Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью цифрового микроскопа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 29.02.2024

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Марунова, И. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью цифрового микроскопа / И. В. Марунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111658/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор отмечает важность использования цифрового микроскопа, возможности которого позволяют педагогу сделать процесс развития более интересным и эффективным, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными.

Ключевые слова: цифровой микроскоп, информационно-коммуникационные технологии, исследователь.

В настоящее время ребенок с рождения окружён различными гаджетами, которые привлекают внимание ребенка. Задача современного педагога направить использование всех этих технических новшеств в русло обучения и исследования. Вместо наложения запретов на пользование техническими устройствами, благоразумнее научить детей правильно применять их для своего познавательного развития.

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного контента, широким распространением мультимедиа технологий, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания. Поэтому в настоящее время информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью процесса развития и обучения детей дошкольного возраста.

Грамотное использование технических устройств в детском саду позволит повысить познавательную мотивацию, любознательность дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога. Интерактивные доски, 3d ручки, интерактивные столы, цифровые микроскопы способствуют не только освоению опыта самостоятельного исследования образовательного материала, но и повышают успешность выполнения заданий и мотивацию познания.

Привычное средство с новыми возможностями. Дошкольники в большей степени, нуждаются в том, чтобы образовательная деятельность была интересной и увлекательной, им нужна дополнительная мотивация, большая наглядность. Такую возможность, как расширить традиционные средства обучения, даёт цифровой микроскоп.

Цифровой микроскоп — оптический прибор, снабженный преобразователем изображения в цифровое. Он позволяет в режиме реального времени передать в компьютер изображения микрообъектов, микропроцессов, их хранение, отображение на экране и распечатку, а также включение в презентацию. С применением цифрового микроскопа появилась возможность более качественно и интересно проводить с детьми исследования живой и неживой природы. Цифровой микроскоп очень прост в применении, что работать с ним могут даже дошкольники под руководством воспитателя. Он мобилен и его легко держать в руке. Ребёнку достаточно просто навести микроскоп на любой предмет или насекомое и изображение сразу же появится на экране благодаря цифровой камере. Изображение объекта под микроскопом транслируется на экран компьютера или проектора, его можно фотографировать и снимать как в реальном времени, так и с интервалом от минуты до часа. Это превращает обучение детей в подобие увлекательной компьютерной игры. Очень важно и то, что изображение можно сохранить, отредактировать, раскрасить, подписать при помощи простого графического редактора и распечатать, используя принтер.

Преимущества использования цифрового микроскопа:

– реализация информационно-коммуникационных технологий;

– использование в работе с детьми современных способов фиксации хода эксперимента и его результатов;

– изучение объекта в динамике;

– оформление на реальных объектах демонстрационный и раздаточный материал.

Цифровой микроскоп поможет сделать процесс развития более интересным и эффективным, а получаемые знания — более глубокими и обобщенными. Интерес к таинственному миру, исследовательский интерес, мотив успешного решения поставленных задач, а также просто увлечённость интересным предметом (цифровым микроскопом) — всё это является мотивом к использования данного предмета.

Каждый ребенок стремится к познанию и каждый день приносит ему новые открытия. Цифровой микроскоп позволяет рассмотреть то, что невозможно увидеть невооруженным глазом. Разглядеть в деталях, как устроена кожа человека, крылышко насекомого или песчинка. Из чего состоит капелька воды, как выглядит пыльца на цветке и многие другие удивительные картины — всё это легко исследовать и изучить с помощью цифрового микроскопа.

Цифровой микроскоп оснащён мощной цифровой камерой. Камера более чем в 200 раз увеличивает изображения различных объектов и передает изученные объекты на компьютерный монитор. С помощью него можно рассмотреть не только интересующий предмет, но также его зафиксировать в виде фото и видео.

Используя возможности программного обеспечения микроскопа, можно провести следующие исследования. Например:

«Как растение пьёт?». В процессе трудовой деятельности по поливу цветов у детей возник вопрос: «Как растение пьёт?». Мы проверили, взяв веточку и поставив её в окрашенную воду. Затем сделали срез стебля и рассмотрели под микроскопом. Зафиксировали всё в слайдах и смонтировали целый фильм.

Просмотрев мультфильм «Лунтик. Невидимая грязь», детей заинтересовало, как увидеть невидимую грязь и как она может передаваться. Мы вместе с детьми с помощью микроскопа изучили, как выглядят бактерии на немытых овощах, фруктах или руках. Таким образом дошкольники узнали, что микрочастицы грязи могут передаваться через прикосновение и загрязнять руки. Поэтому следует соблюдать правила гигиены.

