В статье автор раскрывает понятие и основания возникновения и прекращения уголовно-правовой охраны. Уголовно-правовой охраной является правовой режим удержания лиц от совершения преступных посягательств на обозначенные уголовным законом объекты под угрозой уголовного наказания. Законодатель является субъектом введения и снятия режима уголовно-правовой охраны путем введения в действие уголовно-правовых норм и признания их утратившими силу
Ключевые слова: уголовно-правовая охрана, объекты посягательства, правовой режим, уголовная ответственность, основание уголовно-правовой охраны, прекращение уголовно-правовой охраны.
Уголовно-правовая охрана — это порядок, который определяет поведение субъектов общественных отношений, направленное на воздержание от совершения преступных посягательств на те объекты, которые находятся под защитой уголовного закона и за посягательство на которые предусмотрена уголовная ответственность. Общественные отношения, на которые возможно общественно опасное посягательство составляют основание уголовно-правовой охраны. При этом с объективной стороны уголовно-правовая охрана представляет собой совокупность общественно опасных деяний и наличие норм права, которые регулируют применение ответственности к совершенным общественно-опасным деяниям. Субъективный элемент уголовно-правовой охраны — это понимание законодателем актуальности уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере урегулированных социальных явлений, терпящих ущерб от преступных посягательств. При регулировании общественных отношений нормами права, общественные отношения наполняются юридическим содержанием. Вместе с тем, правовое регулирование может упускать регулирование некоторых событий, явлений, фактов, и которые могут приобретать характер криминальных. В связи с чем, появляется общественная опасность совершенных в рамках общественных отношений деяний, возникает вред или угроза причинения вреда охраняемым законом объектам. Таким образом, общественная опасность деяния становиться тем основанием, которое способствует криминализации деяния и охраны общественных отношений, на которые посягает деяние.
Криминализация — это осознанная необходимость реализации законодателем основания уголовно-правовой охраны посредством создания соответствующих составов преступлений. Соответственно, декриминализация — это снятие режима удержания лица под угрозой уголовного наказания от совершения преступных посягательств. Уголовно-правовая охрана прекращается в связи утратой такого качества деяния как его общественная опасность.
Так, в соответствии со статьей 2 Уголовного кодекса Российской Федерации задачами уголовного законодательства являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Для осуществления этих задач устанавливаются основание и принципы уголовной ответственности, определяется, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливаются виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений 1. Как справедливо отмечает Б. Т. Разгильдиев: «уголовно-правовое сохранение личности, общества, государства, мира и безопасности человечества от возможного преступного воздействия на них, осуществляемое на определенной территории и за определённый отрезок времени посредством неперсонифицированной угрозы наказанием правоисполнителей» будет являться уголовно-правовой охраной 2, с. 112.
Уголовно-правовая охрана представляет собой деятельность государственных органов по непосредственному применению уголовно-правовых норм и по недопущению нарушения содержащихся в них запретов, т. е. по предупреждению преступлений. Исходя из этого, предупреждение преступлений является составной частью охраны предусмотренных уголовным законом объектов. Уголовно-правовая охрана возможно только на основании уголовного закона, в котором содержатся нормы, направленные на охрану важнейших прав, свобод и интересов общества и его граждан. В связи с чем, деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов по созданию уголовно-правовых норм наряду с самими нормами является содержанием уголовно-правовой охраны.
Основанием уголовно-правовой охраны является общественно-опасное деяние, отвечающее определенным объективным и субъективным критериям, которые заложены в признаках конкретного состава преступления. Предоставление объектам общественных отношений уголовно-правовой охраны означает создание для этого определенного уголовно-правового режима- режима охраны. Режим уголовно-правовой охраны означает осуществление порядка регулирования, выраженного в комплексе правовых средств, характеризующихся особым сочетанием взаимодействующих между собой обязываний, запретов и дозволений, и создающих особую направленность регулирования.
Одним из признаков уголовно-правовой охраны, по мнению А. Н. Сайгашкина, выступает юридическое оформление запретов определенных форм поведения и возможности наступления неблагоприятных последствий по отношению к нарушителям запретов 3, с. 74. Именно с момента юридического закрепления объекта в уголовном законе начинается уголовно-правовая охрана. Как справедливо отмечают В. Е. Бондаренко, К. А. Долгополов: «…границы уголовно-правовой охраны можно рассматривать в содержательном аспекте. Содержательный объем составляет совокупность четко обозначенных объектов, которые поставлены под охрану уголовным законом» 4, с. 96.
Что касается момента прекращения уголовно-правовой охраны, то он считается с момента снятия режима удержания лица под угрозой уголовного наказания от совершения преступных посягательств на обозначенные уголовным законом объекты. В связи с прекращением действия юридической нормы на основе волеизъявления законодателя объект уголовно-правовой охраны выводится из режима такового. Иными словами действие уголовно-правовой охраны начинается с момента принятия и вступления в силу уголовно-правовых норм, которые определяют, какие деяния являются преступлениями и могут причинить вред объектам охраны, и действует до момента признания нормы, утратившей юридическую силу.
В заключение следует отметить, что задачей уголовного закона является охрана личности, общества и государства от преступных посягательств. Для обеспечения действенной охраны вышеназванных объектов необходимо постоянное совершенствование правовой системы, в частности изменение и развитие уголовного законодательства в соответствии с потребностями общества на конкретном этапе. Несвоевременные и неэффективные законы подрывают доверие граждан к органам государства, требуется повышение эффективности уголовно-охранительного механизма. Криминализация является одним из направлений осуществления задачи охраны личности, общества и государства от преступных посягательств. Криминализация и декриминализация непосредственно связаны с процессом уголовного правотворчества. Определение основания уголовно-правовой охраны позволяет брать то или иное отношение под охрану уголовным законом, а наличие основания прекращения уголовно-правовой охраны указывает на необходимость выведения объекта из числа охраняемых.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации: УК: текст с изменениями и дополнениями на 27.11.2023 года: [принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года]. — Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Уголовное право России: курс лекций в 6 т. / под ред. Б. Т. Разгильдиева. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004. — Т.1 Кн.1. — С.112–113. -Текст: непосредственный.
- Сайгашкин, А. Н. Сущность уголовно-правовой охраны / А. Н. Сайгашкин // Правовая политика и правовая жизнь. — 2011. — № 1. — С. 71–76. -Текст: непосредственный.
- Бондаренко, Е.В., Долгополов, К. А. Некоторые аспекты измерения уголовно-правовой охраны: начало действия и момент прекращения/ Е. В. Бондаренко, К. А. Долгополов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. — 2019. — № 3. — С. 96–101. -Текст: непосредственный.