкурсе на лучшее освящение вопросов безопасности дорожного движения в средствах массовой информации утверждено постановлением главы администрации Липецкой области от 28.03.2002 № 45. Конкурс социальной рекламы «Выход» уже много лет проводится совместно со специальной кафедрой культуры Липецкого государственного технического университета. Союзом журналистов Липецкой области, журналистами радиостанции «Авторадио -Липецк», редакций печатных изданий «Липецкая газета», «Молодежный вестник», «Золотой ключик», «Спортивная газета» были проведены акции «Притормози», «Зимний переход — осторожно пешеход», «Спасти детские жизни», «Благородный водитель — благодарный пешеход», «Лайк водителю».

Необходимо отметить, что данные мероприятия не являются одноразовыми акциями. Все вышеперечисленное встроено в комплексную межведомственную деятельность, являются одним из важных структурных элементов всеобъемлющей региональной системы мероприятий информационно-пропагандистских проектов и кампаний по БДД.

Особое внимание сотрудниками отдела ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Липецкой области уделяется вовлечению в пропаганду безопасности дорожного движения деятелей культуры. Так, совместно с Липецким отделением общественной организации «Союз писателей России», Всероссийским Союзом писателей «Воинское содружество» и другими творческими организациями был организован литературно-публицистический конкурс на лучшее произведение по БДД среди писателей и поэтов «Мы вместе! За безопасность дорожного движения!». Результатом этой работы стали публикации сборников стихотворений и малой прозы (рассказов, эссе, очерков) о различных ситуациях, объединенных одной темой: поведением людей в рамках сохранения (последствий нарушения) безопасности дорожного движения, отношением к тем или иным проявлениям в сложных и поучительных ситуациях на дороге. Так, например, на стихотворение известного липецкого поэта, члена Союза писателей России и Союза журналистов России Павла Кузовлева «Притормози — жизнь сохрани!» была подготовлена тематическая песня, которая пользуется популярностью у детей и молодежи. Кроме того, творческие деятели постоянно участвуют в круглых столах, форумах, семинарах, в различных акциях и флешмобах, посвященных разнообразным проблемным и актуальным темам в сфере безопасности дорожного движения. Проведение данной работы оказывает существенное влияние на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения всех возрастов и социальных групп.

В рамках реализации социально-значимых проектов за счет средств региональных субсидий и грантов Липецкой региональной общественной детско-юношеской организацией «Союз юных инспекторов движения» (Союз ЮИД) при участии и организационном руководстве сотрудников отдела ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Липецкой области ежегодно проводится комплекс информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пешеходов. Среди них такие акции (регионального, муниципального и многоэтапного масштаба), как «Лотерея вежливости», «Граффити дорожной безопасности», «Ход зеброй», «Лайк водителю», «Родительский патруль», «Письмо водителю» и др. Профилактическая акция «Лотерея вежливости» направлена на поощрение законопослушных водителей при проезде пешеходных переходов. Учитывая, что мероприятие проводится в три этапа: предварительный (анонсирование), основной (раздача лотерейных билетов, свыше 2-х тысяч) и заключительный (розыгрыш лотерейных билетов и выдача поощрительных призов), оно получается достаточно протяженным по времени. Это дает возможность более длительно удерживать информационное пространство с помощью специальных рекламных сообщений и сюжетов по теме безопасности пешеходов. Также мероприятие способствует созданию положительного имиджа сотрудников ГИБДД.

В рамках мероприятий по стимулированию законопослушного поведения водителей при проезде пешеходных переходов уже более десяти лет проводятся акции «Благородный водитель — благодарный пешеход» и «Лайк водителю». В ходе мероприятий группы волонтеров, держа в руках тематические флаги, благодарят примерных водителей, используя специальные таблички в виде изображения ладони с поднятым вверх большим пальцем, таблички с надписями: «Спасибо!» и «Удачи!». Таким образом студенты и волонтеры в знак благодарности за предоставление преимущества пешеходам показывают «лайки» законопослушным водителям ТС. Одновременно они призывают пешеходов использовать международный жест привлечения внимания водителей ТС к действиям пешехода в виде поднятой вверх руки при намерении перейти улицу или дорогу.

