Образование как путь к гуманизму: идейный анализ фильма А. С. Кончаловского «Первый учитель» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 29.02.2024

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Чжао, Ханьчи. Образование как путь к гуманизму: идейный анализ фильма А. С. Кончаловского «Первый учитель» / Ханьчи Чжао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 333-337. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111662/ (дата обращения: 17.12.2024).



Настоящая статья посвящена идейному анализу фильма А. С. Кончаловского «Первый учитель» как одного из классических русских фильмов, как замечательной экранизации повести Ч. Айтматова и как одного из важнейших высказываний на тему гуманизма в истории русской культуры. В центре внимания автора статьи — ценность образования, которая в фильме рассматривается как непременное условие человечности.

«Первый учитель» — безусловный шедевр советского и мирового кинематографа, широко признанный по всему миру, в том числе, и в КНР. Кроме замечательной режиссёрской работы и высококачественной литературной основы, фильм отличается ярким гуманистическим содержанием, утверждающим мощную преобразующую силу образования как инструмента воспитания человечности.

Настоящая статья является исследованием в русле истории русского классического кино, в её центре лежит проблема гуманизма как идейной основы советского кино и всей советской культуры. Главным достоинством статьи является первый в научной литературе анализ ценности образования в гуманистическом аспекте на материале фильма «Первый учитель».

Ключевые слова: фильм Первый учитель Кончаловского, классическое русское кино, гуманизм, ценность образования.

Фильм А. С. Кончаловского «Первый учитель», снятый на киностудии «Киргизфильм» в 1965 году, рассказывает о первых шагах становления советской власти в отдалённых сельских киргизских районах. Действие происходит в одном из отдалённых горных аилов (киргизских сельских поселений) южной или западной части современного Кыргызстана в неустановленное время, однако по косвенным признакам мы можем определить примерный период действия — с 1923 по 1924 год. Для проведения анализа идейного содержания картины и её гуманистического наполнения необходимо подробно рассмотреть историко-социальный фон её сюжета, разобраться в состоянии киргизского общества в показываемый период времени.

Киргизы — один из древнейших этносов, населяющих северо-восточные горные территории Средней Азии (в районе горных массивов Тянь-Шань, к югу от территории современной РФ и к западу от территории Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР). Существование киргизов как народа, населяющего долину верхнего течения Енисея отмечал ещё древнекитайский историк Сыма Цянь, описывавший киргизов китайским этнонимом. В течение долгого периода времени (с IX по XIII-XV века) киргизы постепенно переселялись на запад — с территории Сибири на территорию гор Тянь-Шань, где и сформировалась их современная этническая общность. Киргизы сохранили уклад жизни древних кочевников, занимались почти исключительно скотоводством, достаточно мало переняли в культурном плане от соседних оседлых народов — узбеков и уйгуров. Большинство киргизов было мусульманами-суннитами, однако исламская культура незначительно повлияла на быт скотоводов в горных аилах, сохранивших многие доисламские традиции (это показано и в фильме «Первый учитель» в сцене похищения невесты).

В 1850-е годы начинается постепенное завоевание населенных киргизами территорий Российской империей; киргизский народ попадает от северного соседа в колониальную зависимость. Российская империя никак не заботилась о повышении качества жизни и культурного уровня своих среднеазиатских окраин: подавляющее большинство киргизов было неграмотными как в доколониальный период, так и к началу установления советской власти; местное население было отрезано от минимального уровня образования, медицины и средств технического прогресса (например, железных дорог или телефонов), которые были доступны в центральной части Российской империи. Киргизы достаточно мирно приняли русскую колонизацию: их устраивало то, что новые власти не начинают культурной экспансии и не меняют привычного уклада их жизни.

Советская власть пришла в Среднюю Азию в 1918 году, когда был создан Советский Туркестан в составе Туркестанской АССР (в которую вошли современные Киргизия и Узбекистан) и Киргизской АССР (в которую вошёл современный Казахстан). На северных и восточных малоразвитых территориях современной Киргизии, населённых большим количеством бедных скотоводов, процесс установления советской власти прошёл достаточно легко. Бедняки с радостью приняли новую власть, которая дала им бесплатный доступ к ценнейшему ресурсу — воде и освободила их от власти жестоких и жадных помещиков — баев. Это важнейшее замечание озвучивается в одном из первых кадров фильма «Первый учитель», в реплике главного героя учителя Дюйшена «Кто дал вам свободу? Кто дал вам воду?».

