В статье рассматривается вопрос об оптимизации действующего российского законодательства, которое регламентирует вопрос защиты прав несовершеннолетних. Оптимизация рассматривается в различных направлениях прав детей, направлена на совершенствование механизма государственной защиты прав несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние, охрана детства, защита прав несовершеннолетних, права ребенка, оптимизация законодательства.
Защита прав несовершеннолетних выступает в качестве важного и проблемного вопросам современного общества. Многочисленные страны, в число которых входит и Российская Федерация, на конституционном уровне закрепляют права и свободы человека как высшую ценностью, а их соблюдение и защиту, как обязанность государства [1]. В связи с чем, можно утверждать, что защита детства является одной из приоритетных задач государственной политики РФ.
Вместе с этим на сегодняшний день не всегда должным образом реализуется данная защита, на практике встречаются ситуации злоупотребления родительскими правами, несоблюдения норм действующего законодательства законными представителями ребенка и т. д. Таким образом, институт защиты прав несовершеннолетних требует к себе повышенного внимания со стороны общества и государства.
Отмечая факт присутствия определенных проблемных аспектов в рассматриваемом направлении, прежде всего, необходимо акцентировать внимание на несовершенстве российского законодательства, регламентирующего подобного рода защиту. На этом основании представляется важным исследовать вопрос об оптимизации российского законодательства в части государственной защиты несовершеннолетних.
Безусловно, вопросы оптимизации в данном контексте должны основываться на различных аспектах. В первую очередь обозначим совершенствование норм права, которые регулируют институт алиментирования (право несовершеннолетнего на содержание либо материальное обеспечение). На наш взгляд, сегодня действующее законодательство, регламентирующее этот вопрос, достаточно эффективно, однако нуждается в некоторых поправках. По нашему мнению, в целях его оптимизации необходимо:
— определить субъективный состав отношений алиментирования. Из действующего перечня исключить фактических воспитанников, фактических воспитателей, пасынков и падчериц, так как на практике отсутствуют прецеденты с их участием;
— предусмотреть принудительное трудоустройство должника на период выплаты задолженности;
— дополнить Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [2] возможностью устанавливать временные ограничения на передвижение должника в пределах Российской Федерации, если его задолженность превысила 100 000 руб.;
— сформировать эффективный механизм взаимодействия службы судебных приставов и органов внутренних дел при объявлении исполнительного розыска должника;
— сформировать единую базу ФСИН России, а также предоставить доступ к ней для судебных приставов с целью установления места отбывания наказания должником;
— внести изменения в ст. 157 УК РФ посредством исключения всех видов ответственности кроме лишения свободы (при повторном привлечении к уголовной ответственности);
— наладить тесное взаимодействие службы судебных приставов с Федеральной налоговой службой и пенсионным фондом;
— ввести в СК РФ открытый перечень обстоятельств, которые могут влиять на изменение размера долей алиментов;
— пересмотреть п. 1 ст. 87 СК РФ на предмет установления мотива установления отцовства в отношении совершеннолетнего лица;
— ввести в СК РФ новое понятие — совместная опека;
— составления соглашения о содержании несовершеннолетних, которое должно предоставляться в судебные инстанции при расторжении брака;
— формирования Государственного алиментного фонда;
— изменить существующую систему исчисления алиментов и перейти от процентного соотношения к индивидуализации каждого случая.
Указанные пути оптимизации норм права, регулирующие институт алиментирования, на наш взгляд, позволят повысить его эффективность. Также внесение такого рода изменений будет способствовать повышению уровня защиты прав несовершеннолетних на содержание и материальное обеспечение.
Далее обратим внимание на вопрос социальной поддержки детей, которые нуждаются в особом внимании со стороны государства. По нашему мнению, здесь следует реализовать следующие мероприятия:
— в рамках программы подготовки социальных педагогов, наряду с другими специализациями, ввести новую специализацию «Специалист по работе с детьми из неблагополучных семей»;
— в целях улучшения социальной адаптации и развития воспитанников детских приютов, школ-интернатов нужно вводить такие должности как: детский психиатр, специалист по социальной работе, которые ориентированы на работу с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
— необходимо ввести в школьную программу предмет «Планирование семьи. Проблемы материнства, отцовства и детства»;
— следует в каждом микрорайоне открыть кабинет по правовой помощи детям, чтобы при возникновении каких-либо проблем в семье, будь то жестокое обращение, будь то невыполнение родительских обязанностей, ребенок смог прийти и получить правовую защиту;
— с целью совершенствования социальной, правовой и психологической помощи женщинам, детям и семье, предупреждения рождения нежеланных детей в социально-неблагополучной среде, разработать и внедрить комплексную межведомственную программу с участием учреждений здравоохранения, социальной защиты, правоохранительных органов.
