Развитие концепции цифровизации в исполнительном производстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 14.01.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Стрельцова, М. А. Развитие концепции цифровизации в исполнительном производстве / М. А. Стрельцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110193/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор рассматривает процесс цифровизации в исполнительном производстве на примере КНР и Российской Федерации, выделяет существующие на данном этапе проблемы и анализирует пути их решения.

Ключевые слова: цифровизация, исполнительное производство, искусственный интеллект.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время мы сталкиваемся с новейшими технологическими достижениями, такими как нейронные сети и искусственный интеллект, которые открывают широкие возможности для автоматизации и оптимизации различных процессов, включая документооборот и обновление данных. Благодаря им стало возможным сократить присутствие человеческого фактора и снизить вероятность ошибок. Но насколько точно новые технологии минимизируют ошибки, в чем риски их использования и какие на самом деле истинные цели применения искусственного интеллекта в сфере исполнительного производства? На примере цифровизации в КНР и Российской Федерации мы ответим на эти вопросы и рассмотрим, что мы имеем уже сейчас, что нам это дает и какие перспективы получим в будущем.

С 2013 года Китай начал проводить реализацию стратегии верховенства права в киберпространстве, которая включает в себя множество программ и инициатив, в первую очередь направленных на модернизацию судебной системы. Одна из таких инициатив — это внедрение онлайн-подачи исков и регистрация дел. Такая система позволяет значительно улучшить качество и доступ к судебной системе. В Китае впервые начали пробовать оцифровать уже всю правоохранительную систему (документооборот, вынесение судебных решений и государственные системы управления) в онлайн пространство. Даже было выпущено специальное руководство «Интернет-правосудие в китайских судах», в котором изложен опыт формирования системы электронного правосудия в КНР [3]. На наш взгляд, это максимально положительно сказывается на экономической составляющей, так как перевод всей системы в онлайн-пространство позволяет государству экономить бюджет, минимизируя такие затраты, как, например, аренда помещений.

Процедура осуществления взыскания долгов в Китае — это составная часть действий правовых норм в киберпространстве. Данная процедура предполагает несколько этапов [3].

Первым этапом выступает подача заявления о взыскании долга через онлайн-платформу правосудия. В заявлении указываются такие сведения, как должник, сумма долга и обоснование требования. После подачи заявления осуществляется рассмотрение заявления. При рассмотрении заявления, суд определяет, соответствует ли данное заявление правовым требованиям. После рассмотрения заявления суд принимает решение: в случае положительного — суд отправляет уведомление должнику. На данном этапе должнику предоставляется определенный срок для направления возражения на требование. После отправки возражений со стороны должника проводится проверка этих возражений. В случаях, когда должник не предоставил возражений или суд признал возражения необоснованными, суд принимает дело на рассмотрение. По результату рассмотрения дела, суд обязывает должника осуществить возврат задолженности. Вынесенное решение является основанием для обращения к судебным приставам. В Китае обращение к судебным приставам осуществляется аналогичным образом — через онлайн-платформу. Задача приставов заключается в том, чтобы обеспечить надлежащее исполнение решения суда, а именно изъятие задолженности с расчетных счетов должника или продажу имущества через организацию онлайн-торгов.

Китайская Народная Республика — одна из самых развитых стран в сфере цифровизации исполнительного производства. Достижения в данной области постоянно совершенствуются, что демонстрирует рост показателей развитости информационных технологий в государстве. Российская Федерация, как международный партнер Китая, перенимает опыт КНР в сфере развития цифровизации судебного и исполнительного производств. Это определяется постоянным развитием в Российской Федерации системы ведения исполнительного производства в онлайн-режиме.

В России на сегодняшний день сфера взыскания задолженностей и исполнительного производства активно развивается путем использования интернет-ресурсов. Одним из способов взыскания задолженности с использование онлайн-платформ выступает возможность осуществления электронного платежа. Должник вправе осуществить возврат задолженности через электронный платеж путем использования онлайн-банкинга или электронных платежных систем.

Использование электронной подписи выступает одним из инструментов упрощения системы обработки и передачи информации. Исполнительное производство в онлайн-режиме также подразумевает под собой возможность электронного взаимодействия его участников. Таким образом, стороны вправе осуществлять следующие действия: подавать заявления, ходатайства, получать уведомления, отслеживать процесс осуществления исполнительного производства путем использования онлайн-платформ. В целом, данная процедура значительным образом влияет на взаимодействие сторон, ускоряет процесс осуществления производств, а также обеспечивает доступность информации о производстве.