На средства муниципальных грантовых субсидий Липецкий городской Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма реализовал общественно полезный проект «GRAFFITI ДОРОЖНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ». Он предусматривал нанесение 150 информационно-предупредительных надписей на 75 пешеходных переходах. Охват составил 35 образовательных учреждений, расположенных в непосредственной близости от проезжей части. Это свыше 60 % от общего количества школ города Липецка. Выделенная субсидия в сфере молодежной политики позволила исполнителям для реализации проекта изготовить 2 тысячи памяток, 55 световозвращающих жилетов, агитационный баннер, 30 трафаретов (3 вида по 10 надписей), а также приобрести краску в баллончиках (170 шт.) и другие расходные материалы.

В сочетании с другими профилактическими мерами особое внимание уделяется вовлечению в пропагандистскую деятельность родительской общественности. На пешеходных переходах активно работают «Родительские патрули», которые во время дежурства распространяют среди пешеходов памятки и сувенирную продукцию. Для их наглядной деятельности управление образования и науки Липецкой области изготовило и распространило по всему региону специальные жилеты с надписью: «Родительский патруль». Для стимулирования родительской общественности и педагогического сообщества, занятых этой деятельностью, в Липецкой области проведен областной конкурс на лучшую работу родительских формирований по БДД «Родительский патруль». Конкурс способствовал объединению родителей в деле обеспечения БДД и стимулировал их к созданию специального общественного движения.

Исследования, проведённые сотрудниками отдела ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Липецкой области среди участников дорожного движения, показали, что более 80 % респондентов знают или слышали о проводимых мероприятиях («Лотерея вежливости», «Лайк водителю», «Письмо ЮИД» и др.) и положительно относятся к целям их проведения.

Не смотря на активную, системную, масштабную работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма и пропаганде правомерного поведения участников дорожного движения среди несовершеннолетних и юношеской группы жителей Липецкой области в 2023 году также, как по всей стране, отмечается ухудшение как общего состояния с аварийностью на дорогах, так и рост количества ДТП с участием детей, а также молодых людей в возрасте до 24 лет (статистические данные приводятся на основе обзора ФКУ «НЦ БДД МВД России» по итогам 9-ти месяцев 2023 года) [7]. Например, рост количества ДТП, совершенные лицами в возрасте менее 18 лет, превысил 55 %. Другая цифра ДТП, с увеличением количества погибших, где возраст правонарушителей от 18 до 21 года, показала прирост на 18,6 %. Увеличились на 2,9 % цифры доли ДТП, в которых пострадавшие пассажиры не были пристегнуты ремнями безопасности, из них число погибших увеличилось на 8,3 %. Основные показатели детского дорожно-транспортного травматизма также возросли, где пострадали дети в возрасте до 16 лет. Количество таких ДТП возросло на 10,5 %. В результате ДТП возросло число погибших детей на 6,4 %, раненых -на 10,4 %. Отмечено снижение показателей аварийности с участием водителей с признаками опьянения. Количество ДТП сократилось на 14,2 %, число погибших — на 26 %, раненых — на 13 %.

Согласно ежедневно обновляемым данным Автомобильного портала «Рус ДТП» [3] за январь-февраль2024 года на территории Липецкой области произошло 104 ДТП, количество погибших 112 человек, из них один ребенок, общее количество пострадавших 148 человек. В целом по России за то же период ДТП — 15 406, в которых погибло 1 737 человек, из них 69 детей, общее количество пострадавших составило 19 953 человек. В 2023 году в Липецкой области, как и в еще в 27-ми субъектах Российской Федерации, зафиксирован рост всех трех основных показателей аварийности относительно аналогичными показателями предыдущего периода. К традиционным показателям аварийности за истекшее время стали

В целом по стране по итогам 9 месяцев 2023 года отмечается рост всех показателей аварийности ДТП с участием несовершеннолетних лиц (до 18 лет). Зарегистрирован прирост на 10,2 % ДТП, в которых увеличилось количество погибших (на 3,6 %) и получивших ранения (на 10,4 %) несовершеннолетних. По данным статистики заметен рост показателей ДТП с пострадавшими детьми (до 16 лет). При этом общий отмечается прирост ДТП на 10,5 %, в которых увеличивается количество погибших (на 6,4 %) и раненых (на 10,4 %) детей. По-прежнему большинство (80,7 %) ДТП с участием детей происходит в результате грубого несоблюдения норм ПДД водителями ТС, в которых увеличилось количество погибших (на 13,7 %) и раненых (на 4,9 %) детей. В целом показатели тяжести последствий таких ДТП возросло с 4 до 4,4. Тревожные цифры статистки демонстрируют увеличение на 11,1 % количества ДТП, где водитель ТС нарушил требования, предъявляемые ПДД РФ к перевозке детей, что привело к возросшей на 24,1 % погибших и на 8,3 % раненых цифре детей. Количество ДТП с участием детей-пешеходов по итогам 9 месяцев 2023 года также выросло на 5,6 %. Но при этом произошло снижение на 7,3 % погибших детей, но при этом увеличилось количество на 5,5 % раненых.