Политическое оформление советской власти на большей части территории современной Киргизии успешно завершилось к 1920 году; Гражданская война продолжалась в отдельных южных и юго-западных районах до 1928, однако на большей части киргизских земель были успешно созданы органы советской власти, на основе которых была создана Кара-Киргизская АССР. Окончательное установление советской власти и начало истории Советской Киргизии завершилось только в 1925 году.

Советская власть получила тяжёлое наследие колониального режима: подавляющая масса киргизов была неграмотна, политически пассивна, плохо воспринимала новые традиции советского быта, например, идею личного освобождения женщин (данная тема блестяще раскрыта в фильме «Первый учитель» в сюжетной линии главной героини — 16-летней девушки Алтынай). Плохо воспринимали киргизы и идею массового просвещения, что отражено в первой сцене фильма, в которой жители аила смеются над Дюйшеном, который обещает открыть школу. Реакция скотоводов на декрет Советской власти о всеобщем образовании проста и предсказуема: они не понимают нужности образования, поскольку никогда не имели к нему доступа и, будучи географически изолированными от более развитых территорий, не могли увидеть его преимуществ, хотя бы, например, в цинском Китае. Традиционный образ жизни, к которому привыкли горные киргизы, не требовал образования. Один из бедняков так и сказал Дюйшену: «Мой дед и мой отец не умели читать, но их бараны за это на них не обижались».

В первой сцене один из бедняков говорит Дюйшену: «Разве ты мулла, чтобы учить наших детей?». В традиционном киргизском сознании образование могло быть только религиозным, его источником мог быть только религиозный лидер (мулла), и доступно оно быть только детям баев или очень зажиточных скотоводов.

Таким образом, в зачине фильма мы видим, что просвещение киргизского населения было труднейшей задачей; по мнению одного из ключевых героев фильма — старика-скотовода Картынбая — Дюйшен был с самого начала обречён на неудачу. Несмотря на решимость Дюйшена: «Ты меня не знаешь!», Картынбай скептически заметил: «Зато я знаю жизнь». Таким образом, мы делаем следующий вывод: историко-социальный фон, на котором начинается действие картины, был для главного героя крайне неблагоприятным; местное население не было готово к просвещению, относилось к учителю враждебно, находилось в плену традиционных предрассудков. Тем не менее, это не помешало Дюйшену начать свою высокую гуманистическую миссию.

Образ учителя Дюйшена в фильме А. С. Кончаловского «Первый учитель» с первых кадров решается режиссёром символически: Дюйшен — это пророк. Он желает переустроить жизнь, но не по собственному желанию и не по собственной инициативе; Дюйшен — пророк и провозвестник новой власти. Он начинает свой разговор с враждебно настроенными жителями аила словами «Меня прислал сюда комсомол!». Когда скотоводы смеются над ним и отрицают ценность его миссии, он возмущается: «Значит, вы против Советской власти?». Мы полагаем, что образ непонятого пророка в фильме появляется под влиянием русской классической литературы, прежде всего, под влиянием стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк», а именно, следующих строк:

«…Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья».

Итак, Дюйшен с самого начала фильма снижает важность собственной личности; собравшемуся народу он говорит: «Я — учитель. Меня зовут Дюйшен. Так и зовите меня — учитель Дюйшен». Такая формулировка говорит о том, что для Дюйшена его статус носителя новых идей гораздо важнее его собственного имени, личных амбиций и интересов. Дюйшен видит себя носителем новых идей и ценностей, строителем новой культуры. Суть этой самой новой культуры Дюйшен понимает, в современном смысле, смутно и неглубоко, однако для него лично сложилась вполне ясная картина: Советская власть — это великая, священная и всепобеждающая сила, которая пришла на киргизскую землю, дала беднякам землю, воду и свободу, а значит, Советская власть исключительно хороша и полезна, её нужно распространять и устанавливать везде, где живут люди. Кроме прочего, Советская власть дала людям возможность учиться, чем невероятно возвысила их. Сам Дюйшен рассказывает селянам: «Да, я был нищим! Но Советская власть отменила нищих! …Я был в самой Москве, я видел настоящий телефон! А ваш мулла видел телефон?». Фактически, Дюйшен утверждает, что Советская власть изменила его человеческое качество, вознесла его на необычайные, недосягаемые вершины человеческого духа. Именно в этом он видит прекрасную гуманистическую идею Советской власти, распространению которой он решил посвятить свою молодую жизнь.

