О понятии, основаниях и пределах корпоративной ответственности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Иванова, П. Д. О понятии, основаниях и пределах корпоративной ответственности / П. Д. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110196/ (дата обращения: 02.05.2024).



Статья посвящена понятию корпоративной ответственности, развитию политики корпоративной социальной ответственности, источникам ее регулирования. Анализируется становление российской концепции корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: корпоративная ответственность, корпоративная социальная ответственность, категории ответственности компаний, источники корпоративной социальной ответственности.

Актуальность темы заключается в том, что корпоративная ответственность является спорным и особым институтом, так как имеет различную правовую природу, и нормы, регулирующие наступление неблагоприятных последствий могут содержаться в актах различных отраслей права. Особое внимание уделяется институту корпоративной социальной ответственности, так как у крупных компаний возник интерес к выработке данной политики, к созданию продуманной стратегии участия в жизни общества.

В соответствии с гражданским кодексом, юридические лица, в том числе и корпорации являются субъектами права. Одно из свойств субъекта права является его правосубъектность, которая включает в себя правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. В статье 56 Гражданского кодекса РФ содержится норма о деликтоспособности юридического лица, в соответствии с которой юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Корпорация, как полноценный субъект права, способна нести юридическую ответственность, предусмотренную нормативно-правовыми актами, договорами, локальными актами.

Отношения, связанные с участием и управлением корпорацией являются относительными, так как они устанавливаются между строго определенным кругом участников корпорации, членов органов управления и юридическим лицом [2]. В связи с наличием относительных корпоративных прав и обязанностей выделяют корпоративную ответственность в качестве разновидности гражданско-правовой ответственности, основанием наступления которой является нарушение субъективных корпоративных прав и обязанностей, закрепленных нормами корпоративного законодательства, локальными актами корпорации, корпоративными договорами и учредительными документами.

Корпоративную ответственность можно дифференцировать по различным основаниям, таким как субъекты, характер санкций, источники установления относительных обязанностей, и других. Так как управленческая природа корпоративных отношений подразумевает многообразие способов и содержания, корпоративная ответственность не может быть единой, а разграничивается по характеру нарушенных прав и обязанностей. Можно выделить следующие виды корпоративной ответственности:

— Между учредителями и участниками корпорацией за злоупотребление правом: исключение участника из юридического лица, ответственность участников коммерческих корпораций;

— Исполнительных органов перед корпорацией и субъектами корпоративных прав: ответственность управляющих перед юридическим лицом и иными лицами за причинение убытков, ответственность за причинение вреда правам кредиторов или участников юридического лица, ответственность за нарушение договоров, связанных с управлением юридическим лицом (корпоративного договора, договора на исполнение функций единоличного исполнительного органа и др.);

— Ответственность за защиту деловой репутации;

— Социальную ответственность корпорации.

В настоящее время наиболее остро стоит вопрос социальной корпоративной ответственности (далее — КСО) корпораций. Это связано с тем, что глобальное развитие производства, достижения научно-технического прогресса и иные показатели успеха, к которым стремятся современные корпорации порождают за собой ряд проблем экологического, социально-экономического, информационного и других характеров. Решение вышеобозначенных проблем во многом зависит от деятельности корпораций, а также ответственность, которая возникает перед обществом.

Впервые термин социальная корпоративная ответственность использовал в 1953 г. Г. Боуен в работе «Социальная ответственность бизнесмена». Согласно ей, социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества.

КСО бизнеса представляет собой социально-экономическую политику хозяйствующего субъекта, направленную на защиту прав и интересов своих сотрудников и общества в целом, включающую мероприятия природоохранного характера и благотворительность в условиях устойчивого развития бизнеса [4]. Она заключается в реализации интересов корпорации при помощи обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества [3].

В КСО входят следующие категории: ответственность компании перед партнерами, корпоративное развитие — проведение реструктуризации и организационных изменений, ответственную политику в отношении работников, управление развитием персонала; экологическую ответственности, взаимодействие с представителями государства и общественных объединений для участия в решении социальных проблем, ответственность организации перед обществом в целом. То есть, объектами политики КСО считаются экология, демография, безопасность, здоровье, образование, культура, наука, информация, отдых. Данные сферы постоянно нуждаются в поддержке и развитие.

КСО можно разделить на два вида в зависимости от направленности: на внутреннюю КСО, которая выражается в трудовой политики корпорации, в развитии человеческих ресурсов, в доле средств, выделенных на дополнительное медицинское и социальное страхование, в низком уровне текучести кадров; и на внешнюю, которая заключается в благотворительности, поддержании охраны окружающей среды, ответственность перед обществом и потребителями за качество услуг, работ, товаров.

КСО имеет характер добровольного стремления решения важнейших общественных проблем, так как корпорация берет на себя обязательства не предусмотренные законом или больше, чем тем те, которые установлены нормативно-правовыми актами.

Начала КСО в государствах европейского союза закреплены Европейской комиссией в Зеленой книге ЕС «Создание европейской системы корпоративной социальной ответственности» (Green Paper «Promoting a European framework for Corporate Social Responsibility», 2001) [12]. Данный документ представляет единые концепции управления персоналом, стандартов и качества работ, прав человека, особенно в отношении международных операций и глобальных цепочек поставок. Важно отметить рост социальных инвестиций, так как подходы выработанные Европейской комиссией универсальны и эффективно работают на любой территории.

