Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тургараева, Г. К. Формирование текстовых умений и навыков на уроках русского языка в начальной школе / Г. К. Тургараева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4.1 (503.1). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110567/ (дата обращения: 02.05.2024).



Встатье рассматриваются вопросы о формировании текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе, а также примеры упражнений . Использование на уроках данных упражнений помогает учителю правильно и эффективно организовать урок.

Ключевые слова: текст, текстовые умения, упражнения, начальная школа, русский язык.

C:\Users\User\Downloads\WhatsApp Image 2024-01-21 at 13.11.50.jpeg

Русский язык занимает особое место в системе образования Казахстана. В стратегии развития «Казахстан-2050» подчеркнуто, что русский язык позволяет приобретать новые знания, расширяет кругозор школьников, их умение общаться как внутри страны, так и за границей. Он сегодня изучается в школах Казахстана, так как имеет статус языка межнационального общения. Он является также и официальным языком, на котором вещают СМИ, им пользуются в сферах политики, бизнеса, в бытовом общении. А чтобы разговаривать на неродном для многих школьников русском языке, нужно хорошо знать его лексику, фонетику, грамматику. Русский язык позволяет развивать устную и письменную речь, способствует развитию навыков чтения, расширяет границы воображения и творческие способности, а также позволяет формировать общечеловеческие ценности. Сложно изучить неродной язык и практически невозможно сделать это без понимания системы языка: как связаны слова и их формы, каким может быть состав слов, каково произношение и еще множество других особенностей. Обязательным условием знания литературного языка является усвоение его грамматических форм. Содержание обучения русскому языку строится на основе компетентностного подхода, направленного на формирование языковых, лингвистических и культуроведческих умений.

Вопросами формирования текстовых умений интересовались многие ученые (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, А. Д. Дейкина, В. И. Капинос, М. С. Соловейчик, Е. И. Никитина, Е. А. Баринова, Р. Б. Сабаткоев, А. П. Еремеева, Н. И. Демидова, Л. А. Ходякова, Е. В. Архипова, Т. М. Воителева и др.). На сегодняшний момент обучение русскому языку происходит в сложных условиях: прослеживается тенденция к снижению речевого развития общества, «расшатываются» нормы литературного языка. [1, с. 55]

Работа с текстом на уроках русского языка развивает творческие способности школьника, расширяет словарный запас, улучшает качество речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Изучение текста на уроках русского языка помогает в таких вопросах школьного образования, как приобщение ученика к духовному богатству и раскрытию всей красоты родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. [2, с. 55]

Текстовые умения выступают одними из наиболее важных по своей значимости в системе общеучебных умений, так как являются основой для многих других, например: умения работать с текстами, рассказами учебников, умения конспектировать, анализировать и т. д.

Текстовые умения формируются на основе знаний о тексте, которые в методике преподавания русского языка принято называть речеведческими, формирующимися на основе текстовых знаний, это знания о стилях и типах речи, композиции текста, теме и основной мысли текста и т. п.

В процессе изучения русского языка в начальной школе основной отраслью учебной деятельности учащихся является овладение письменной речью, культурой письменного общения (безусловно, наравне с развитием умений чтения, говорения и слушания). Таким образом, к основным разделам школьной программы по русскому языку, относятся разделы «Предложение» и «Текст».

На протяжении учебного года продолжается обучение чтению по программе учебника, формирование навыков правильного типа читательской деятельности в процессе работы с текстом. Постепенно учитель знакомит учеников с понятием абзац.

Важным фактором в развитии текстовых умений выступают текстовые творческие упражнения. Если сравнивать творческие и лексико-орфографические упражнения, то они обладают большей значимостью. Работа с текстом на уроках русского языка включает в себя осмысленную, творческую деятельность, которая направлена на изучение содержания текста, развитие эстетического восприятия. Текстовая работа выступает в роли образца правильной речи, с ее помощью расширяется кругозор полученных учениками знаний.

Формирование текстовых умений можно развить с применением следующих упражнений.

Упражнение 1. Продолжите текст от лица детей, возвращавшихся из школы, используя начало.

Утром внезапно начался сильный ветер. Небо затянуло черными тучами, пошел сильный дождь. С неба падали крупные капли на землю...

Упражнение 2. Составьте текст по его концовке

... девочка Маша так мне и не ответила.

...Я так и не смогла найти ответ на данный вопрос.

Упражнение 3. Завершите текст с помощью ключевых слов.

После длинной зимы, наконец-то, наступила весна. Солнце стало ярче светить. Запели птички. На деревьях появились первые листочки.

Ключевые слова: перелетные птицы, теплая погода, первая гроза.

Упражнение 4. Восстановите текст, вставляя вместо многоточий нужно вставить подходящие по смыслу глаголы.

Лесная поляна

Вспомогательные слова: собрали, ласкает, шумит, зовет, нашли.

На лесной поляне….мы ягоды. Ветер…... и волосы. Мы… целую корзину. Бабушка…..меня домой.

Упражнение 5. Восстановите текст по смыслу без справочного материала. (упражнение предлагается при изучении имени прилагательного.

_ ветер разогнал_ тучи. Над деревней повисла….туча. Будет гроза..... капли падают на землю.

Главная значимость рассмотренных упражнений заключается в том, что они направлены на формирование коммуникативных умений и на развитие мыслительной способности, что проявляется в создании рассуждений, умозаключений.

Текстовые упражнения способствуют мотивации обучения, служат повышению интереса и активности младших школьников, развитию творческого потенциала учащихся. Поэтому творческие упражнения должны быть прочно интегрированы в структуру программного изучения русского языка в начальной школе. Они помогают создать атмосферу заинтересованности в обучении, ситуацию успеха, способствующую общему развитию ученика. [3, с. 14]

На основе программного плана продолжается обучение чтению, формирование типа правильной читательской деятельности. Материал, полученный учеником, касающийся темы синтаксиса и пунктуации в начальной школе, образует некий фундамент для правильного формирования устной и письменной речи, для правильного понимания и применения слов с разных точек зрения, а также ученик понимает, как важна роль изучения русского языка, которым он уже свободно владеет.

Таким образом, мы выявили то, что текстовые умения состоят из 3-х групп умений: текстовосприятия, текстовоспроизведения и текстообразования и формируются при осуществлении всех видов речевой деятельности.

Литература:

1. Бурцева Е. В. Формы работы с текстом при формировании текстовых умений школьников / Е. В Бурцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2013. — №. 12. — С.54–57

2. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская. Текстовые умения. Как им учить? [электронный ресурс] / Т. А. Ладыженская. — URL: http://school2100.com/upload/iblock/704/70423ea84b76324108d896ac94cfbfe5.pdf (дата обращения 1.11.2023).

3. Кислицкая С. С. Основные виды творческих текстовых упражнений на уроках русского языка в начальных классах / С. С. Кислицкая // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2018. — №. 7. — С. 14

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, начальная школа, умение, упражнение, текст, письменная речь, лесная поляна, литературный язык, слово, урок.


Ключевые слова

русский язык, упражнения, текст, начальная школа, текстовые умения

Похожие статьи

Задать вопрос