Актуальность настоящей тематики базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким давлением усиливающихся санкций и общей тяжелой геополитической обстановке.
В соответствии проведенной работой Е. С. Балашова, Е. А. Малышева, И. И. Мачина, «Одними из ключевых проблем в процессе выполнения программы импортозамещения являются сложности с финансированием, отсутствие технологий, а также длительный процесс по запуску собственных производственных мощностей» [1].
В современном и динамичном бизнес-мире, где конкуренция становится все более острой, промышленные предприятия и компании вынуждены активно искать методы улучшения своей конкурентоспособности. Одним из эффективных путей достижения этой цели является оптимизация управления закупками и логистикой. В данной статье рассмотрим стратегии, позволяющие повысить ценовую конкурентоспособность продукции на основе эффективного управления данными областями.
Ключевые слова: конкурентоспособность, наука, экономическое развитие, машиностроение, технология, производство.
Методика проведения исследования
Методика заключается в последовательном изучении исследований ученых экономистов, таких как: В. В. Комаров, И. В. Бурлакова, С. В. Голованова, И. В. Максимов, а также других ученых, посвятивших свои работы и исследования современному рынку автомобилестроения.
Источники экономической теории раскрывают сущность и взаимосвязь процессов социально-экономического сектора. Были проанализированы работы: Е. С. Балашовой, Я. С. Ядгарова, в частности, монография, посвященная особенностям эволюции рыночного хозяйства «Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Инновации бизнеса и бизнес инноваций»; И. В. Капустиной и К. А. Григорьевой, которые исследовали тему импорта автокомпонентов в работе «Импорт автокомпонентов, как фактор лабильности рынка автомобилестроения». В приведенных работах раскрываются вопросы современного рынка, направленного на импортозамещение и развитие национального автомобилестроения в современных условиях санкций.
Настоящее исследование ставит перед собой цель проведения анализа современного национального рынка в области машиностроения с применением сравнительного и исторического методов.
Результаты исследований
Актуальность данной работы базируется на развитой нормативно-правовой базе, используемой в программе импортозамещения, мерах поддержки от государства в машиностроительной области, а также проводимых планово-технических мероприятиях под жестким давлением усиливающихся санкций и общей тяжелой геополитической обстановки.
В соответствии с проведенной работой Е. С. Балашова, Е. А. Малышева, И. И. Мачина, «Одними из ключевых проблем в процессе выполнения программы импортозамещения являются сложности с финансированием, отсутствие технологий, а также длительный процесс по запуску собственных производственных мощностей» [1].
Рассмотрим возможные типы существующих экономических систем, пути управления предприятием и процессом закупок в целом.
Плановая экономика — это система управления национальной экономикой, в которой государство играет основополагающую роль в принятии экономических решений. В отличие от рыночной экономики, где ресурсы распределяются на основе спроса и предложения, в плановой экономике центральное правительство принимает решения относительно производства, распределения и потребления ресурсов через детальные планы.
Проанализируем основные характеристики плановой экономики:
Централизованное управление: Государство контролирует основные секторы экономики, принимая решения о распределении ресурсов, объемах производства и ценах.
- Пятилетние планы: Одним из характерных элементов плановой экономики является использование пятилетних планов, в рамках которых устанавливаются цели для различных отраслей экономики.
- Отсутствие конкуренции: в условиях плановой экономики конкуренция между предприятиями и фирмами часто снижается, поскольку государство определяет, что, сколько и как производить.
- Государственная собственность: Основные средства производства, такие как предприятия и заводы, обычно являются государственной собственностью.
- Центральное планирование: Все решения по производству, распределению и ценообразованию принимаются на центральном уровне, обычно через министерства и комитеты.
- Социальная направленность: Одной из целей плановой экономики может быть обеспечение равномерного распределения благ и социальной справедливости.
Плановая экономика широко применялась в различных странах в течение XX века, включая Советский Союз и другие социалистические государства. Однако многие из этих стран постепенно переходили к смешанным моделям, включающим элементы рыночной экономики. Это было обусловлено неэффективностью централизованного управления и неспособностью адаптироваться к быстро меняющимся условиям мирового рынка.
Согласно Сидорову В. А., рыночный механизм в условиях совершенной конкуренции распределяет ограниченные ресурсы между отраслями и видами производств так, что достигается общее конкурентное равновесие, которое характеризуется оптимизацией потребительского выбора при минимизации издержек производства. К. Маркс раскрыл экономическую сущность этих процессов, исследовав взаимосвязь между общественными потребностями и производством, между общественной потребительной стоимостью и стоимостью. Экономисты неоклассики глубоко проанализировали эти процессы на уровне рыночных явлений
Результаты такого исследования в обобщенном виде нашли отражение в теории эффективности конкурентных рынков [3].
Рассмотрим указанное утверждение относительно дальнейшего влияния на машиностроительную отрасль. В отечественной машиностроительной отрасли, включая автомобилестроение, машиностроение, производство комплектующих изделий и материалов, а также компонентной базы, последние 15 лет формировалось направление поддержания конкурентоспособности среди указанных предприятий и производителей.
Данное направление формировалось под воздействием интеграции импортных производителей на территории Российской Федерации, созданием совместных предприятий, в основном с европейским менталитетом, с иностранным капиталом, внедрением импортных технологий и технологической базы, при поддержке соответствующей законодательной системы Российской Федерации.