Онлайн-сервис «Цифровое исполнительное производство» является одним из приоритетных направлений информационного развития системы ведения производства в Российской Федерации. Данный сервис был разработан Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития. Сервис был разработан в процессе реализации федерального проекта «Цифровое государственное управление», в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Разработка сервиса предполагает использование информационных технологий в целях повышения качества ведения исполнительного производства на территории государства. Сервис предполагает использование портала «Государственные услуги».

Портал «Государственные услуги» предоставляет, как физическим, так и юридическим лицам возможность отслеживания процесса исполнительного производства. Портал предполагает взаимодействие пользователей напрямую с судебными приставами. Такое взаимодействие может осуществляться в следующей форме: подача заявлений и ходатайств, погашение задолженности, отслеживание этапов процесса снятия ограничений, в том числе ограничений на выезд за пределы Российской Федерации [2].

Несмотря на все положительные черты, связанные с цифровизацией исполнительных производств в Российской Федерации, есть некоторые аспекты, предполагающие возникновение проблем. Так, для полного обеспечения работы исполнительного производства в онлайн-режиме нужен не только соответствующий онлайн-портал, но и обеспечение полной идентификации каждого из участников процесса. В целях реализации политики, направленной на цифровизацию исполнительного производства в Российской Федерации, Министерство Юстиции разработало законопроект № 1144920–7. Главная цель данного законопроекта заключается в ведении идентификаторов должника и взыскателя в исполнительных документах. Касательно юридических лиц также возникают определенные проблемы. Связаны они, прежде всего, с тем, что в ЕГРЮЛ не всегда содержатся сведения об адресе электронной почте юридических лиц, что приводит к невозможности направления уведомлений об исполнительном производстве через онлайн-ресурсы. В качестве одного из путей решения данной проблемы РСПП предлагает введение требования на обязательное указание адреса электронной почты в документах, которые направляются для осуществления государственной регистрации юридического лица [1].

Важно отметить, что основными целями всей цифровизации является не прозрачность и эффективность процесса. Для государства это в первую очередь возможность снижения расходов на рабочую силу, которая сейчас заменяется компьютерными технологиями — оплата труда одного IT-специалиста и серверов для реализации процесса значительно ниже, чем оплата целого отдела работников. Также минимизируются траты на помещения, их обслуживание и аренду. Все это положительно сказывается на бюджете страны. Более того, в онлайн-пространстве гораздо качественнее осуществляется контроль за всеми действиями сторон исполнительного производства, в том числе транзакциями. Автоматизированный процесс позволяет противодействовать коррупции благодаря возможности данного контроля. Однако остается важный вопрос киберпреступности. Здесь стоит отметить активное развитие и финансирование со стороны государства сферы кибербезопасности. Специалисты данного направления сейчас очень востребованы, и государство старается обеспечить максимальную защиту личных данных пользователей суперсервисов. Все процессы взаимосвязаны, поэтому чем больше развивается киберпреступность, тем более инновационной и сильной становится служба кибербезопасности.

Таким образом, цифровизация исполнительного производства представляет собой неотъемлемую часть современной правовой системы и играет ключевую роль в улучшении и оптимизации системы правосудия. Конечно, несмотря на все достижения и преимущества цифровизации, на данном этапе присутствуют определенные пробелы в ее развитии, но специалисты при поддержке государства сейчас прилагают все усилия для ее совершенствования.

Литература:

  1. Бурлака, С. Н. Трансформация развития цифрового исполнительного производства / С. Н. Бурлака. — Текст: непосредственный // Взаимодействие власти, бизнеса и общества при формировании информационно-коммуникативной культуры граждан: материалы XIV Международной научно-практической конференции. — Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 2021. — С. 48–53.
  2. Саттарова, З. З. Отдельные аспекты цифровой трансформации исполнительного производства. / З. З. Саттарова. — Текст: непосредственный // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. — 2022. — № 1. — С. 76–80.
  3. Фоков, А. П. Электронное правосудие в Китайской Народной Республике: цифровая реальность и организация «умного суда» / А. П. Фоков. — Текст: непосредственный // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2021. — № 8. — С. 119–124.
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительное производство, Российская Федерация, искусственный интеллект, Китай, КНР, рассмотрение заявления, возврат задолженности, судебная система, электронная почта, электронный платеж.


Похожие статьи

Задать вопрос