Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 12.02.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Совостьянова, А. Н. Социальные навыки и взаимоотношения с людьми у детей с расстройствами аутистического спектра / А. Н. Совостьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111233/ (дата обращения: 16.12.2024).



Расстройство аутистического спектра в последнее время все чаще и чаще диагностируют у детей. Все это связано в первую очередь с тем, что данная проблема признается, и появилось большее количество специалистов в данной области. То, что раньше относили с детской шизофрении, научились правильно диагностировать. Но наличие правильного диагноза не дает ответа на вопросы большинства родителей о развитии социальных навыков и взаимоотношений ребенка с другими людьми. Этот процесс происходит очень медленно и, в большинстве случаев, «коряво». А если учесть, что все дети с диагнозом РАС, совершенно разные (одни гипочувствительные, другие гиперчувствительные), то процесс овладения различными навыками происходит совершенно по-разному и занимает разное количество времени. Многие родители испытывают дискомфорт, появляясь с таким ребенком на улице, детской площадки или в магазине. Некоторые предпочитают не ходить в гости, не выходить на улицу вообще, некоторые используют наклейки («Мой ребёнок особенный»). Наличие диагностов и отсутствие специалистов по работе с данной категорией детей, особенно в маленьких провинциальных городках, не делает жизнь родителе такова малыша комфортнее.

Я живу в городе Ейске Краснодарского края, работаю учителем-дефектологом в детском саду компенсирующего вида и сталкиваюсь с этой проблемой постоянно. Родители моих воспитанников часто мне задают вопросы, связанные с развитием социальных навыков и взаимоотношений у детей с РАС. Дело в том, что у любого малыша от 2,5 до 5 лет формируется модель психического поведения. Этот процесс происходит не сам по себе, а на основе опыта взаимодействия с окружающими людьми. В первую очередь — это родители, братья и сестры, бабушки и дедушки. Затем круг общения ребенка расширяется, и предметом для подражания становятся другие участники социума — приятели из детского сада, на детской площадке, люди на улице и в поликлинике, и так далее. Но у ребенка с РАС такая модель не формируется вообще, в связи с тем, что нарушена система коммуникации. В данной статье мне хотелось бы ответить на некоторые, остро интересующие, вопросы.

Почему, когда мы идём в гости или на детскую площадки, мой ребёнок не играет с другими детьми?

Когда несколько человек общаются между собой, то не всегда говорят по очереди и спокойно. Иногда они перебивают друг друга, смеются, используют различные жесты, могут похлопать по плечу или толкнуть. Это обычная ситуация для здорового человека. Так ведут себя не только дети. Навыком не перебивать собеседника порой не удаётся овладеть даже взрослым людям. Дети с нарушенной сенсорной интеграцией часто не понимают язык тела, социальные сигналы, которыми обмениваются обычные люди в процессе общения. Громкий смех, похлопывание по плечу, разговор нескольких человек одновременно, могут вызвать у него стресс. Организм включает защитные механизмы, и такой малыш чувствует себя лучше в одиночестве. Закрываясь в своем мире, они гарантируют себе спокойствие и безопасность. Всем своим родителям и коллегам я рекомендую для прочтения книгу Кинга Стюарта «Мальчик, сделанный из кубиков». Это художественная книга о ребенке с расстройством аутистического спектра и его семье. В книге есть и взрослый человек с такой же проблемой, но никто этого не знает. Этот мужчина предпочитает играть в шахматы сам с собой, не соглашаясь играть ни с кем. Однако, легко впускает в игру главного героя романа и очень огорчается, когда тот не приходит в очередной раз.

Почему особенный малыш избегает общения на детских площадках? Для того чтобы разобраться в данном вопросе нужно понять что такое детская площадка? Здесь очень много подвесных, движущихся платформ. А малыш с нарушенной сенсорной интеграцией чувствует страх, когда его тело движется в направлении, противоположном силе тяжести. Для этого требуется обработка сенсорной информации на высоком уровне. По этой же причине такие дети не могут находиться в положении, когда голова ниже уровня тела, не умеют кататься на велосипеде.

Почему ребёнок не испытывает физической привязанности к маме и отвергает её со стороны других людей?