Первый урок у Дюйшена заканчивается неудачей: он не умеет учить детей и горько плачет от осознания собственной беспомощности. Тем не менее, именно этот провальный первый урок является в фильме одной из самых сильных сцен, в которой глубоко раскрывается высокая гуманистическая миссия учителя. Сцена начинается с крупного плана на журнальную страницу с небольшим портретом В. И. Ленина. Этот скромный портрет в обрамлении очень напоминает икону (и функционально является таковой для Дюйшена, поскольку образ и имя Ленина для него священны; это подчеркивается в заключительной сцене фильма, когда портрет Ленина остаётся целым в сгоревшей дотла школе). Первый урок начинается словами: «Это — Ленин, вождь мирового пролетариата. Это он велел, чтобы вы учились в школе… Ленин — самый большой учитель!». Педагогические методы Дюйшена несостоятельны, но его цель, его душевные порывы — высоки и благородны: «Вы должны быть умнее байских детей!». Для Дюйшена образование — это освобождение от цепей классовых различий, эта та великая сила, которая уравнивает всех людей в высоком человеческом звании.

Ещё одним символическим образом в фильме является неглубокая горная река: за рекой находится школа, переделанная из бывшей байской конюшни. Дети боятся переходить реку с ледяной водой; Дюйшен переносит их на себе. Фактически, река в фильме выполняет функцию линии разделения двух миров: старого и нового. Перенося детей через реку, Дюйшен переносит их к новым знаниям, к новым надеждам, к новому, более высокому человеческому качеству. Символическое значение этого ежедневного ритуала, который выполняет Дюйшен со своими учениками, также глубоко гуманистично. Один из учеников возражает: «В такую холодную воду даже бараны не пойдут!», на что Дюйшен рассердился: «Значит, вы не бараны, а я — баран!». Противопоставление людей и баранов — важнейший конфликт в фильме; он выражается в репликах героев несколько раз и каждый раз — не напрямую, а косвенно. Дюйшен, перенося детей через реку, хочет превратить их в людей, освободить их от тяжелой и постыдной судьбы их отцов и дедов, проживших свои жизни без цели и надежды, как бараны.

Сцена, в которой Дюйшен строит брод через реку, в одиночку таская тяжёлые камни на пределе человеческих возможностей, превозмогая страшный зимний холод, была заимствована А. С. Кончаловским из одного из наиболее выдающихся фильмов периода «великого расцвета» советского кино, картины Ю. Я. Райзмана «Коммунист» (1957). Как и Дюйшен, главный герой «Коммуниста» Василий Губанов, — человек, ограниченный слабыми человеческими силами, однако имеющий неограниченную духовную силу, питаемую его бесконечной верой в великое дело Советской власти. Как и Василий Губанов, Дюйшен — это яркий пример внешне обычного, даже слабого человека, который внутри, в огромной силе своей человечности, является сверхчеловеком (или «богочеловеком» по выражению А. М. Горького). Дюйшен в этой сцене одинок (только влюблённая в него Алтынай помогает ему строить брод), однако он верит, что его одиночество — временная трудность, и скоро его ученики смогут стать людьми нового типа, более высокого качества и помочь ему в выполнении нелёгкой миссии.

