Особенности проведения концептуального исследования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 25.01.2024

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Квеес, А. Э. Особенности проведения концептуального исследования / А. Э. Квеес. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 429-430. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110720/ (дата обращения: 14.11.2024).



В статье рассматриваются основные вопросы построения концептуального исследования. Представлено руководство по организации концептуального исследования.

Ключевые слова: концепт, концептуальное исследование, концептуальная основа исследования.

Термин «концепт» (от латинского Conceptus) обозначает идею, воспринимаемую разумом. Данное понятие является когнитивной единицей значения. Оно выступает как абстрактная идея (это мысленная конструкция), позволяющая понять переживания, возникающие в результате взаимодействия с окружающими и которые, наконец, вербализуются (формулируются в словах).

Необходимо учитывать, что понятие концепт имеет тенденцию быть связанным с контекстом. Концептуализация развивается посредством взаимодействия чувств, языка и культурных факторов. Познать что-либо посредством опыта и преобразовать это знание в концепцию возможно посредством ссылок на вещь или ситуацию, которая уникальна и неповторима. Например, рок — это концепция (идея, объединяющая понятия музыкального жанра, ритма, текста и т. д.), тогда как «Битлз» или «Роллинг Стоунз» — это рок-группы (названия музыкальных групп помогают в построении концепции, поскольку их можно рассматривать как выражение концепции).

Также концепт — это идея или восприятие, которое мы имеем о ком-то или чем-то. Таким образом, это слово ассоциируется с суждением или мнением (здесь понятие явно субъективное): «Я думаю, что Роберту все еще многое предстоит сделать, чтобы улучшить концепцию шеф-повара».

В лингвистике для изучения концептов используется концептуальный анализ. В различных науках применяется концептуальное исследование, определяемое как методология, при которой исследование проводится путем наблюдения и анализа уже существующей информации по заданной теме. Концептуальные исследования не предполагают проведения каких-либо практических экспериментов. Это связано с абстрактными понятиями или идеями. Например, философы уже давно используют концептуальные исследования для разработки новых теорий или интерпретации существующих теорий в ином свете.

Так, великий ученый эпохи Возрождения Н. Коперник использовал концептуальные исследования, чтобы придумать концепции звездных созвездий, основанные на его наблюдениях за Вселенной. В дальнейшем Г. Галилей упростил исследования Коперника, проведя собственные концептуальные наблюдения, которые дали начало новым экспериментальным исследованиям и подтвердили предсказания, сделанные в то время.

Самым известным примером концептуального исследования является научные поиски Исаака Ньютона. Он наблюдал за своим окружением, чтобы концептуализировать и развивать теории гравитации и движения.

А. Эйнштейн широко известен и ценится за свою работу по концептуальным исследованиям. Хотя его теории были основаны на концептуальных наблюдениях, он также предлагал эксперименты для создания теорий для их проверки.

Сегодня концептуальные исследования используются для ответа на вопросы бизнеса и решения реальных проблем. Исследователи используют аналитические исследовательские инструменты, называемые концептуальными рамками, чтобы проводить концептуальные различия и систематизировать идеи, необходимые для исследовательских целей.

Концептуальная основа исследования представляет собой комбинацию предыдущих исследований и связанных с ними работ исследователя и объясняет происходящее явление. В нем систематически объясняются действия, необходимые в ходе исследования, на основе знаний, полученных в результате других текущих исследований, и точек зрения других ученых на предмет изучения.

Представим пошаговое руководство по созданию концептуальной основы исследования:

1. Выберите тему для исследования.

Прежде чем приступить к сбору какого-либо исследовательского материала, вам следует определиться с темой исследования. Важно, чтобы тема была выбрана заранее и соответствовала вашей специализации.

2. Соберите соответствующую литературу.

После того, как вы сузили тему, пришло время собрать о ней соответствующую информацию. Это важный шаг, и большая часть ваших исследований зависит от этого конкретного шага, поскольку концептуальные исследования основаны на информации, полученной в результате предыдущих исследований. Здесь сбор соответствующей литературы и информации является залогом успешного завершения исследования.

Материалом, который вам желательно использовать, являются научные журналы, исследовательские работы, опубликованные известными учеными, и тому подобные материалы. Много информации можно найти в Интернете и в публичных библиотеках. Вся информация, которую вы найдете в Интернете, может быть неактуальной или правдивой. Поэтому, прежде чем использовать информацию, обязательно проверьте ее.

3. Определите конкретные переменные.

Определите конкретные переменные, связанные с исследованием, которое вы хотите провести. Эти переменные могут придать вашему исследованию новый масштаб, а также помочь вам определить, как они могут быть связаны с планом вашего исследования. Например, предположим, что вы гипотетически хотите провести лингвистическое исследование выражения концепта в каком-то художественном произведении. Вам нужно определить его ядро и периферию, т. е. определить структуру. Также можно исходить из того, что концепт заложен в корне слова и реализуется во всей словообразовательной парадигме, можно привести словообразовательную парадигму и отметить концептуальные признаки в словах с определенным корнем.

Также при изучении содержания текста можно выстроить концептуальную диаграмму.

Концептуальная диаграмма — это инструмент, позволяющий организовать и графически представить структуру знаний. Этот класс схем возник в 1960-х годах вместе с теориями психологии обучения.

Цель концептуальной диаграммы — представить связи, существующие между понятиями, с помощью выражающих их терминов. Концепты представлены в прямоугольниках или кругах, а отношения между ними представлены линиями, соединяющими соответствующие прямоугольники или круги.

Линии, в свою очередь, представляют собой ассоциированные слова, описывающие характер отношений, посредством которых соединяются понятия. Тем не менее, концептуальная диаграмма позволяет обобщить основное содержание текста.