На наш взгляд, указанные меры оптимизации позволят не только повысить уровень подготовки специалистов, которые оказывают непосредственную помощь детям, но и будут способствовать формированию у детей и подростков знаний о своих правах, несовершеннолетние смогут обращаться за поддержкой в случае их нарушения. Социальная поддержка подрастающему поколению имеет достаточно весомое значение, в связи с чем, государство должно этому вопросу уделять должное внимание.
Далее следует обозначить пути совершенствования социальной защиты для детей-инвалидов. Представляется важным:
— увеличить программы социальной помощи семьям, вынужденно прибегающих ᴋ медицинскому лечению для детей-инвалидов, реализуемому на коммерческой основе, а также обеспечить контроль со стороны государства над их исполнением;
— создать законодательные акты, регламентирующие экономическое поощрение ᴎ льготы, нацеленные на стимулирование интереса работодателей ʙ приеме на работу граждан с семейными обстоятельствами, ʙ т.ч. на условиях сокращенного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
— обеспечить родителей, имеющих потребность ʙ надомном труде, надлежащей аппаратурой на условиях временного безвозмездного пользования либо оплаты путем кредитования;
— расширять спектр социально-бытовых услуг, в т. ч. реализуемых предпринимателями — применять тендерный метод при осуществления социально ориентированной помощи семьям;
— разрабатывать программы по развитию методик надомного компьютерного обучения детей ⅽ ограниченными возможностями здоровья, по оснащению квартир, где живут дети-инвалиды, надлежащей компьютерной техникой, задействовать компьютерные технологии для их самостоятельного обучения на дому и т.д. [4, с. 27].
Указанные меры повышения эффективности социальной поддержки детям-инвалидам должны сопровождаться правовым регулированием. Соответственно, при практической реализации данных мер оптимизации, дети данной категории получат возможность не только трудоустраиваться и осуществлять посильные трудовые функции в более комфортных условиях, но и смогут проходит необходимое лечение.
В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на безопасную информационную среду, необходимо:
— создать правовые механизмы блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов насилия, других антиобщественных тенденций;
— законодательно закрепить получение согласия родителей на открытие аккаунтов несовершеннолетним детям;
— полностью запретить распространение информационной продукции посредством теле- и радиовещания, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [3], за исключением теле- и радиопрограмм, телепередач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств;
— ужесточить меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
— создать общественные механизмы контроля интернет-контента в части привлечения студенчества, общественных организаций к мониторингу интернет-пространства в целях передачи в уполномоченные органы субъекта данных о сайтах, содержащих запрещенную к распространению информацию [5, с. 88].
Стоит отметить, что указанные направления оптимизации действующего законодательства Российской Федерации по вопросу защиты прав несовершеннолетних не ограничиваются отмеченным перечнем и могут пополняться также и иными факторами, в частности, законодателю также необходимо обратить внимание и на совершенствование норм права о жилищных правах детей, прежде всего, тех, кт остался без попечения родителей и т. д. Соответственно, на сегодняшний день в рамках функционирования института защиты прав детей на территории Российской Федерации существует ряд вопросов, которые должны быть разрешены на законодательном уровне с целью повышения эффективности защиты прав несовершеннолетних.
Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время российское право включает в себя многочисленные правовые механизмы реализации защиты прав детей, некоторые аспекты, на наш взгляд, требуют внесения изменений и дополнений в действующие законы страны. В частности, по нашему мнению, здесь можно говорить о повышении эффективности института алиментирования (изменение порядка исчисления алиментов, повышение ответственности для недобросовестных алиментообязанных лиц и т. д.), развитии социальной защиты определенных категорий детей и подростков (сирот, инвалидов и т. д.), формирования актуальной совокупности норм права, которые смогут защитить права и интересы несовершеннолетних в сети Интернет и т. д.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020, № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. № 223.
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. 2010. № 297.
- Калимуллина Э. Р. Рекомендации по совершенствованию социальной защиты детей с ограниченными возможностями // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 6–1 (60). С. 26–28.
- Маюров Н. П., Прудников А. С. Институт уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. Основные направления правозащитной деятельности: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 175 с.