Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 12.01.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Исаева, Е. А. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора / Е. А. Исаева, Ф. С. Газизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/501/110087/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассмотрены методологические аспекты и особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, рассмотрены примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора.

Ключевые слова: воспитание, дошкольный возраст, развитие, речь, малые формы, фольклор, словарный запас.

The article examines the methodological aspects and features of speech development of older preschool children by means of small forms of folklore, and considers examples of speech development classes using folklore.

Keywords: education, preschool age, development, speech, small forms, folklore, vocabulary.

Речевое развитие является ключевым аспектом общего развития ребенка в дошкольном возрасте. Малые формы фольклора, такие как скороговорки, загадки, потешки, песенки и стихи, играют важную роль в формировании и развитии речи детей.

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования [3, с. 263].

Фольклорные произведения народного творчества соответствуют критериям эстетической привлекательности и понятности, учитывают возрастные и психологические характеристики малышей, и являются идеальным средством для знакомства с основами литературы. Они также способствуют развитию творческих навыков у детей. Знакомство с фольклорными произведениями разных жанров способствует интеллектуальному развитию дошкольников, активизации словаря детей, формированию у них образности речи, умения правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму [4, с. 44].

Изучение фольклора разнообразных жанров обогащает умственное развитие детей дошкольного возраста, расширяет их лексический запас и способствует развитию выразительности их речи. Это помогает им учиться выражать свои мысли ясно и точно.

С давних времен народ передает своими поэтическими словами знания и навыки на каждом этапе жизни ребенка. Эта практика является частью системы народных традиций и принципов, которые используются для воспитания в семье. Центральным элементом этой системы всегда было и остается устное народное творчество, которое передается из поколения в поколение, из семьи в семью. Вовлечение детей в мир детского фольклора помогает расширять их активный словарь в игровой и непринужденной манере. Также фольклор упрощает установление эмоционального контакта с ребенком, поддерживает эмоциональное общение. Занимательные сюжеты, богатая фантазия и живые образы в фольклоре привлекают внимание детей, доставляют им удовольствие и в то же время воспитывает их [3, с. 266].

Фольклор способствует расширению словарного запаса. Фольклорные произведения, такие как народные сказки, песни и стихи, являются богатым источником новых слов и выражений для детей старшего дошкольного возраста. В них часто встречаются необычные или устаревшие слова, которые не используются в повседневной речи, что способствует расширению лексического запаса ребенка.

Фольклорные тексты представляют слова в ярком и запоминающемся контексте, что облегчает их понимание и запоминание [5, с. 168].

Многие фольклорные произведения используют повторение и рифму, что не только делает их привлекательными для детей, но и помогает закрепить новую лексику в памяти.

Использование фольклорных элементов в различных играх, например, в угадывании заданных слов из стихотворений или песен, может улучшить восприятие и активное использование новых слов.

Создание собственных сказок или стихов с использованием изученных слов позволяет детям активно работать со словарным запасом, поддерживая интерес и мотивацию к обучению. Используя фольклор в качестве инструмента для обогащения речи, воспитатели и родители могут не только расширить словарный запас ребенка, но и привить любовь к языку и культурному наследию.

Главное направление развития речи у детей старшего дошкольного возраста — это формирование контекстной речи. В возрасте около пяти лет у детей начинают проявляться значительные сдвиги в понимании процесса образования слов. Малыши осознают связь между структурой слов и предметами или лицами, которые эти слова описывают, что приводит к игре со словами и их активному исследованию. Дети наслаждаются обилием языковых форм и игрой словами. Изучение народных стихов и игр с использованием наглядных пособий усиливает эмоциональное восприятие у детей, вызывает радость, помогает запоминанию текстов, расширяет их кругозор и обогащает речь, формируя их восприятие мира. Роль воспитателя заключается в поддержке и помощи детям в этом процессе [4, с. 45].

Взрослые играют ключевую роль в организации и проведении фольклорных занятий. Они выступают в роли наставника, организатора и участника игрового процесса.

Когда дети достигают старшего дошкольного возраста, их досуг обогащается новыми элементами. Теперь они знакомятся с частушками, шутками и прибаутками, учат пословицы, перевертыши и считалки, а также занимаются драматизацией сказок и участвуют в театрализованных играх. Они способны организовывать небольшие концерты для младших детей, самостоятельно создавая программу, распределяя роли, готовя помещение и проводя репетиции. Продолжительность такого концерта составляет от десяти до пятнадцати минут, а его содержание включает различные развлечения: от чтения потешек с демонстрацией наглядных материалов до игр-драматизаций и кукольных представлений. В этих мероприятиях дети также учатся задавать загадки и вовлекать своих младших товарищей в активное участие.

Основной задачей в воспитании дошкольников является стимулирование развития мышления, совершенствование речи и обучение пониманию её нюансов [6, с. 447].

Рассмотрим примеры занятий по развитию речи с использованием фольклора:

— скороговорки и чистоговорки. Начинать занятие с разминки для языка — это весело и полезно. Чистоговорки и скороговорки готовят ребенка к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса, темпа речи, в зависимости содержания высказывания. Детям предлагается повторять за взрослым сложные словосочетания, что улучшает дикцию и развивает моторику речевого аппарата

— упражнения и игры со стихотворными текстами, считалки способствуют развитию фонематического слуха, помогают детям легче преодолевать трудности произношения звука — слоговых сочетаний;

— загадки. Организация игр на угадывание загадок способствует развитию логического мышления, внимания и памяти, а также обогащает словарный запас;

— чтение сказок, дальнейшее обсуждение и пересказывание учат детей строить правильные предложения, развивают связную речь.

Современные исследователи подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений пальцев рук. Этому способствуют игры, в которых задействованы пальцы рук, а также сопутствующее чтение детских стихов и потешек [1, с. 127].

Знакомство с детскими фольклорными произведениями стимулирует интерес к миру вокруг, укрепляет связь с народным словом и традициями, развивает воображение и обогащает речь, способствует формированию художественного вкуса. Общение с ребенком с использованием богатого, полного образов и ярких выражений языка усиливает его интерес к речи и способствует правильному произношению звуков, что в свою очередь совершенствует его речь и мышление [2, с. 112].

Использование живописных эпитетов, ритмических повторений и удачных сравнений в произведениях народного творчества открывает перед ребенком великолепие древнерусской культуры и истории русского народа [4, с. 45].

Таким образом, значительная роль в решении задач образовательного процесса дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Детский фольклор выступает одним из средств активизации речи детей. Применение фольклора на занятиях в дошкольных учреждениях способствует развитию и улучшению диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи.

Литература:

  1. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. — М.: Питер, 2021. — 331 c.
  2. Волков Б. С. Дошкольная психология: психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Волков Б. С. — М.: Академический проект, 2020. — 286 c.
  3. Мамаева, Н. Л. Значение устного народного творчества для активизации речевого развития детей / Н. Л. Мамаева // Молодой ученый. 2023. № 5 (452). С. 263–266.
  4. Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. // Молодой ученый. 2020. № 14 (304). С. 43–45.
  5. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И. В. Шаповаленко. М.: Юрайт, 2022. 567 c.
  6. Шерстнёва, Н. А. Развитие навыков общения с использованием фольклора / Н. А. Шерстнёва. // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 447–450.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст, малая форма фольклора, слово, фольклор, детский фольклор, использование фольклора, народное творчество, словарный запас.


Похожие статьи

Задать вопрос