Статья посвящена анализу приоритетов военно-кадровой политики Российской Федерации в контексте текущих социально-политических, экономических и технологических изменений. В условиях глобализации, информационной революции и изменяющегося геополитического баланса необходим комплексный подход к формированию кадрового состава вооруженных сил.
Основной акцент делается на следующие аспекты:
- Необходимость адаптации кадровой политики к современным вызовам и угрозам, в том числе в контексте гибридных войн, кибербезопасности и трансграничных конфликтов.
- Важность интеграции передовых образовательных и тренировочных методик для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных эффективно функционировать в быстро меняющихся условиях.
- Учет социокультурных особенностей современного российского общества, включая мотивацию, ценностные ориентиры и ожидания молодого поколения от службы в вооруженных силах.
На основе детального анализа предлагаются рекомендации по оптимизации военно-кадровой политики с учетом стратегических интересов государства, обеспечивая тем самым устойчивость и эффективность Российских Вооруженных Сил в современной геополитической реальности.
Ключевые слова: военно-кадровая политика, Российская Федерация, глобализация, информационная революция, геополитика, гибридные войны, кибербезопасность, трансграничные конфликты, образовательные методики, тренировочные методики, социокультурные особенности, мотивация, ценностные ориентиры, вооруженные силы, стратегические интересы.
В начале XXI века геополитическая обстановка в мире подверглась значительным изменениям. Глобализация, информационные технологии и переформатирование международных отношений ставят перед Россией новые задачи и вызовы, особенно в контексте военной безопасности. Военно-кадровая политика, как ключевой элемент обороноспособности страны, требует глубокой адаптации к современным условиям [2].
В последние десятилетия геополитическая обстановка на международной арене прошла ряд кардинальных изменений. Век информационных технологий, экономической глобализации и политических реформ породил новые угрозы, вызовы и возможности для государств разного уровня. Эти изменения, безусловно, повлияли на такой важный аспект государственной политики, как военно-кадровая стратегия.
Динамика геополитических процессов требует от военных кадров не только классической подготовки, но и глубокого понимания международных отношений, экономики, культурологии и даже психологии. Современный военный специалист должен быть готов к оперативной адаптации, реагировать на геополитические вызовы, а также прогнозировать потенциальные угрозы и риски.
В контексте информационной революции киберугрозы стали одним из основных источников опасности для национальной безопасности многих государств. Это ставит перед военно-кадровой политикой задачу формирования нового поколения специалистов в области кибербезопасности и киберобороны.
Геополитическая динамика также привела к изменению характера международных конфликтов. Гибридные войны, в которых сочетаются военные, информационные, экономические и другие методы противостояния, требуют соответствующей подготовки кадров, способных анализировать и действовать в сложных, многовекторных условиях.
Следует также учитывать, что в современных условиях военно-кадровая политика должна быть ориентирована на учет многообразия культурных, религиозных и этнических особенностей. Современные конфликты часто имеют трансграничный и транскультурный характер, что делает важным понимание и учет данных особенностей при подготовке военных кадров.
Адаптация военно-кадровой политики к современным геополитическим реалиям — это не только вызов, но и возможность для обновления и усовершенствования системы подготовки военных специалистов. Глубокое понимание геополитического контекста позволит эффективнее формировать стратегию национальной безопасности и успешно реализовывать ее на практике [3].
Концептуальные рамки гибридной войны: гибридная война, как современный вид конфликта, представляет собой совокупность различных методов и тактик — от открытых военных действий до кибератак, дезинформации, экономического давления и политического вмешательства. Такой интегрированный подход требует соответствующей подготовки военного персонала, способного адаптироваться к меняющимся условиям боевых действий.
Анализ воздействия гибридных войн на кадровую политику Российской Федерации: с учетом разнообразия методов ведения гибридных войн перед Российской Федерацией стоит задача подготовки специалистов с широким спектром компетенций. Это не только классическая военная подготовка, но и навыки в области информационных технологий, психологии, экономики и международных отношений.