Новые тревожные показатели по итогам 2023 года касаются ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), рост за год по всей стране составил 215,9 %, зарегистрировано 2 647 случаев ДТП, в результате которых погиб 31 (увеличение на 63,2 %) человек, в том числе 3 несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а 919 детей в возрасте до 16 лет получили ранения. В числе субъектов, где зафиксированы ДТП с участием СИМ со смертельным исходом оказалась и Липецкая область.

Такая ситуация с ростом ДТП ставит новые вызовы перед сотрудниками Госавтоинспекции, исполнительными органами власти всех уровней и органами МСУ, в том числе и в информационном воздействии на российское общество в рамках пропаганды БДД. Проанализировав в данной статье отдельные вопросы и важнейшие направления деятельности основного субъекта пропаганды БДД — Отдела ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Липецкой области — можно сделать выводы о том, что данному Отделу отводится важнейшая роль в деятельности всей Госавтоинспекции по пропаганде БДД и профилактике нарушений ПДД в целях достижения у граждан всех возрастных категорий должного уровня правосознания и формирования осознанного поведения в области дорожного движения, что будет сказываться как на количестве нарушений в сфере БДД, так и способствовать сокращению количества тяжелых последствий ДТП, особенно детского дорожно-транспортного травматизма.

С учетом общей ситуации с аварийностью в регионе, считаем необходимым в деятельности Отдела ОАРиПБДД УГИБДД УМВД России по Липецкой области активно наращивать инструментарий для повышения продуктивности различных форм пропаганды БДД, применять наиболее действенные виды информационного воздействия на всех участников дорожного движения, как, например:

– креативные формы социальной рекламы, рассчитанной на разные возрастные группы и применяемой в комплексе на всех уровнях аудиовизуальных СМИ, интернет-пространстве;

– мультимедийные продукты с использованием цифровых технологий, от компьютерных игр до системы предупреждения и оповещения жителей региона о важных изменениях в сфере дорожного движения,

– СМС-рассылки-«напоминалки» для родителей и детей;

– творческие художественные кино-и телепродукты (мультфильмы, документальные и художественные фильмы как короткометражного, так и полного формата);

– система специализированных комплектов тематических игр (интерактивных игрушек) для детей дошкольного и раннего школьного возраста, с обязательным повышением квалификации педагогического и воспитательного состава по программам основ БДД и основам игровых технологий;

– привлечение представителей гражданского общества и родительского актива к расширению масштабов сотрудничества в целях внедрения новых поведенческих моделей в социальную действительность, когда соблюдение норм ПДД станет модным, престижным, общественно-одобряемым поведением.

Одним из последних нововведений в вопросах контроля является внедрение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и активизация деятельности общественных советов по контролю за организацией и безопасностью в дорожном движении. Однако пока это активно функционирует в столичных регионах. Следует распространить положительную наработанную практику на все регионы страны, с целевым бюджетным финансированием данных мероприятий.

Также в качестве предложений по качественному изменению подхода к пропаганде БДД, следует заострить внимание на системе непрерывного правового образования людей, получающих водительское удостоверение, с тем, чтобы знания о нормах права в сфере БДД пополнялись регулярно, на протяжении всей жизни, а также не прекращалось формирование навыков их применения, доведения их до автоматизма, взращивание внутреннего психо-эмоционального состояния невозможности нарушения ПДД в дорожном движении из-за прочных морально-нравственных устоев и повышенной социальной ответственности личности.

Отдельно хотелось бы внести предложения по изменениям в систему подготовки будущих водителей ТС. На сегодня в соответствие с Приказом Министерства просвещения РФ от 8 ноября 2021 г. № 808 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» в автошколах применяется более 60-ти примерных программ, при этом текст которых практически не отличается. Считаем необходимым дополнить подготовку специализированными блоками по правовому просвещению с обязательным использованием фото- видеоматериалов пропагандисткой направленности, в целях оказания психологического воздействия на процессы мышления, где будут демонстрировать тяжкие последствия ДТП, в целях формирования у обучающихся психоэмоционального негативного отношения к нарушению ПДД и установки на правомерность поведения в дорожном движении.