Образ нового мира, к которому ведёт путь через ледяную реку, в картине показан лишь отражённо: в сцене, когда Алтынай уезжает в детский дом в Ташкенте. «Ташкент — большой красивый город, там много парков, высоких домов, широких улиц… по выходным дням вас будут водить в парк или в кино». Для человека с примитивным культурным уровнем, не освободившегося от традиционного сознания, такая картина выглядит как райское царство, созданное на земле, мир, в котором не существует насилия, зла, несправедливости и бедности. Прорыв к этому миру возможен только через перерождение, через отказ от многовековых косных традиций, через обретение нового духа, носителем которого является сам Дюйшен.

Финальная сцена глубоко пессимистична: школа сожжена баями, при пожаре погиб один из любимых учеников Дюйшена, жители аила прогоняют его и даже грозятся убить. Однако главное различие между человеком старого типа, символически сравниваемого в картине с бараном, и человеком нового типа, человеком будущего, лежит в таком духовном явлении как вера в прекрасное завтра, говоря научным языком, социальный оптимизм. Такое явление человеческого духа как социальный оптимизм был недоступен многим поколениям киргизов и других национальных меньшинств рухнувшей Российской империи, но оно должно стать доступно для учеников Дюйшена, они, как и их учитель, должны обрести веру в целесообразность своего существования. Именно веру в будущее Дюйшен провозглашает в своей главной речи в финале фильма, когда обещает построить новую школу: «Но учить в ней детей буду уже не я, безграмотный нищий бродяга, а настоящие учителя — с картами и микроскопами». Именно эту веру Дюйшен передавал своим ученикам, когда они при свете костра повторяли слово «социализм», ранее никогда не звучавшее над вековыми горами Тянь-Шань.

Подводя итоги вышеизложенному, отметим: в фильме А. С. Кончаловского «Первый учитель» фигура учителя — явление гораздо более сложное и многогранное, чем исполнитель социальной функции. Учитель — это пророк, приносящий новости о наступлении новой эры. Учитель — это борец, который преодолевает неверие людей, косность их традиционного сознания и даже противодействие самих сил природы. Учитель — это пример человека нового типа. Учитель — это носитель гуманистических идей и ценностей, среди которых есть и ранее незнакомые для традиционного сознания: это любовь к человеку, вера в безграничность силы человеческого духа и социальный оптимизм (то есть, вера в прекрасное будущее).

Чингиз Айтматов (автор литературной основы) и режиссёр А. С. Кончаловский по-разному решили художественные задачи своих произведений: книга Ч. Айтматова более оптимистична и ближе к художественным канонам социалистического реализма, в то время как фильм А. С. Кончаловского гораздо более пессимистичен и символичен. Однако, как нам представляется, оба автора сходятся в том, что Учитель — это не профессия, а высокое звание носителя лучших гуманистических идей и ценностей, и в таком качестве оно не должно ограничиваться временем и местом действия фильма; настоящий Учитель должен проявлять самые высокие человеческие качества, которые продемонстрировал в картине «Первый учитель» главный герой Дюйшен — силу духа, принципиальность и убеждённость, веру в человека и любовь к людям, — в любых социальных обстоятельствах. В этом нам видится основная гуманистическая идея фильма и его литературной основы. Таким образом, фильм А. С. Кончаловского «Первый учитель» показывает, насколько высока преобразующая роль образования, насколько оно способно возвысить качество человеческой личности, и можно сказать, что образование — путь к гуманизму.

Литература:

1. Горький А. М. Несвоевременные мысли. [M]. М.: Современник, 1991.

2. Горячок К. Л. Дзига Вертов и Лени Риффеншталь: репрезентация реальности в тоталитарную эпоху. [J]. //Художественная культура, 2022 — № 1, с. 26–29.

3. Герасимов С. А. Жизнь. Фильмы. Споры. [M]. М.: Искусство, 1971.

4. Долонская Н. Записка А. С. Пушкина «О народном воспитании»: исторические реалии и современный контекст [C]. / А. С. Пушкин и пушкинское наследие в современной массовой культуре. Сборник. СПб: Ленинградский гос. университет им. А. С. Пушкина, 2009.

5. Крупская Н. К. Педагогические сочинения в 10 тт. — Т. 2. [M]. М.: Академия пед. наук, 1958.

6. Пословицы русского языка: словарь В. И. Даля. [M]. М.: Русский язык, 2009. — 814 с.