Совершенствование кадровой политики в условиях гибридных угроз: для эффективного противостояния гибридным угрозам Российская Федерация активно модернизирует систему подготовки военных кадров. Внедряются новые образовательные программы, уделяется внимание междисциплинарной подготовке, а также формируется система постоянного обучения и повышения квалификации.
Междисциплинарный подход в обучении военных кадров: основываясь на требованиях современных гибридных войн, обучение военных кадров теперь включает в себя не только военно-технические дисциплины, но и курсы по кибербезопасности, информационному противоборству, психологии и культурологии. Такой многогранный подход позволяет формировать универсальных специалистов, способных действовать в различных условиях гибридного конфликта.
Гибридные войны стали реальным и актуальным вызовом для военно-кадровой политики Российской Федерации. Реагируя на эти вызовы, страна активно пересматривает свои методы подготовки, обучения и переподготовки военных специалистов, ставя перед собой задачу создания высокоэффективного и многофункционального военного персонала.
Военно-кадровая политика России на протяжении последних десятилетий испытывает воздействие глобальных изменений в образовательной сфере. Эти изменения представляют собой комбинацию технологического прогресса и новых педагогических подходов. В современных условиях развития России особое внимание уделяется интеграции передовых образовательных методик в военно-кадровую подготовку [4].
Современные образовательные тенденции, такие как проблемно-ориентированное обучение, гибридное и дистанционное образование, а также кейс-метод, могут быть успешно адаптированы для военной подготовки. Эти методики позволяют кадетам лучше адаптироваться к реальным условиям войны, развивая критическое мышление и способность принимать решения в сложных условиях.
Внедрение цифровых технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность, обогащают процесс обучения и делают его более интерактивным. С помощью современных технологий возможно моделирование различных боевых ситуаций, что способствует лучшему освоению материала кадетами.
Интеграция с мировыми партнерами в области военного образования позволяет обменяться опытом, методиками и наработками. Это дает возможность применять лучшие практики и подходы на мировом уровне, обогащая внутренний процесс подготовки кадров.
Современные условия развития России требуют гибкости, новаторства и открытости в вопросах военно-кадровой политики. Интеграция передовых образовательных методик является одним из ключевых факторов, обеспечивающих высокий уровень подготовки военных кадров, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира.
Кибербезопасность как приоритет военно-кадровой политики [5]:
1. Феномен кибербезопасности в современном мире:
В условиях интенсивного развития информационных технологий и глобализации, киберпространство становится ключевым ареной конфликтов. В свете этого, важность кибербезопасности, как интегральной части национальной безопасности, возрастает экспоненциально.
2. Кибербезопасность в контексте военной сферы:
Военный аспект кибербезопасности стоит особняком из-за его специфики: кибератаки могут быть использованы как предварительное действие перед открытыми военными действиями, либо как самостоятельный инструмент ведения гибридных войн. Противник, имея возможность проведения киберопераций, может дезорганизовать системы управления, связи, а также инфраструктуру страны.
3. Военно-кадровая политика в контексте кибербезопасности:
Учитывая вышеуказанные аспекты, становится ясным, что подготовка военного персонала в области кибербезопасности должна быть приоритетом. Это включает в себя не только формирование специализированных подразделений, но и введение курсов по кибербезопасности для всех категорий военнослужащих.
4. Необходимость интеграции кибербезопасности в учебные программы:
Современные угрозы требуют глубоких знаний в области IT, криптографии, сетевых технологий и киберфоренсики. Поэтому в учебные программы военных учебных заведений следует интегрировать соответствующие дисциплины, а также разработать специализированные курсы для продвинутой подготовки.
5. Практическая подготовка и симуляции:
Теоретическая подготовка должна сопровождаться практической. Создание тренировочных полигонов для симуляции кибератак, где военнослужащие могут отработать свои навыки в условиях, максимально приближенных к реальности, является неотъемлемым элементом обучения.
С учетом социокультурных особенностей современного российского общества необходимо учитывать мотивацию и ценностные ориентиры молодого поколения. Их восприятие службы, их ожидания и амбиции могут сыграть ключевую роль в формировании эффективной кадровой политики.