В рамках проекта «Копейка рубль бережёт» знакомились вместе с детьми с денежными купюрами. Рассмотрели с помощью цифрового микроскопа мелкие детали, изображенные на символах, водные знаки.

«Удивительные тропинки в мир деревьев». У детей возник вопрос: «С деревьев листья опали, а ель так и стоит зелёная?» У нас возникла идея провести эксперимент. Решили с помощью микроскопа сравнить листочек и хвоинку.

«Мир неживой природы». Знакомство детей с составом воды, почвы, песка. С помощью цифрового микроскопа происходит сравнение свойств воды, почвы, песка и т. д.

Таким образом, при использовании в образовательном процессе цифрового микроскопа, у детей повышается уровень познавательной активности. Кроме того, дети получают расширенную информацию об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами; более полное представление о многообразии окружающего мира. А также дошкольники овладеют знаниями о способах исследования и его результатах, при этом получают навык работы с цифровым микроскопом.

Литература:

  1. Вагина, Т. М. Микромир в руках ребенка / Т. М. Вагина. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. — С. 12–17.
  2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина.- М.: ТЦ «Сфера»,2001–192с.
  3. Цифровой микроскоп. Инструктивно-методические материалы для педагога. — М.: «Бизнес-Меридиан», 2011.
  4. Как знакомить дошкольников с природой/под.ред. П. Г. Саморуковой. — М.: Просвещение, 1983, — С.42.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровой микроскоп, ребенок, процесс развития, возможность, невидимая грязь, неживая природа, обучение детей, помощь микроскопа, реальное время, современный педагог.


Ключевые слова

информационно-коммуникационные технологии, цифровой микроскоп, исследователь

Похожие статьи

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Развитие пространственного мышления школьников на уроках стереометрии средствами ИКТ

Статья посвящена проблеме развития пространственного мышления старшеклассников на уроках стереометрии. Предлагается применение средств ИКТ для создания наглядного материала с целью развития пространственного мышления школьников, а также повышения мот...

Роль информационных технологий в изучении иностранных языков

Статья посвящена использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам. По сравнению с традиционными методами, использованными в предыдущих исследованиях, описано, что обучение с использованием информационных технологий имеет ряд преи...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовании

В статье изложен аналитический обзор применения ИКТ. Представлены области применения ИКТ в образовательном процессе.

ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога

Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...

Использование элементов ТРИЗ-технологии как средства развития креативного мышления и воображения у детей дошкольного возраста

В статье автор обращает внимание на то, что креативное мышление и воображение становятся все более востребованными навыками. Показан опыт автора статьи по использованию данной технологии в работе с дошкольниками.

Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование

В статье рассматривается использование компьютерных игр для образовательной деятельности дошкольников с диагностикой по трём параметрам. Компьютер — мощный инструмент при активизации творческого потенциала ребёнка и осознанное им восприятие программн...

Похожие статьи

Информационные и коммуникационные технологии как средство повышения эффективности преподавания географии

Современное образование невозможно представить без использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). В сфере общеобразования в процессе преподавания географии информационные и коммуникационные технологии стали важным условием повышени...

Развитие пространственного мышления школьников на уроках стереометрии средствами ИКТ

Статья посвящена проблеме развития пространственного мышления старшеклассников на уроках стереометрии. Предлагается применение средств ИКТ для создания наглядного материала с целью развития пространственного мышления школьников, а также повышения мот...

Роль информационных технологий в изучении иностранных языков

Статья посвящена использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам. По сравнению с традиционными методами, использованными в предыдущих исследованиях, описано, что обучение с использованием информационных технологий имеет ряд преи...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Роль информационно-коммуникативных технологий в условиях реализации ФГОС НОО

В статье автором отмечено, что информационные технологии при верном и грамотном их применении создают условия для индивидуализации обучения, воспитания детей, обеспечивают вариативность программ и их качество. Невозможно реализовать все задачи инфор...

Информационно–коммуникационные технологии в дошкольном образовании

В статье изложен аналитический обзор применения ИКТ. Представлены области применения ИКТ в образовательном процессе.

ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога

Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...

Использование элементов ТРИЗ-технологии как средства развития креативного мышления и воображения у детей дошкольного возраста

В статье автор обращает внимание на то, что креативное мышление и воображение становятся все более востребованными навыками. Показан опыт автора статьи по использованию данной технологии в работе с дошкольниками.

Внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование

В статье рассматривается использование компьютерных игр для образовательной деятельности дошкольников с диагностикой по трём параметрам. Компьютер — мощный инструмент при активизации творческого потенциала ребёнка и осознанное им восприятие программн...

Задать вопрос