Влияние логистических издержек на конкурентоспособность продукции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 29.01.2019

Статья просмотрена: 1020 раз

Библиографическое описание:

Гельвих, Е. А. Влияние логистических издержек на конкурентоспособность продукции / Е. А. Гельвих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 223-227. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55932/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время каждое предприятие, будь то торговое или научно-производственное, тратит большое количество различных ресурсов на улучшение внешних показателей. Нередко проблема кроется внутри. В этом случае на помощь может прийти логистика.

В научном понимании, термин «логистика» — это методология разработки рациональных методов управления материальными и информационными потоками, которые нацелены на их оптимизацию. [1]

С точки зрения практического понимания, логистику можно интерпретировать, как правило «семи R»:

1) нужный продукт;

2) необходимого качества;

3) в необходимом количестве;

4) в нужном месте;

5) в нужное время;

6) нужному потребителю;

7) с наименьшими затратами.

Все эти фундаментальные правила приводят к возникновению широкого спектра затрат. Обеспечение максимального уровня прибыльности, достижение финансовой стабильности, повышение фактора конкурентоспособности достигается, в первую очередь, эффективным управлением логистическими издержками на предприятии.

Главенствующим предметом управления являются текущие затраты, которые связаны с выполнением логистических процессов.

Текущие затраты отображают стоимость ресурсов, примененных в ходе производства продукции, снабжения, транспортным обеспечением, складской и сбытовой деятельности, хранением запасов, осуществляются за счет оборотного капитала предприятия и возмещаются в прибыли от продажи товаров/услуг. [2]

В процессе логистики возникают различные по своему содержанию издержки, что обусловлено классификационными признаками. В целях разграничения нами была составлена классификация логистических издержек по различным критериям. (Табл. 1)

Таблица 1

Классификация логистических издержек

Признак

Виды затрат

По функциональному признаку

1. Издержки снабжения:

– закупочные издержки;

– транспортные издержки;

– издержки по хранению запасов;

– издержки по переработке грузов;

– административно-управленческие издержки.

2. Производственные издержки:

– издержки управления производственными процедурами;

– издержки внутризаводского перемещения;

– издержки контроля.

3. Сбытовые издержки:

– транспортные издержки;

– издержки управления процедурами заказов;

– издержки управления запасами готовой продукции;

– издержки хранения товаров;

– издержки возврата/перемещения товаров;

– издержки страхования.

По видам затрат

1. Материальные:

– амортизация;

– потребление материалов, топлива и др.;

– оплата труда.

2. Нематериальные:

– нематериальные услуги;

– денежные выплаты в виде налогов.

По местам возникновения

– отдел снабжения;

– отдел сбыта;

– складские помещения;

– производственные подразделения.

По возможности отнесения на носители

– на товар/услугу;

– на заказ;

– на операцию.

По динамике потокового процесса

– постоянные;

– переменные.

По функциональным областям

– издержки снабжения;

– производственные издержки;

– транспортные издержки;

– сбытовые издержки

– складские издержки.

По компонентам логистических операций

– затраты на физическое продвижение материального потока;

– затраты на информационные процессы.

По степени регулируемости

– полностью регулируемые;

– частично регулируемые;

– слаборегулируемые.

По частоте возникновения

– регулярные;

– разовые.

Как можно увидеть из табл. 1. классификация логистических издержек получилась весьма широкой, но общепринятыми издержками как на Западе, так и в РФ являются издержки по учету затрат на транспортировку, управление запасами и заказами, складирование, переработку грузов, IT-поддержку.

Общую структуру логистических издержек промышленных предприятий можно увидеть на рисунке 1.