Социокультурное пространство, формируемое на стыке общественных и культурных явлений, оказывает заметное влияние на мотивационные процессы в сознании молодого поколения. Современное молодежное сообщество формируется на фоне глобализации, цифровизации и быстро меняющихся социокультурных парадигм.
Если ранее мотивация молодежи базировалась на традиционных социальных и культурных ценностях, то сейчас наблюдается сдвиг к ценностям индивидуализма, самореализации и социальной мобильности.
СМИ и социальные сети стали ключевыми факторами формирования мировоззрения молодежи, диктующими не только моду на определенные социокультурные практики, но и формируя новые мотивационные установки.
Экономическая ситуация также играет заметную роль: желание стабильности, перспективы карьерного роста и материальное благополучие остаются в числе основных мотиваторов для многих молодых людей.
В условиях интенсификации информационных потоков и ускорения темпов научно-технического прогресса мотивация к обучению и самообразованию становится основой конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
Для современного молодого поколения важными становятся вопросы экологии, устойчивого развития и социальной ответственности. Эти аспекты могут стать дополнительными мотиваторами в выборе профессии или социальной активности.
Социокультурные процессы влияют на формирование мотивационного профиля молодого поколения, делая акцент на самореализацию, социальную активность и ценность непрерывного образования. Понимание этих аспектов позволяет эффективнее взаимодействовать с молодежью, предоставляя ей необходимые ресурсы и возможности для развития.
Современные трансграничные конфликты, порой возникающие на стыке культур и религий, требуют от военных кадров особой подготовки, включая знание языков, культурных и религиозных особенностей регионов.
Трансграничные конфликты: концептуальное понимание: трансграничные конфликты рассматриваются как конфликты, возникающие на стыке государственных границ из-за противоречий в интересах стран или их населения. Эти конфликты могут быть связаны как с территориальными претензиями, так и с экономическими, этническими или экологическими вопросами.
Исторически трансграничные конфликты возникали на основе территориальных претензий. Однако в современном мире к этому добавляются экономические, ресурсные и экологические конфликты, основанные на конкуренции за ограниченные ресурсы или на противоречиях в экономической и экологической политике соседних государств.
Заключение.
Основным элементом государственной военно-кадровой политики выступает организационно-экономический механизм ее реализации. Данный механизм позволяет определять организационную структуру военной кадровой службы, функции, формы и методы ее деятельности, управленческие процессы выработки целей и задач функционирования, их непосредственной реализации, контроля и т. п., обеспечивает нормальное функционирование субъектов военно-кадровой политики, реализацию их административного статуса. Ключевую роль в организационно-экономическом механизме функционирования системы формирования военных кадров играет объективная оценка современных требований к военнослужащим, которая базируется на функциональных обязанностях, профессионально-должностной и квалификационной структуре военных органов.
Литература:
- Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О статусе военнослужащих» // www. consultant.ru.
- Анисимов В. М. Кадровая служба и управление персоналом организации. Учебник. [Электронный ресурс] Режим доступа http://uchebnik.biz/book/85-kadrovaya-sluzhba-i-upravlenie-personalomorganizacii/9–5-mexanizm-formirovaniya-i-realizacii-gosudarstvennoj-kadrovojpolitiki.html.
- Анисимов В. М. Военно-кадровая политика — сущность, содержание, гражданский контроль (социально-философский анализ): Автореферат дис. на соиск. уч.степ.доктора философ. наук по специальности 09.00.11. — М., 2019.- 43 с.
- Легкая Л. Е. Эффективность кадровой политики в рекрутинговых агентствах: Автореферат дис. на соиск. уч.степ.канд. экон. наук по специальности 08.00.05. — М., 2019. — 24 с.
- Романова Т. М. Механизм формирования и реализации кадровой политики в практике государственной правоохранительной службы современной России // Южно-Российский институт-филиал РАНХиГС: Сборник статей. — Ростов н/Д: Профпрес, 2014. — 300 с.