Применение интерактивных игровых технологий для детей среднего и старшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (501) январь 2024 г.

Дата публикации: 10.01.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Нестерова, Ю. Н. Применение интерактивных игровых технологий для детей среднего и старшего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / Ю. Н. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 346-350. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109965/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье представлен опыт работы по развитию у дошкольников познавательной сферы, логического мышления, слухового внимания, речевой активности, а также повышения интереса к занятиям в детском саду с применением интерактивных игровых технологий.

Ключевые слова: применение интерактивных игровых технологий, интерактивные игры.

На сегодняшний день компьютер стал неотъемлемой частью нынешней жизни нашего общества. С помощью компьютера родители ищут информацию в сети и пользуются им ежедневно. Пользуются компьютерами дома и дети, которые играют в компьютерные игры. Компьютер несёт в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть. Использование специализированных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время особо актуально.

Игра для дошкольника — это ведущая потребность, определяющая развитие ребёнка. Игра обладает наибольшими возможностями по сравнению с другими видами деятельности для психического и физического развития детей.

Игра, созданная с помощью средств компьютерной техники, может стать аналогом обычной игры и позволит включить в образовательный процесс элементы интерактивности.

Интерактивные игры — современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Одна из главных задач интерактивных игр — способствовать ребёнку стать активным субъектом, а не пассивным объектом родительского и педагогического воздействия. Это позволяет ребёнку осознанно усваивать знания. Применение интерактивных методов обучения позволяет реализовать дифференцированный подход к детям разного уровня подготовленности.

Использование новых непривычных приёмов закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля .

Целью своей работы я определила развитие познавательной активности детей посредством внедрения интерактивных игр в образовательный процесс. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи :

  1. Создать условия для активизации умственной деятельности детей;
  2. Использовать интерактивные игры в воспитательно — образовательном процессе;
  3. Внедрить интерактивные игры в познавательно — игровую деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Следует отметить, что техническое оснащение нашего образовательного учреждения осуществляется быстрее, чем дидактическое сопровождение этого процесса, т. к. на сегодняшний день отсутствуют рекомендованные Министерством образования и науки электронные образовательные ресурсы по дошкольному воспитанию в целом. Занятия провожу в игровой форме, с использованием ноутбука и проектора сначала для презентации новой темы, а затем для закрепления изученного материала в виде интерактивной игры. Моя цель — использование информационно-коммуникационных технологий для развития компьютерной грамотности, совершенствования навыков работы с проводником (мышкой), активизации внимания и познавательного интереса детей. Разнообразие форм предъявления информации делают её привлекательной и доступной для усвоения детьми, что в сочетании с традиционными формами, методами и средствами обучения позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятий.

Работая над своей темой, я обратила внимание на то, что подача информации на мониторе ноутбука в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Все презентации и интерактивные игры я делаю самостоятельно, используя компьютерную программу PowerPoint. Изображение дополняю анимацией и звуком. Детям предлагаю задания, учитывая индивидуальные, возрастные и психологические особенности.

Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Мой опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм.

Занятия провожу два раза в неделю, во второй половине дня. Для сферы обучения, принципиально новой в работе с электронной наглядностью, является интерактивность мультимедиа (проектор, монитор ноутбука), то есть незамедлительная обратная связь между пользователем (ребёнком, педагогом) и информацией, с которой взаимодействует ребёнок или педагог при помощи ноутбука.

С помощью интерактивных игр можно с детьми закрепить абсолютно любую пройденную тему. Детям очень нравится управлять мышкой, когда играем на ноутбуке (рис. 1).

E:\DCIM\101SSCAM\DSC05818.JPG

Рис. 1

Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Ребята с нетерпением ждут новых игр, всегда с удовольствием встречают новинки (Рис. 2).

E:\DCIM\101SSCAM\DSC05827.JPG

Рис. 2

С появлением возможности использовать информационные технологии следует помнить о качестве их использования: оно должно быть уместным, целесообразным, чтобы взаимодействие компьютерных технологий имело не развлекательный, а действительно развивающий эффект. Потому ИКТ целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения (стандартным наглядным материалом, реальными объектами и т. п.), которые стимулируют полноценное сенсорное развитие дошкольников.

Задания и игры разрабатываю с целью совершенствования наглядно-действенного мышления и затем перевода его в наглядно-образный план.