Рис. 1. Структура логистических издержек промышленных предприятий

Влияние логистики на расходы, связанные с реализацией продукции, очевидно, так же, как и ее воздействие на конкурентоспособность предприятия и продукции. Для эффективной «работающей» логистической системы необходимы следующие условия:

– отлаженная CRM-система (учетно-информационная);

– анализ расходов/доходов предприятия и его структурных подразделений;

– определение доли прибыли логистической деятельности в общей прибыли предприятия;

Мы рассмотрели влияние логистики на различные виды продукции предприятий. Для большинства продовольственных товаров логистика не играет большой значимости. Исключением будет — скоропортящаяся продукция, т. к. основным фактором является скорость перевозки и время отгрузки. [3,4]

Для инвестиционных товаров (в основном продукция машиностроения и строительства) важным конкурентным преимуществом является надежность отгрузки и перевозки. Значимость надежности можно объяснить тем, что она зависит от деятельности потребителя услуги, такая как — строительство объектов, обучение персонала. [5]

Для потребительской продукции длительного пользования надежность и скорость перевозки не являются доминирующими факторами конкурентоспособности. Потребители данного вида продукции зачастую не имеют жестких принципов по отгрузке. В таких условиях логистика имеет возможность сокращения затрат. [6]

Основное внимание должно быть уделено сокращению логистических издержек, так как за счет их сокращения может существенно усилится конкурентоспособность продукции того или иного предприятия.

Пути снижения логистических издержек:

– использование более дешевых ресурсов;

– повышение производительности труда персонала;

– обеспечение контроля над затратами;

– содействие поставщикам и потребителям в достижении низкого уровня затрат;

– эффективное управление транспортными парками;

– оптимизация транспортных маршрутов при грузоперевозках [6, 7].

Влияние оптимизации транспортных маршрутов, структуры подвижного состава рассмотрим на примере.Требуется перевезти из Тюмени в г. Омск 8 тонн труб, в г. Курган 3 тонны вентилей и в г. Челябинск 5 тонн фильтров. Общий вес перевозимого груза 18 тонн. Задачи исследования:

– выбрать оптимальный маршрут от пункта загрузки в борт автомобиля до конечного пункта выгрузки;

– снизить нерациональное использования груженного пробега;

– максимально использовать грузоподъемность подвижного состава;

Характеристики альтернативных перевозок (расстояния перевозок и время транспорта в пути) представлены на рисунках 2–3.

Сравнение стоимости перевозок (с обратным порожним пробегом) и с учетом дополнительных операций представлено в таблице 2.

Рис. 2. Прямые маршруты следования грузового транспорта от начального до конечного пункта

Таблица 2

Стоимость перевозки по маршрутам сучетом дополнительных операций

Город

Вес груза

Грузоподъёмность транспортного средства

Стоимость перевозки

Итого

Курган

3 тонны

5 тонн

11106

77322

Омск

5 тонн

10 тонн

39394

Челябинск

8 тонн

10 тонн

26822

Маршруты с попутным грузом

Тюмень-Курган-Омск

8 тонн

10 тонн

57623

90899

Тюмень-Курган-Челябинск

11 тонн

20 тонн

33276

Усовершенствование логистической системы позволяет оптимизировать деятельность предприятия, связанного с транспортировкой, хранением и поставкой продукции конечному потребителю, что существенно влияет на конкурентоспособность продукции предприятия за счет минимизации логистических издержек.

Литература:

  1. Цзюй И. Трансформация понятия традиционной логистики в современную логистику // Молодой ученый. — 2017. — № 52. — С. 116–120. — URL https://moluch.ru/archive/186/47569/
  2. Аникин, Б. А. Коммерческая логистика: учебник / Б. А. Аникин, А. П. Тяпухин. — Москва: Проспект, 2017. — 126 с.
  3. Логистика и управление цепями поставок: практическое пособие / Д. В. Курочкин. — Минск: Альфа-книга, 2016. — 253 с.
  4. Управление текущими затратами производственно — торгового предприятия // Шилова Н. Н., Мажорова Е. Д./ Международный студенческий научный вестник. — 2017. — № 1. — С. 23–23; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16847
  5. Сярдова О. А. Особенности формирования и учета логистических издержек цепи поставок промышленного предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2015. С. 105–108.
  6. Моисеева, Н. К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. — Москва: Инфра-М, 2017. — 321 с.
  7. Методы оптимизации транспортных маршрутов при грузоперевозках// Шилова Н. Н., Подобед Д.А/ Нефть и газ Западной Сибири материалы Международной научно-технической конференции. — Тюмень: ТИУ, 2017. С. 154–157.
Основные термины (генерируются автоматически): издержка, тонна, издержка управления, вид затрат, влияние логистики, издержка снабжения, омск, подвижной состав, челябинск, эффективное управление.


Задать вопрос