Анализируется сущность административных регламентов в деятельности органов внутренних дел. Рассмотрена эволюция возникновения и развития термина «административный регламент» в России.
Ключевые слова: административный регламент, правоохранительные органы, понятие, реформа, правовая база, нормативные акты.
The essence of administrative regulations in the activities of internal affairs bodies is analyzed. The evolution of the emergence and development of the term “administrative regulations” in Russia is considered.
Keywords: administrative regulations, law enforcement agencies, concept, reform, legal framework, regulations.
Административные регламенты — довольно-таки новаторское правовое явление для современного государства, возникшее после проведения в России административной реформы исполнительной власти. Одним из важнейших направлений этой реформы являются проектирование и интеграция административных регламентов.
По словам опытного писателя А. Ф. Ноздрачева, «в процессе административной реформы признана целесообразность внезапного возрастания законодательного регулирования административных процедур — порядка осуществления органами исполнительной власти действий в целях реализации их компетенции.
Первостепенно признана необходимость разработки административных регламентов».
Последние административные изменения привели к неопределенным результатам. Организационная путаница, коррупция и бюрократизм стали последствиями множества административных преобразований.
В 2006–2010 годах Российская Федерация провела административную реформу с ориентацией на следующие цели: повышение качества и доступности государственных услуг, ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность предпринимателей, включая прекращение избыточного государственного регулирования, и повышение эффективности работы исполнительных органов власти.
Один из важных результатов этой реформы стало принятие федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который послужил юридической базой для осуществления главных мероприятий административной реформы.
В рамках административной реформы была проведена работа по нескольким направлениям: внедрение системы управления на основе результатов и проектного управления, регламентация и стандартизация государственных и муниципальных услуг, предоставление информации о государственных услугах в электронной форме, организация предоставления услуг по принципу «одного окна», оптимизация функций исполнительной власти, размещение государственных и муниципальных заказов и противодействие коррупции.
В процессе структурных преобразований были разработаны нормативные правовые акты под названием «административный регламент». Новый термин привлек внимание ученых, которые начали изучать этот новый феномен, появившийся в административно-правовой среде.
Понятие «административный регламент» имеет несколько аспектов проявления, включая документ, регламентирующий внутриорганизационные отношения и порядок проведения собраний.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что административный регламент — это нормативный документ, который регулирует общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Другими словами, административный регламент имеет государственно-правовую природу и обязателен для исполнения.
Административные регламенты служат основой для оптимизации публичных функций и перевода их в электронный вид. К концу 2010 года было утверждено 447 административных регламентов предоставления (исполнения) услуг федеральных органов исполнительной власти.
В субъектах Российской Федерации, включая муниципальное управление, было утверждено более 1000 административных регламентов. Таким образом, административные регламенты активно внедряются в правоприменительную деятельность органов исполнительной власти различного уровня, включая органы внутренних дел.
Министерство внутренних дел Российской Федерации — это федеральный орган исполнительной власти, который занимается выработкой и осуществлением государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере внутренних дел, а также государственной политики в области миграции. МВД России является федеральным органом исполнительной власти с разнообразными функциями в соответствии с действующим законодательством.
Классификация органов исполнительной власти может быть основана на различных критериях, одним из которых является уровень их функционирования.
С учетом этого органы исполнительной власти могут быть разделены на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации и исполнительные органы местного самоуправления.
Каждый из этих органов обладает компетенцией в сфере реализации административных норм и процедур. Органы внутренних дел, включая полицию, являются частью исполнительной власти, и поэтому необходимо кратко остановиться на определении органа исполнительной власти.
По мнению Д. М. Овсянко, орган исполнительной власти — это такая организация, которая является частью государственного аппарата, обладает компетенцией, структурой и территориальным масштабом деятельности, формируется в соответствии с установленным законом или нормативно-правовым актом, использует определенный метод работы, имеет право выступать от имени государства и занимается повседневным руководством хозяйственными и социально-культурными процессами, а также осуществляет управление междуотраслевого характера.
Таким образом, главное назначение административного регламента заключается в совершенствовании деятельности по предоставлению населению государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Именно для достижения указанной цели в Федеральном законе № 210-ФЗ предусматривается установление единых требований к исполнению государственных функций и функций органов местного самоуправления, реализовывать которые указанные органы будут только на основе и в строгом соответствии с административными регламентами.
Литература:
- Васильев Ф. П. Совершенствование регламентирования деятельности органов внутренних дел (полиции) // Административное право и процесс. 2012. № 9.
- Давыдов К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: монография / под ред. Ю. Н. Старилова. М., 2010.
- http://pravo.gov.ru/ дата обращения: 15.01.2024 г.