В Российской Федерации правовая основа политики КСО была отражена в ГОСТ Р ИСО 26000–2012 [5], который является аналогом стандартов ISO 26000:2010 изданный международной организацией по стандартизации. Каждой организации рекомендуется повысить уровень своей социальной ответственности, применяя данный стандарт. В данном документе закреплены основные принципы КСО и даны руководства по темам и интеграции социальной ответственности.

Уклон в сторону КСО также выражен в Кодексе корпоративного управления (приведен в письме Банка России от 10 апреля 2014 года N 06–52/2463) [6]. Кодекс призывает учитывать интересы иных заинтересованных сторон, включая работников, кредиторов, контрагентов общества; принимать решения с соблюдением принятых стандартов охраны окружающей среды и социальных стандартов.

В Приказе Росимущества от 22.08.2014 N 306 «Об утверждении Методики самооценки качества корпоративного управления в компаниях с государственным участием» (редакция не изменялась) также предлагает компаниям оценить качество корпоративного управления в том числе по внедренным принципам КСО.

На данный момент большинство российский крупных корпораций поддерживают КСО. Так, компания ПАО «Газпром» направляет свои возможности на поддержку охраны окружающей среды, и является первой российской нефтегазовой компанией, принявшей в 1995 году Экологическую политику [8]. Компания ПАО «Лукойл» проявляет высокий уровень социальной ответственности во всех регионах присутствия по всему миру и сконцентрирована на развитии местных сообществ в области образования, медицины, спорта и культурного наследия [9]. В компании действует «Социальный кодекс», который закрепляет положения КСО [10]. В тоже время ООО «Яндекс» ориентирована на внутреннюю КСО охраны труда, защиты прав человека, конфиденциальности и экологии [7]. Итоги соблюдений норм КСО подводятся корпорациями самостоятельно и приводятся в корпоративной социальной отчетности за год, которую выкладывают в свободном доступе [11]. Так, общественность и государство может контролировать соблюдение корпорациями взятых на себя обязательств.

Вступление корпораций на курс КСО позволяет говорить о заинтересованности бизнеса не только в извлечении прибыли, но и улучшения качества окружающего мира в социальной, экономической, экологической и иных сферах жизни. Становление российской концепции КСО с ориентиром на исторические традиции, стандарты и опыт международных организаций и стран, а также активное участие институтов гражданского общества [1] приведет к развитию экономики страны и поможет качественно выполнять функции социального государства.

Ключевыми областями, требующими приоритетных усилий со стороны российского делового сообщества в области применения социальной ответственности, являются следующие:

— разработка и распространение практических методов внедрения и реализации управления социальной ответственностью компании для обеспечения взаимных преимуществ бизнеса и общества;

— реализация эффективной системы коммуникации и продвижения социальной роли компаний;

— разработка критериев и процедур объективного признания социальной роли бизнеса со стороны общественных групп и государства.

Политика КСО — это взаимодействие всех субъектов: общества, государства, бизнеса. Проблема социальной ответственности — это проблема, которая позволит в России найти общий язык между бизнесом, властью, обществом, поставить вопросы, которые требуют своего разрешения. Это также проблема коммуникации и сотрудничества российского бизнеса с международным бизнесом, которые строят дела по индивидуальным стандартам.

Литература:

  1. Брылева Е. А. Корпоративная социальная ответственность в России: необходимость формирования концепции // Административное право и процесс. 2020. N 4. С. 28–31.
  2. Гутников О. В. Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. 488 с.
  3. Корпоративная социальная ответственность: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков, О. Н. Александрова, С. А. Антонов и др.; под ред. Э. М. Короткова. М.: Изд-во «Юрайт», 2012. С. 30.
  4. Низамутдинов М.М., Мавлиева Л.М., Гайнутдинова З.И., Азимова Д.Х. Формирование внутренней управленческой отчетности / Актуальные проблемы бухгалтерского учета и аудита в условиях стратегического развития экономики: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции молодых ученых. Казань, 2021. С. 135 — 138.
  5. «ГОСТ Р ИСО 26000–2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1611-ст).
  6. Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06–52/2463 «О Кодексе корпоративного управления».
  7. https://yandex.ru/company/rules/code (дата обращения: 11.12.2023.)
  8. https://www.gazprom.ru/sustainability/environmental-protection/ (дата обращения: 11.12.2023.)
  9. https://lukoil.ru/Sustainability/Society/Externalsocialpolicypriorities (дата обращения: 11.12.2023.)
  10. https://lukoil.ru/FileSystem/9/501625.pdf?dl=1 (дата обращения: 11.12.2023.)
  11. https://lukoil.ru/FileSystem/9/633069.pdf (дата обращения: 11.12.2023.)
  12. https://ec.europa.eu/commission/presscorner/api/files/document/print/en/doc_01_9/DOC_01_9_EN.pdf (дата обращения: 11.12.2023.)
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная ответственность, юридическое лицо, корпоративная социальная ответственность, социальная ответственность, корпоративное управление, корпорация, окружающая среда, Европейская комиссия, российская концепция, социальная корпоративная ответственность.


Ключевые слова

корпоративная социальная ответственность, корпоративная ответственность, категории ответственности компаний, источники корпоративной социальной ответственности

Похожие статьи

Задать вопрос