Чистописание в рамках уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 25.02.2024

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Кочерова, С. А. Чистописание в рамках уроках математики / С. А. Кочерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 180-183. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111548/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье автор исследует возможность дальнейшей постановки почерка в среднем звене на уроках математики.

Каллиграфия — разновидность изобразительного искусства, которое предполагает красивое написание различных букв и текстов. Она появилась много веков назад и существует до сих пор. Переводится с греческого как «красивое письмо». [1]

Век цифровых технологий практически заменил рукописное письмо. Однако сам процесс написания сильно влияет на развитие когнитивных способностей. Мелкая моторика, которая развивается посредством выведения символов на бумаге, способствует раскрытию творческого потенциала и влияет на психическое здоровье, поэтому не может быть исключена из нашей жизни совсем. [2]

Каллиграфия в школе представлена чистописанием, что саму суть не изменяет — писать чисто, аккуратно, разборчивым почерком. Главное — разборчивым почерком, потому как это особое требование, предъявляемое к учащимся при проведении экзамена по русскому языку в формате ОГЭ и ЕГЭ.

В начальной школе чистописанием обычно занимаются на уроках русского языка. В среднем и старшем звене чистописанием не занимаются вообще. А если оно и продолжается, то только по инициативе учителя русского языка. [3]

Но если брать во внимание проведение экзаменов после 9 и 11 классов, то не только на русском языке необходимо соблюдать чистое письмо. Бланки заполняются на каждом из сдаваемых предметов, где четко должны быть заполнены фамилия, имя, отчество и другие данные. А также присутствуют задания с развёрнутым ответом, прочитать которые эксперт должен без особо труда. Но порой свой почерк не может разобрать даже сам учащийся, не говоря уже об экспертах.

На уроках математики из чистописания остаётся только соблюдение полей, простановка даты на полях, запись классной работы, темы урока и расположение цифр в клетке. Порядок в тетради — порядок в голове. А до головы могут «достучаться» только руки, мелкая моторика при письме.

Чтобы не забыть правильное написание цифр и других символов, руки надо тренировать постоянно. За неимением большого количества времени на чистописание, в этом учебном году стали отводить на уроках математики по 10 минут именно на выполнение заданий по написанию цифр по образцу и других дополнительных элементов.

Сподвигло к этому именно нечитаемый почерк некоторых учащихся — либо приходится разбирать, что за цифра написана отдельными черточками, либо почерк настолько мелкий, что невозможно разобрать написанное вообще (рис. 1).

Рабочая тетрадь учащегося

Рис. 1 Рабочая тетрадь учащегося

Нововведение учащиеся сначала восприняли весьма настороженно. Чистописание в 5 классе — это вообще невиданная штука, тем более на уроках математики. Через пару недель они к этому привыкли, а затем стали спрашивать перед началом каждого урока — будет ли чистописание?

В планах введения чистописания — растянуть его вплоть до 7 класса. Так как в 7 классе начинается деление на алгебру и геометрию и придется правильно учиться пользоваться чертёжными принадлежностями.

Работа над введением чистописания началась с поиска рабочей программы по каллиграфии. Основное количество программ для учителей русского языка. Поэтому за основу была взята программа ГБУ ДОЦД (Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга по каллиграфии в рамках внеурочных занятий. [4]

В проекте принимают участие четыре пятых класса в количестве 120 человек.

Одно из заданий входная работы для определения навыков чистописания было переделано под математику (рис. 2).

Образец входной работы

Рис. 2. Образец входной работы

Учащимся предлагается выполнить четыре задания:

— обвести контур;

— нанести штриховку;

— обвести узоры;

— записать текст по образцу.

Каждая работа была оценена в баллах до 1 до 10 с разбивкой по уровню выполнения работы — высокий, средний, низкий (рис. 3).

Оценочный лист работы

Рис. 3. Оценочный лист работы

Результаты входного контроля получились следующие (табл. 1).

Таблица 1

Результаты входного контроля

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

50 чел. (44 %)

52 чел. (45 %)

13 чел. (11 %)

По результатам видно, что приблизительно одинаковое количество учащихся имеет высокий и средний уровень владения чистописанием и 13 человек имеют низкий уровень. Это как раз учащиеся с непонятно как выглядящими цифрами или мелким почерком.