7. Статистическия сведения по начальному образованию в Российской империи (1908). [C]. Одесса: Печатня С. П. Яковлева, 1910.

8. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. [M]. М.: Терра, 1992. Т. 8, с. 5–7.

Основные термины (генерируются автоматически): Советская власть, учитель, фильм, Российская империя, социальный оптимизм, традиционное сознание, Тянь-Шань, человек нового типа, человеческий дух, высокая гуманистическая миссия.


Ключевые слова

гуманизм, Ценность образования, фильм Первый учитель Кончаловского, классическое русское кино

Похожие статьи

Семейные ценности взгляд поколений. Уроки семейного воспитания Л. Н. Толстого

В статье рассмотрены различные аспекты современной семьи, которые были исследованы анкетой «Наше поколение выбирает…» и дали возможность сравнить представления о семье современного молодого человека XXI века с тем, какой видел семью человек XIX века ...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования

Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания...

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Труд как личностный выбор в культуре шестидесятников (на примере пьес В. С. Розова «Страница жизни» и «В добрый час»)

Статья посвящена мотивам выбора личности и познания бытия путем физического труда в творчестве советского писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова. Предметом исследования является анализ двух пьес В. С. Розова: «Страница жизни» и «В добрый час...

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...

Нравственное влияние творчества Л. Н. Толстого на современную молодёжь

В статье автор определяет влияние творчества Л. Н. Толстого на нравственное воспитание современной молодёжи. Раскрывает важную дидактическую роль его романов, вошедших в золотой фонд мировой классики.

Современная узбекская психологическая проза на примере творчества Саломат Вафо

В данной статье рассматривается творчество узбекской современной писательницы Саломат Вафо как мастера психологической прозы. Основное внимание в работе автор акцентирует на художественных приёмах писательницы и средствах отображения внутреннего мира...

Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе

В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Образ России в произведениях Р. М. Рильке

Проблема восприятия одной национальной культурой достижений и ценностей иной культурной традиции всегда является актуальной. Как западная культура стала активным фактором отечественного литературного процесса, так и русская культура на протяжении пос...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Похожие статьи

Семейные ценности взгляд поколений. Уроки семейного воспитания Л. Н. Толстого

В статье рассмотрены различные аспекты современной семьи, которые были исследованы анкетой «Наше поколение выбирает…» и дали возможность сравнить представления о семье современного молодого человека XXI века с тем, какой видел семью человек XIX века ...

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования

Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания...

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Труд как личностный выбор в культуре шестидесятников (на примере пьес В. С. Розова «Страница жизни» и «В добрый час»)

Статья посвящена мотивам выбора личности и познания бытия путем физического труда в творчестве советского писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова. Предметом исследования является анализ двух пьес В. С. Розова: «Страница жизни» и «В добрый час...

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Автор последовательно анализирует эволюцию особого литературного жанра, производственного романа. Последовательно рассмотрена эволюция образа героя на примере художественно репрезентативных произведений. Сделаны выводы о том, что на этапе формировани...

Нравственное влияние творчества Л. Н. Толстого на современную молодёжь

В статье автор определяет влияние творчества Л. Н. Толстого на нравственное воспитание современной молодёжи. Раскрывает важную дидактическую роль его романов, вошедших в золотой фонд мировой классики.

Современная узбекская психологическая проза на примере творчества Саломат Вафо

В данной статье рассматривается творчество узбекской современной писательницы Саломат Вафо как мастера психологической прозы. Основное внимание в работе автор акцентирует на художественных приёмах писательницы и средствах отображения внутреннего мира...

Роль и место художественных и научно-популярных фильмов на уроках истории в современной школе

В статье автор пытается обозначить важность применения кинолент в рамках уроков истории, определить место и роль в учебном процессе, найти недостатки и достоинства кинофильмов, как источников исторической информации.

Образ России в произведениях Р. М. Рильке

Проблема восприятия одной национальной культурой достижений и ценностей иной культурной традиции всегда является актуальной. Как западная культура стала активным фактором отечественного литературного процесса, так и русская культура на протяжении пос...

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Задать вопрос