Также в связи с вышеизложенными предложениями будет актуальным предусмотреть возможности по использованию Интернета и возможностей искусственного интеллекта как в информационно-ознакомительных целях, так и для создания в учебно-тренировочных целях некой виртуальной модели (онлайн-симулятора дорожного движения) со свободным доступом для граждан РФ (по регистрации).

В качестве итогового вывода считаем необходимым подчеркнуть, что к поиску эффективных механизмов совершенствования информационной, правовой, организационной составляющей пропаганды БДД необходимо привлекать психологические службы и IT-специалистов с тем, чтобы усиливать результативность, разноплановость, инновационность воздействия на сознание участников дорожного движения всех возрастов в заявленных целях формирования правого гражданского сознания. При этом расширять возможности программно-целевого планирования и основанной на этом деятельности по профилактике правонарушений в сфере БДД с учетом соразмерного бюджетного финансирования и привлечения средств фондов и заинтересованных профильных организаций.

Литература:

  1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (редакция от 1 марта 2024) // Собрание законодательства Российской Федерации, N 7, 14.02.2011, ст.900
  2. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации, № 26 (ч.I), 27.06.2016, ст.3851
  3. Автомобильный портал «Рус ДТП» https://rusdtp.ru/about/ . — Текст: электронный // Автомобильный портал «Рус ДТП»: [сайт]. — URL: https://rusdtp.ru/about/ (дата обращения: 07.03.2024).
  4. Адаева, О. В. Роль правового воспитания в преодолении деформации правосознания/ О. В. Адаева. — Текст: непосредственный // Вопросы студенческой науки. —2020. — № 8 (48) — С. 203–206.
  5. Борисова, С. Е. Способы психолого-правового воздействия на поведение водителей в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения. / С. Е. Борисова. — Орёл: Орловский юридический институт МВД России, 2022. — 44 c. — Текст: непосредственный.
  6. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 150 с. / авторов Коллектив. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://media.mvd.ru/files/embed/5055549 (дата обращения: 07.03.2024).
  7. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 9 месяцев 2023 года. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023, 40 с / авторов Коллектив. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://media.mvd.ru/files/embed/4994528 (дата обращения: 07.03.2024).
  8. Пропаганда БДД среди участников дорожного движения — основная задача самой творческой службы Госавтоинспекции. — Текст: электронный // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/13131301 (дата обращения: 07.03.2024).
  9. Худойкина, Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Т. В. Худойкина. — Текст: непосредственный // Глобальный научный потенциал. — 2015. — № 11(56). — С. 206–210.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, Липецкая область, ДТП, Россия, ребенок, основная категория участников, ДОРОЖНая БЕЗОПАСНОСТь, участие детей-пешеходов, водитель, участие детей.


Ключевые слова

Россия, правовое воспитание, правовая пропаганда, безопасность дорожного движения, информационное воздействие, профилактическая деятельность, ДТП, правила дорожного движения, административный штраф, дорожное движение, Липецкая область, МВД России, дорожная безопасность, профилактика правонарушений, Госавтоинспекции МВД России, детский дорожно-транспортный травматизм, пропаганда безопасности, юный инспектор движения, ремень безопасности, дорожно-транспортная аварийность, пропагандистская работа, уличное движение, правило перевозки детей, нарушение ПДД

Похожие статьи

Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неи...

Дорожно-транспортные происшествия: причины, последствия, меры предотвращения

В статье рассматриваются причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, их последствия для участников (водителя, пассажиров, пешеходов), классифицируются столкновения, анализируются источники травматизации и средства защиты. Приводятся меры...

Становление, развитие и особенности системы безопасности автотранспортных средств

В статье проводится рассмотрение вопроса становления и развития автомобильной безопасности как средства сохранения жизни и здоровья водителя и пассажиров эксплуатируемых транспортных средств в следствие аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происш...

Проблемы административной ответственности за нарушения плавил дорожного движения

В данной статье рассмотрена проблема создания условий для безопасности дорожного движения в нашей стране набирает все большую актуальность, и это невзирая на то, что государством предпринимается ряд мер в этом направлении. Внедрение механизма увеличе...