Люди с нарушением сенсорной интеграции обладают сверхчувствительностью к любым прикосновениям. Именно поэтому, проявление привязанности для них — это не объятия, которые в большинстве случаев доставляют данному человеку физическую боль, а возможность просто рядом посидеть, поиграть вместе в любимую игру, как герои вышеупомянутой мною книги «Мальчик, сделанный из кубиков» Кинга Стюарта, где отец наладил отношения с сыном через компьютерную игру «Майн Крафт». Очень часто таким детям требуется сенсорная помощь. Для них рекомендуется использовать специальные приспособления: плотное компрессионное бельё, утяжелённые одеяла, жилеты и различная одежда с утяжелителями. Есть дети, которые испытывают сенсорную перегрузку даже от лёгкого прикосновения к щеке. Поэтому родители таких детей должны тщательно планировать встречи своего малыша с посторонними людьми (когда к вам приходят гости или вы куда-либо идёте). Лучше, если ваши гости спросят разрешения для объятий или поприветствуют малыша легким прикосновением ладошек или кулачков. Такой малыш со временем сможет обнять маму или папу, после длительных тренировок, но посторонних людей навряд ли допустит к своему телу. Да и не стоит беспокоить и без того очень ранимый организм.

Почему мой ребенок не соблюдает личного пространства других людей, подходит к ним слишком близко?

Личное пространство — очень важный параметр для каждого человека. С возрастом оно расширяется. В общении с родными и близкими вам людьми мы можем общаться на достаточно близком расстоянии. Мы часто обнимаем и ласкаем детей, родителей, бабушек и дедушек. В неформальной обстановке оно может уменьшаться, а во время деловых встреч с партнерами и коллегами — расширяется. Считается дурным тоном похлопать по плечу руководителя на работе или проверяющего из какой-либо организации. Понимание личного пространства усваивается, когда ребенок наблюдает за поведением других людей. Так как ребенок с расстройством аутистического спектра сторонится людей, у него нарушена коммуникация, то он и не понимает, что подходить к другому человеку очень близко нельзя. Этому навыку ребенка обучать специально. Можно для примера расположить между ним и вами обруч или разговаривать при вытянутых вперед руках. Напишите и обсудите возможные последствия и составьте правила, которые необходимо соблюдать, общаясь с другими людьми.

Почему мой малыш не понимает шуток, язык тела и социальные сигналы?

С давних пор люди пользуются языком тела. С появлением гаджетов мы общаемся при помощи «смайликов». Все эти способы прекрасно подходят для того, чтобы передать настроение, в котором в данный момент находится человек. На лице у человека 43 мышцы, при помощи которых мы выражаем эмоции. Но даже здоровые люди не всегда хорошо владеют ими. Для овладения данным навыком также необходима тренировка: играйте в шарады, обсуждайте смешные истории, записывайте ситуации, которые ребенку непонятны и обсуждайте их, используйте метод социальных историй — учите ребенка, как вести себя в различных ситуациях, проинформируйте педагога о вашей проблеме. Еще дети с РАС не умеют обманывать. Скажете, что это плохой и не нужный навык? Я с данным утверждением не согласна. Все обычные дети проходят этап, когда они врут. Таким образом, они пытаются уйти от ответственности за какой-то проступок, именно в этот момент важно, чтобы это заметили взрослые и объяснили, что хорошо и что плохо. Это и есть пример формирования модели психического поведения. Дети с РАС не умеют врать и все принимают за чистую монету. Этим часто пользуются обычные дети и обижают особенного ребенка, а он так и не осознаёт этого. Поэтому очень важно научить понимать, где правда, а где шутка. Но это очень не просто, и ведущую роль в овладении этим навыком я отдаю «эрготерапевту» и родителям. В их интересах защитить своего ребенка и подготовить к дальнейшей жизни.

Уважаемые родители, помните — развивать навыки общения обязательно необходимо, чтобы ваш ребенок не стал подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны сверстников.

Многие родители или законные представители, столкнувшись с проблемой по имени РАС, долгое время не могут принять ситуацию, отмахиваются от неё в надежде, что ребенок перерастёт и всё само собой наладится. Я понимаю, что это сложно, страшно и непонятно. Помните, важно принять ситуацию и как можно раньше начать ею заниматься, чтобы помочь малышу на ранних этапах. Но работать с детьми с РАС можно начинать в любом возрасте, результат зависит только от варианта отклоняющегося развития. Я желаю, чтобы все родители таких детей нашли в себе силы, чтобы помочь своим детям, и чтобы в любом уголке нашей необъятной страны были специалисты, способные помочь этим родителям.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детская площадка, родитель, личное пространство, малыш, язык тела, большинство случаев, детский сад, нарушенная сенсорная интеграция, психическое поведение.


Похожие статьи

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Аутостимуляции и пристрастия детей с расстройством аутистического спектра

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Похожие статьи

Формирование игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Аутостимуляции и пристрастия детей с расстройством аутистического спектра

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей

Диагностика семейных отношений у детей с нарушением слуха и влияние на развитие личности

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Задать вопрос