В статье автор исследует сущность налоговых правонарушений, приводит статистические данные, отражающие состояние данной сферы. Также в статье анализируются причины совершения налоговых правонарушений и предлагаются мероприятия, которые могут способствовать снижению количества правонарушений в налоговой сфере.
Ключевые слова: налоговые правонарушения, налоговые проверки, налоговый контроль, налогообложение.
Уже на протяжении многих лет вопрос о предупреждении налоговых правонарушений остается актуальным. Налоговые правонарушения наносят вред на экономическое состояние государства. Ведь ввиду совершения налоговых правонарушений бюджет страны недополучается денежные средства.
В настоящее в России имеется достаточно сложная экономическая ситуация. До сих пор не полностью ликвидированы последствия распространения коронавирусной инфекции, имеется нестабильная политическая обстановка, вводятся все новые санкции против РФ. Данные факторы обуславливают значение сохранения сбалансированности бюджета. Следовательно, на современном этапе особо актуальным является вопрос о снижении количества правонарушений в налоговой сфере.
Налоговые правонарушения регулируются НК РФ, а именно ст. 106. Согласно данной статье налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное налогоплательщика, за которое НК РФ установлена юридическая ответственность.
Основным механизмом выявления налоговых правонарушений является проведение налоговых проверок. Именно в ходе проверок налоговые органы устанавливают факты, которые нарушают налоговое законодательно. По итогам налоговой проверки осуществляется доначисление неуплаченных налогов, а также накладывается ответственность на налогоплательщиков согласно нормам НК РФ.
Для анализа состояния нарушений в налоговой сфере проведем анализ эффективности проведения камеральных налоговых проверок (рисунок 1).
Рис. 1. Количество налоговых проверок, по итогам которых выявлены налоговые правонарушения, млн. [3]
Проведенный анализ показывает, что в 2021 г. имеется увеличение количества налоговых проверок, по итогам которых выявлены налоговые правонарушения на 25,01 % по сравнению с 2020 годом. Но в 2022 году наблюдается обратная тенденция именно снижение количества налоговых проверок, по итогам которых выявлены налоговые правонарушения на 9,74 % по сравнению с 2021 годом. Приведенные статистические данные могут отражать ситуацию, когда в действительности стало совершаться меньше налоговых правонарушений.
Далее, на рисунке 2 приведен процент камеральных проверок, в ходе которых были выявлены налоговые правонарушения.
Рис. 2. Выездные налоговые проверки, по итогам которых выявлены налоговые правонарушения, % [3]
Таким образом, проведенный анализ показывает, что на протяжении всего исследуемого периода в ходе более 95 % налоговых проверок выявляются налоговые правонарушения. К 2022 году данный показатель вырос на 0,18 п.п. по сравнению с 2021 годом.
Особое значение для снижения количества налоговых правонарушений служит исследование причин их возникновения. Исследование причин совершения правонарушений в сфере налогообложения позволит разработать новые механизмы предотвращения.
На рисунке 3 приведены некоторые причины совершения налоговых правонарушений.
Рис. 3. Причины совершения налоговых правонарушений
В настоящее время как физические, так и юридические лица находятся в неблагополучной экономической ситуации. Политическая нестабильность и введение санкций против РФ привели к трудностям ведения деятельности ряда организаций. Также данные явления поспособствовали повышению цен, как на сырьевые ресурсы, так и на конечную продукцию. В таких условиях, налогоплательщики пытаются возможными способами сохранить свою платежеспособность и финансовую устойчивость, даже если для этого придется прибегнуть к нарушениям налогового законодательства.
На современном этапе многие эксперты и сами налогоплательщики отмечают наличие высокого уровня налогообложения. Организации и индивидуальные предприниматели не только уплачивают совокупность налогов, но и страховых взносов. В целом, данные суммы могут наносить ущерб на финансовом состоянии налогоплательщиков. Ввиду нынешней ситуации прогнозируется лишь повышение уровня налогообложения, ведь в настоящее время проводится военная операция, которая требует значительных финансовых вложений, что приводит к дефициту бюджета. Одним из инструментов достижения сбалансированности бюджета государства как раз служит повышение налогов.
Налоговое законодательство постоянно совершенствуется, но до сих пор оно имеет пробелы, которые могут стать причиной роста налоговых правонарушений.
В некоторых случаях налоговые правонарушения совершаются не всегда намерено, а ввиду низкой финансовой и налоговой грамотности налогоплательщиков. Также постоянные изменения в налоговой сфере не всегда дают возможность быстро адаптироваться налогоплательщикам под новые стандарты.
Перечень приведенных причин совершения налоговых правонарушений не является исчерпывающим.
Для снижения количества налоговых правонарушений могут быть предложены следующие мероприятия:
- Совершенствование системы налоговых льгот, которые бы позволили сохранить и повысить свою платежеспособность налогоплательщикам.
- Повышение эффективности налогового контроля, расширение штатов налоговых органов для проведения большего числа выездных налоговых проверок, которые показывают наиболее высокие результаты по выявлению налоговых правонарушений.
- Повышение налоговой грамотности налогоплательщиков, организация лекций по налоговым нововведениям.
Таким образом, имеется рост налоговых правонарушений в России. Для снижения количество налоговых правонарушений особо актуально причин их совершения. Ведь именно исследование причин позволит разработать эффективные мероприятия по предотвращению налоговых правонарушений.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 15.10.2021).
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 25.01.2023).
- Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ // [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/