Данные упражнения корригируют процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения предметов, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запомнить условия и затем выполнять их правильно. Темы занятий по разделам программы подчинены календарно-тематическому планированию.

Занятие № 1: Презентация: «Ягоды» (рис 2). Цель: Ознакомление детей с Занятие многообразием ягод, которые встречаются на территории России. Задачи:

  1. Формировать умение различать ягоды и запоминать их названия.
  2. Развивать зрительное восприятие, память, мышление, сенсорные навыки детей.

Презентация «Ягоды» Презентация «Ягоды»

Рис. 2. Презентация «Ягоды»

На основании данной презентации объектом исследования является многообразие ягод, садовых и лесных, произрастающих на территории России; изучение целебных свойств ягод и их применение в жизни человека. Предметом является польза некоторых ягод для здоровья человека.

Занятие № 2: Интерактивная игра: «Собери ягоды» (рис 2). Цель: Обобщение представлений и создание условий для закрепления знаний детей по теме «Ягоды». Задачи: 1.Закреплять умение узнавать и различать ягоды. 2.Развивать ловкость управления проводником (мышкой).

Интерактивная игра «Собери ягоды»

Рис. 2. Интерактивная игра «Собери ягоды»

В закрепление пройденного материала детям предлагается поиграть в интерактивную игру, целью которой является нахождение правильного ответа на вопрос воспитателя по заданной теме занятия. Для этого ребёнку необходимо нажать мышкой на предполагаемый предмет. И если ответ верный, то ягодка отправляется в корзинку. Игровая форма проведения занятий повышает усвояемость полученной дошкольником информации, делает процесс обучения и развития увлекательным и несложным.

Согласно перспективному тематическому планированию дополнительных занятий во второй половине дня дети могут играть и в другие интерактивные игры: «Собери фрукты», «Собери овощи», «Кто, что ест?», «Травоядные и плотоядные животные», Узнай лист с дерева», «Пресноводные и морские рыбы», «Геометрические фигуры», «Почини платочки для Матрёшек»; игра по обучению грамоте с согласными буквами «Паровозик Буквёнок».

Чтобы не допустить негативные последствия влияния электромагнитных излучений на организм в целом, я предлагаю детям по очереди осуществлять задания, сидя за ноутбуком, используя 1 слайд.

На моём канале Azalepa платформы Ю-туб представлены обучающие презентации и развивающие интерактивные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста, выполненные в программе PowerPoint. Ссылка: https://www.youtube.com/channel/UC-22A2nZ5KecoyKNwxTOUvg

Итак, использование на занятиях интерактивных игр показало, что обучение может быть более интересным: даже у «слабого» ребёнка появляется желание работать; дети чувствуют себя комфортнее, они с желанием выходят и выполняют задания.

Игры с применением электронного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной — занятие проходит незаметно, никто не устаёт и не остаётся равнодушным. Создание ситуации успеха, минимум утомляемости, повышение интереса к занятиям — яркий показатель эффективности применения интерактивных игровых технологий в детском саду.

Использование ноутбука и проектора очень выручает при проведении родительских собраний, так как наглядная информация помогает сосредоточить внимание на ключевых моментах. Время и энергия, потраченные на подготовку и проведение презентации для родителей, окупаются в виде достигнутых результатов.

Литература:

  1. Горвиц, Ю. М., Чайнова, Л. Д., Подьяков, Н. Н. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Линка-Пресс. — 2008.
  2. Коробейников, Н. А. Воспитательные возможности компьютерных игр/ Н. А. Коробейников// Детский сад и семья. — 2002. — № 5.
  3. Новоселова, С. Л. Компьютеры в подготовительной к школе группе / С. Л. Новоселова, Л. Габдулисламова, М. Каримов //Дошкольное воспитание. — 2009. — № 10.
  4. Новоселова, С. Л. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Приемлема ли она? / С. Л. Новоселова, Г. П. Петку, И. Ю. Пашелите //Дошкольное воспитание. — 2007. — № 9.
  5. Плужникова, Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 4.
  6. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая форма, интерактивная игра, занятие, образовательный процесс, детский сад, использование ноутбука, монитор ноутбука, огромный интерес.


Ключевые слова

интерактивные игры, применение интерактивных игровых технологий

Похожие статьи

Задать вопрос