Динамика детского травматизма и предупреждение ранней инвалидности в Республике Узбекистан

На основании проведенного статистического исследования детского травматизма в Республике Узбекистан, г. Ташкенте и Ташкентской области за период с 2010–2014 гг., выявлено, что отмечается подъем травматизма в динамике на 3,8 % у детей до 14 лет. Это т...

Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»

Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного ...

Нейронные сети для контроля за соблюдением правил дорожного движения, предупреждения и распознавания дорожно-транспортных происшествий

В статье проводится рассмотрение вопроса применения средств фото- и видеофиксации правонарушений в области дорожного движения, для предупреждения дорожно-транспортных происшествий, аварийных ситуаций, иных случаев, представляющих угрозу жизни, здоров...

Административный надзор как вид государственного управления в полицейской деятельности

Предметом исследования является организация и правовое регулирование административной и надзорной деятельности полиции для обеспечения общественного порядка. Целью исследования является изучение организационно-правовых вопросов административной и на...

Влияние физической подготовки на работоспособность курсантов ведомственных вузов

Физическая подготовка является неотъемлемой частью жизни курсанта. Главной целью физической подготовки в ведомственных образовательных учрежденьях является формирование, развитие и совершенствование у обучающихся, специальных навыков. Основой физичес...

О некоторых аспектах аварийности в Ленинградской области и способах повышения безопасности дорожного движения в темное время суток (на основе новых разработок)

Рассматривается ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. На основе статистики ДТП, произошедших в Ленинградской области и в целом по России, автор делает вывод о необходимости рассмотрения положительного опыта...

Похожие статьи

Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неи...

Дорожно-транспортные происшествия: причины, последствия, меры предотвращения

В статье рассматриваются причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, их последствия для участников (водителя, пассажиров, пешеходов), классифицируются столкновения, анализируются источники травматизации и средства защиты. Приводятся меры...

Становление, развитие и особенности системы безопасности автотранспортных средств

В статье проводится рассмотрение вопроса становления и развития автомобильной безопасности как средства сохранения жизни и здоровья водителя и пассажиров эксплуатируемых транспортных средств в следствие аварийных ситуаций, дорожно-транспортных происш...

Проблемы административной ответственности за нарушения плавил дорожного движения

В данной статье рассмотрена проблема создания условий для безопасности дорожного движения в нашей стране набирает все большую актуальность, и это невзирая на то, что государством предпринимается ряд мер в этом направлении. Внедрение механизма увеличе...

Динамика детского травматизма и предупреждение ранней инвалидности в Республике Узбекистан

На основании проведенного статистического исследования детского травматизма в Республике Узбекистан, г. Ташкенте и Ташкентской области за период с 2010–2014 гг., выявлено, что отмечается подъем травматизма в динамике на 3,8 % у детей до 14 лет. Это т...

Методическая разработка «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей дошкольного возраста»

Дорожная безопасность — это мера безопасности, снижающая риск дорожно-транспортных происшествий и травм на дороге из-за ошибок людей во время движения по дороге. Формирование основ безопасного поведения одна из главных задач современного дошкольного ...

Нейронные сети для контроля за соблюдением правил дорожного движения, предупреждения и распознавания дорожно-транспортных происшествий

В статье проводится рассмотрение вопроса применения средств фото- и видеофиксации правонарушений в области дорожного движения, для предупреждения дорожно-транспортных происшествий, аварийных ситуаций, иных случаев, представляющих угрозу жизни, здоров...

Административный надзор как вид государственного управления в полицейской деятельности

Предметом исследования является организация и правовое регулирование административной и надзорной деятельности полиции для обеспечения общественного порядка. Целью исследования является изучение организационно-правовых вопросов административной и на...

Влияние физической подготовки на работоспособность курсантов ведомственных вузов

Физическая подготовка является неотъемлемой частью жизни курсанта. Главной целью физической подготовки в ведомственных образовательных учрежденьях является формирование, развитие и совершенствование у обучающихся, специальных навыков. Основой физичес...

О некоторых аспектах аварийности в Ленинградской области и способах повышения безопасности дорожного движения в темное время суток (на основе новых разработок)

Рассматривается ситуация с обеспечением безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. На основе статистики ДТП, произошедших в Ленинградской области и в целом по России, автор делает вывод о необходимости рассмотрения положительного опыта...

Задать вопрос