При конкурировании с высокотехнологичным бизнесом, происходило также развитие отечественных предприятий, поставщиков комплектующих изделий и материалов для автомобильной отрасли.
Необходимо отметить, что вышеуказанные рыночные условия мотивировали отечественных производителей на развитие высокотехнологичных конкурентоспособных предприятий, а также, вели к необходимости внедрения контроля и сокращения затрат на производство и себестоимость продукции с целью удержания на рынке, сохранения маржинальности и поддержания отечественного производства.
Таким образом, можно отметить, что актуальность поддержания конкурентоспособности за счет сокращения затрат в целом сохраняется на протяжении длительного периода времени в машиностроительной отрасли в целом, автомобилестроении, а также на предприятиях, производящих комплектующие изделия и материалы, и автомобилестроительных предприятиях Российской Федерации.
Комаров В. В. в своем исследовании на тему: «Мировая экономика. Сложная международная обстановка. Риски и неопределенности» определяет импортозамещение как стратегию ведения национальной экономики и промышленной политики государства, в направлении замены импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами собственного производства [2]. Автор считает, что страны увеличивают расходы на развитие эффективных отраслей, усиливают поддержку национальных предприятий для повышения эффективности замещения импорта [2].
В текущих условиях значительной экспансии импортных производителей автомобилей, в том числе, китайских, конкурентоспособность является приоритетным направлением бизнеса для каждого предприятия, включая автомобилестроение, производство комплектующих и материалов.
В связи с тем, что объем выпускаемой продукции на китайском рынке представляет собой значительную величину, актуальность проводимой работы становится значительной с точки зрения оценки текущей ситуации, выявления «слабых» и «сильных» сторон различных подходов и формирования направления деятельности по поиску решений, направленных на сокращение затрат на логистику, закупки комплектующих и материалов для автомобилестроения, что должно привести к сокращению себестоимости конечного продукта — автомобиля, и повышению конкурентоспособности относительно импортных производителей автомобилей.
В связи с чем, рассмотрим несколько ключевых аспектов, подходов и методов по формированию себестоимости продукции для решения указанных вопросов.
Для анализа данных аспектов необходимо определить периметр поиска и критерии, которые можно применять в работе по сокращению затрат. В связи с тем, что отечественная промышленность в целом и автомобилестроение, как направление деятельности, использовало знания крупнейших мировых корпораций с очень сильным стратегическим подходом и корпоративными правилами ведения бизнеса, которые направлены на получение и увеличение прибыли, а не формирование отчетности за использование бюджетных средств, в нашей работе мы не будем брать за основу плановую экономику. Но рассмотрим возможность использования приобретенных и накопленных за последние 15 лет знаний при взаимодействии с крупнейшими машиностроительными корпорациями и автомобилестроительными компаниями в целях анализа, выявления и формирования возможных решений для текущей ситуации рынка.
В данной работе планируется учесть текущее состояние с кадровыми ресурсами, производственными мощностями, инженерно-технической базой, системой менеджмента качества, уровнем корпоративной политики поставщиков комплектующих изделий, материалов для автомобилестроения и машиностроительной отрасли, в целом.
Таким образом, формирование базы поставщиков с высоким уровнем доходности, маржинальности, а значит, конкурентоспособности, и является наиболее актуальной в текущем состоянии машиностроительной области в целом, и автомобилестроения, в частности.
Одним из путей направления развития конкурентоспособности, и повышения маржинальности и доходности, является сокращение затрат на производство, которое должно затрагивать не только всю машиностроительную отрасль в целом, но и автомобилестроительные предприятия, а также, поставщиков комплектующих изделий и материалов первого, второго, и третьего уровня.
Вывод:
Исследуя тему конкурентоспособности на национальном рынке, в области автомобилестроения, важным аспектом является развитие высокотехнологичного производства. Спрос на внутреннем рынке в настоящее время стимулирует производителя на замену импортного товара, на товары собственного производства, в том числе и в области автомобилестроения. Отечественные предприятия, применяя новые технологии, стремятся заполнить спрос на комплектующие. При этом меняются логистические цепочки поставок недостающих элементов, способствующие сокращению себестоимости конечного продукта.
В ходе написания статьи были проведены исследования, на основании которых мы выявили не только ряд проблем в ходе реализации и внедрения инноваций в области машиностроения, но и осмыслили новые подходы в данной области, применение новых способов, методов и материалов в области автомобилестроения, что может вывести данную отрасль в ведущие и стать лидерами не только внутри страны, но и выйти на мировой рынок с конкурентоспособным продуктом.
Литература:
- Балашова Е. С. К вопросу о стратегии импортозамещения. Трансформация российской промышленности / Е. С. Балашова, Е. А. Малышев, И. И. Мачин // Организатор производства. 2022. Т.30. № 4. С. 18–28. DOI: 10.36622/VSTU.2022.30.4.002
- Комаров В. В. «Мировая экономика. Сложная международная обстановка. Риски и неопределенности» // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2022. — № 5. — С. 68–75.
- Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Инновации бизнеса и бизнес-инноваций. Монография / Под ред. д-ра. экон. наук, профессора Ядгарова Я. С., д-ра. экон. наук, профессора Сидорова В. А., канд. экон. наук, доцента Чапли В. В. — Краснодар, 2017–632 с.