4. Создайте структуру исследования.

На этом этапе вы начинаете создавать необходимую структуру, используя сочетание переменных из научных статей и других соответствующих материалов. Постановка исследовательской задачи в вашем исследовании становится основой исследования. Ваша попытка начать отвечать на вопрос становится основой вашего исследования. Исследование проводится с целью сократить пробел в знаниях и сделать доступной более актуальную и правильную информацию.

Можно выделить преимущества концептуальных исследований:

  1. Концептуальное исследование в основном фокусируется на концепции исследования или теории, объясняющей явление.
  2. Этот тип исследований в значительной степени опирается на ранее проведенные исследования; никаких экспериментов не проводится, что экономит время, усилия и ресурсы. Более актуальную информацию можно получить путем проведения концептуальных исследований.
  3. Концептуальное исследование считается наиболее удобной формой исследования. В этом типе исследования, если концептуальная основа готова, необходимо отсортировать только соответствующую информацию и литературу.

Литература:

  1. Степанов, Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 246 с.
  2. Юлтимирова, С. А. Различные подходы к трактовке термина «концепт». [Электронный ресурс] / С. А. Юлтимирова // http://www.rusnauka.com/NPM_2006/Philologia/3_jultimirova.doc.htm
  3. Menhua, Ch. Research of the concept in the lingo-cultural aspect) // Teaching the Russian language in China. — 2014. — №. 1. — P. 72–76.
Основные термины (генерируются автоматически): концептуальная диаграмма, концептуальная основа, идея, информация, концепт, слово, словообразовательная парадигма, соответствующая информация, соответствующая литература.


Ключевые слова

концепт, концептуальное исследование, концептуальная основа исследования

Похожие статьи

Методологические подходы к исследованию организационной культуры

В статье рассматривается классификация основных методологических подходов к изучению организационной культуры, дается краткая характеристика их достоинств и недостатков.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

К вопросу о педагогическом мониторинге

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического...

К вопросу об определении понятия «проектирование»

Статья посвящена комплексному изучению понятия «проектирование». Именно теоретическое обоснование данного понятия позволяет корректно и комплексно использовать его в практической деятельности. В основе исследования лежит метод теоретического и сравни...

Возможности интерпретации вербализации понятийного компонента концептов

В данной статье рассмотрены некоторые подходы к анализу структуры концепта, выделены основные характеристики понятийного компонента на примере концепта «вода (как природное явление)».

Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество»

В статье рассматривается сущность категории «наставничество». Представлены трактовки данного понятия с позиций различных авторов. В результате проведенного анализа сформировано авторское определение наставничества.

Понятие и функции оплаты труда

В статье представлены основные подходы к изучению понятия оплата труда, представленных в работе отечественных и зарубежных авторов. А также сформулированы базовые теории изучающие сущность оплаты труда.

К вопросу о понятии «право»

В статье рассматриваются и анализируются различные подходы к определению понятия и сущности «право», дается авторское определение данному понятию, отражены исторические предпосылки развития права в обществе.

К вопросу о методах исследования концептов

В данной статье нами рассмотрены: концепт, как единица когнитивной лингвистики и основные методы его исследования на примере зрительной метафоры.

Теория концептуальной интеграции и лингвистические средства ее выражения

В статье рассматриваются основные положения теории концептуальной интеграции, включая структуру, этапы и свойства процесса концептуальной интеграции; также представлены лингвистические средства выражения теории концептуальной интеграции.

Похожие статьи

Методологические подходы к исследованию организационной культуры

В статье рассматривается классификация основных методологических подходов к изучению организационной культуры, дается краткая характеристика их достоинств и недостатков.

Теоретические подходы к понятию «самоопределение» в психологии

В статье рассматриваются теоретические подходы в психологии к определению понятия «самоопределение» отечественных и зарубежных авторов.

К вопросу о педагогическом мониторинге

В статье рассмотрены и проанализированы определения понятия «педагогический мониторинг» в отечественной и зарубежной литературе, на основе данных определений сформулировано определение «педагогического мониторинга», дана классификация педагогического...

К вопросу об определении понятия «проектирование»

Статья посвящена комплексному изучению понятия «проектирование». Именно теоретическое обоснование данного понятия позволяет корректно и комплексно использовать его в практической деятельности. В основе исследования лежит метод теоретического и сравни...

Возможности интерпретации вербализации понятийного компонента концептов

В данной статье рассмотрены некоторые подходы к анализу структуры концепта, выделены основные характеристики понятийного компонента на примере концепта «вода (как природное явление)».

Теоретические подходы к определению сущности понятия «наставничество»

В статье рассматривается сущность категории «наставничество». Представлены трактовки данного понятия с позиций различных авторов. В результате проведенного анализа сформировано авторское определение наставничества.

Понятие и функции оплаты труда

В статье представлены основные подходы к изучению понятия оплата труда, представленных в работе отечественных и зарубежных авторов. А также сформулированы базовые теории изучающие сущность оплаты труда.

К вопросу о понятии «право»

В статье рассматриваются и анализируются различные подходы к определению понятия и сущности «право», дается авторское определение данному понятию, отражены исторические предпосылки развития права в обществе.

К вопросу о методах исследования концептов

В данной статье нами рассмотрены: концепт, как единица когнитивной лингвистики и основные методы его исследования на примере зрительной метафоры.

Теория концептуальной интеграции и лингвистические средства ее выражения

В статье рассматриваются основные положения теории концептуальной интеграции, включая структуру, этапы и свойства процесса концептуальной интеграции; также представлены лингвистические средства выражения теории концептуальной интеграции.

Задать вопрос