В статье автор исследует меры и способы по предотвращению налоговых правонарушений.
Ключевые слова: Российская Федерация, материальный ущерб, налоговое законодательство, проверочная деятельность, динамик снижения, факт нарушения, налогоплательщик, орган, правонарушение, преступление, система.
В Российской Федерации, как и во многих других странах, все граждане имеют ряд обязанностей. Все обязанности закреплены в основном законе государства — Конституции. Одной из главных является обязанность по уплате налогов. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый налогоплательщик обязан в срок и в полном объеме уплачивать установленные законом налоги и сборы [1]. Все налоги и сборы являются основным источником финансирования деятельности государства. При этом в сфере налогов и сборов, как и в любой другой сфере, правонарушения совершаются регулярно, несмотря на усиленный контроль и регулирование со стороны государственных органов.
Согласно статистическим данным, предоставленным Министерством внутренних дел Российской Федерации, состояние преступности по экономическим преступлениям в нашей стране постоянно меняется. В 2021 г. было совершено 5543 преступлений, в 2022–5264 преступлений, а в 2023 г. (январь-август) — 3934. Таким образом, статистика констатирует динамику снижения налоговых преступлений [7,8,9].
Анализ ущерба от налоговых преступлений показывает, что если в 2021 г. материальный ущерб составил примерно 84,9 мл. руб., то в 2022– 81,6 мл. руб. Отмечается динамика снижения материального ущерба от налоговых преступлений, что наносит существенную пользу экономике и в целом экономической безопасности страны.
На основе этих данных, можно прийти к выводу о том, что в Российской Федерации за последние годы идет снижение и количества налоговых правонарушений, и размера материального ущерба. В первую очередь, это связано с повышением уровня квалификации государственных служащих. Во-вторых, внедрение различных систем, позволяющих контролировать и регулировать деятельность субъектов налоговых отношений.
Однако не стоит забывать о том, что не все системы являются идеальными. «Цифровизация контрольно-аналитической работы налоговых органов с экономическими субъектами предполагает совершенствование процессов непрерывного управления информацией на основе применения риск-ориентированного подхода, направленного на выявление высоко рисковых операций организаций и своевременное предотвращение налоговых нарушений» [3, с. 110].
Цифровизация работы налоговых органов позволяет анализировать большое количество информации, что в свою очередь, позволяет выявлять и предотвращать большее количество налоговых правонарушений. Современная информационная система «Налог-3» позволяет проверять правильность операций налогоплательщиков благодаря интеграции с учетными системами.
Система «Налог-3» включает в себя базу данных об основных сведениях налогоплательщиков, их собственности и данных налоговой и бухгалтерской отчетности. Используя представленный ресурс, также можно проводить проверочные действия в отношении налогоплательщиков в цифровом формате.
При помощи АИС «Налог-3» налоговые органы могут производить расчеты рисков совершения налоговых правонарушений в автоматическом режиме. Это позволяет проводить анализ деятельности субъектов налогового права. Задачей системы является определения признаков необоснованного занижения сумм налогов к уплате.
ПК «АСК НДС-2» — это программный комплекс, позволяющий проводить сопоставление сумм НДС, отраженных в налоговых декларациях налогоплательщика, с суммами НДС, отраженными у его контрагентов.
Данный инструмент для налоговых органов является возможностью для быстрого обнаружения и пресечения схем нелегального принятия к вычету сумм НДС, а также устранять разногласия в цепочке контрагентовых декларациях налогоплательщиков [2].
В помощь налогоплательщикам, наиболее часто используемым ресурсом, является «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Это программное обеспечение позволяет получать сведения о контрагентах, что позволяет уменьшить риски заключения сделок с теми организациями, которые связаны с деятельностью, нарушающей налоговое законодательство.
Официальный сайт ФНС России содержит интерактивный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки». При использовании данного ресурса, налогоплательщики имеют возможность оценки своих налоговых рисков и вероятность того, что против них будет проведена выездная налоговая проверка [6].
Если налоговый орган при проведении предварительной проверке установит факт нарушения налогового законодательства, то в адрес этого лица будет направлено письменное уведомления о выявленных налоговых рисках. Это делается с целью уточнения налоговых обязательств. При наличии недостаточных пояснений или отсутствия исправлений по факту нарушения налогового законодательства принимается решение о проведении дополнительных мероприятий в рамках налогового контроля.
Таким образом, на сегодняшний день, в налоговых органах создано большое количество цифровых сервисов, которые позволяют существенно сократить время на проверочную деятельность. Кроме этого, налогоплательщики становятся активными субъектами в рамках электронного взаимодействия с налоговой службой. В рамках проверочной деятельности в Федеральной налоговой службе создан ряд автоматизированных систем таких как: АИС «Налог-3», «АСК НДС-2». На сегодняшний день в ходе проверочной деятельности применяется рискориентированный подход.
Масштаб применения цифровых методов приводит к необходимости их глобального внедрения в довольно короткие сроки. При этом результаты исследования в этом направлении подтверждают, что платформы по оказанию государственных услуг имеют зыбкую основу и доступны только в некоторых районах государства [5, с. 67].
Несмотря на большое количество различных сервисов, все они применяются, по большей части, только для крупного бизнеса. Это в свою очередь, ведет к тому, что малый и средний бизнес остаются в стороне от налоговых проверок. Эта обособленность приводит к большим рискам совершения налоговых правонарушений в этой части налогообложения.
В связи с быстрым внедрением цифровых систем, налогоплательщики несут большие риски. Организации предоставляют полный объем информации о бухгалтерском и налоговом учете, в том числе к тем, которые относятся к налоговой, коммерческой и банковской тайне, государству требуется применение дополнительных мер по защите информации. Такие меры, в свою очередь, предписывают дополнительные финансовые затраты для борьбы с коррупцией при исполнении государственной службы, также для противодействия в сфере высоких технологий [4, с. 95].
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет портал правовой информации. — URL: http://pravo. gov. ru (дата обращения 01.11.2023);
- Гулягова, П. О. Реализация форм налогового контроля в условиях цифровизации / П. О. Гулягова, Т. Н. Шашкова // Аллея науки. — 2021. — Т. 2, № 1(52). — С. 548–557
- Гуртовая И. Н. Проблемы и возможности цифровизации контрольно-аналитической работы налоговых органов с экономическими субъектами // Контрольно-надзорная деятельность налоговых органов в условиях развития цифровой экономики. Материалы научно-практической конференции. 2020. С. 106–110.
- Кирова Е. А., Кожебаткина А. В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Вестник университета 2020 № 9. С. 94–99.
- Макеева И. А. Современные векторы административно-правового регулирования отношений в налоговой сфере // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 3 (65). С. 64–67.
- Мардонаева, С. Т. Оценка системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса в горно-Бадахшанской автономной области / С. Т. Мардонаева // Теория и практика современной науки: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. В 2 частях, Пенза, 20 ноября 2021 года. Том 2. — Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2021. — С. 42–47.
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — август 2023 года. — Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/41741442/ (дата обращения: 01.11.2023).
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2022 года. — Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/35396677/ (дата обращения: 01.11.2023).
- Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2021 года. — Текст: электронный // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://мвд.рф/reports/item/28021552/ (дата обращения: 01.11.2023).