Далее были организованы десятиминутные занятия в начале каждого урока. Материала для чистописания достаточно. Я остановилась на прописях по математике К. В. Шевелёва в двух частях. [5, 6]

В ходе выполнения этих коротких занятий было замечено, что учащиеся с высоким и средним уровнем владения чистописанием достаточно быстро справляются с заданием. Для моих трудность вызывает даже написание цифр или других знаков через клетку. Проведение линий под наклоном, начертание фигуры не с угла клетки также вызывают некоторое затруднение.

Перед глазами учащихся всегда должна находиться памятка о правильном написании цифр. Для этого в кабинете в зоне зрительной доступности размещены плакат «Пиши цифры правильно», как в классах начальной школы, а также есть недельное задание по чистописанию. Это задание меняется каждую неделю (рис. 4).

Уголок чистописания

Рис. 4. Уголок чистописания

Тетради по чистописанию отдельные у каждого учащегося. Оцениваются задания один раз в неделю. Оценки выставляются в журнал. Учащиеся, привыкшие биться за оценки, стараются выполнять задания аккуратно.

Промежуточный контроль навыков чистописания будет проведён в конце мая. Полученные результаты будут сравниваться с входными работами.

Литература:

  1. Каллиграфия [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://media.contented.ru/glossary/kalligrafiya/ (дата обращения 19.02.2024).
  2. Чистописание в век цифровых технологий [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://foxgard.ru/publikatsii/chistopisanie-v-vek-czifrovyix-texnologij (дата обращения 19.02.2024).
  3. Сахно А. С., Каплан В. А., Гориш М. Е., Никитина В. С. Проблема почерка в современной школе // Юный ученый. 2019. № 6 (26). [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://moluch.ru/young/archive/26/1574/ (дата обращения 19.02.2024)
  4. Григорьева С. Г. Дополнительная общеразвивающая программа «Каллиграфия 2.0». [Электронный ресурс] Режим доступа URL: https://start-plus.spb.ru/wp-content/uploads/2023.pdf (дата обращения 19.02.2024)
  5. Шевелёв, К. В. Прописи по математике. Часть 1. Рабочая тетрадь для дошкольников 6–7 лет. — М.: Ювента, 2016. — 32 с.: ил.
  6. Шевелёв, К. В. Прописи по математике. Часть 2. Рабочая тетрадь для дошкольников 6–7 лет. — М.: Ювента, 2016. — 32 с.: ил.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, урок математики, чистописание, учащийся, входная работа, входной контроль, мелкая моторика, начальная школа, правильное написание цифр, разборчивый почерк.


Похожие статьи

Художественный текст как дидактическая основа урока

В статье автор исследует потенциал художественного текста, как основного материала для урока по иностранному языку.

Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения

В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Применение стратегий критического мышления на различных этапах урока в малокомплектной школе

Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков

В статьи рассматриваются актуальные проблемы применения компьютерных технологий и достижений в современном образовательном процессе.

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Социокультурный подход к обучению иностранному языку

В статье автор исследует целесообразность применения социокультурного подхода в области преподавания иностранного языка.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории

Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.

Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании

Статья посвящена использованию интерактивных форм обучения для совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении.

Похожие статьи

Художественный текст как дидактическая основа урока

В статье автор исследует потенциал художественного текста, как основного материала для урока по иностранному языку.

Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения

В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.

Метод синквейна в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах

Применение модульной технологии обучения при изучении художественного произведения

В статье автор описывает преимущества модульной технологии обучения на занятиях по русской литературе, а также приводит примеры заданий, использованных на занятиях и для самостоятельной работы студентов.

Применение стратегий критического мышления на различных этапах урока в малокомплектной школе

Роль компьютера в современной коммуникативной технологии преподавания иностранных языков

В статьи рассматриваются актуальные проблемы применения компьютерных технологий и достижений в современном образовательном процессе.

Некоторые особенности организации речевой работы в начальной школе

В данной статье автор рассматривает некоторые особенности организации работы по развитию речи в процессе обучения в начальной школе.

Социокультурный подход к обучению иностранному языку

В статье автор исследует целесообразность применения социокультурного подхода в области преподавания иностранного языка.

Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории

Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.

Интерактивные методы обучения в профессиональном образовании

Статья посвящена использованию интерактивных форм обучения для совершенствования подготовки студентов в современном профессиональном учебном заведении.

Задать вопрос