В статье автор исследует терминальные и инструментальные ценностные ориентации студентов вузов по методике М. Рокича, представляет этапы проведенного исследования и его результаты.
Ключевые слова: студенты, терминальные и инструментальные ценности, ценностные ориентации.
Ценностные ориентации, развивающиеся и формирующиеся на этапе обучения в вузе образуют стержень сознания личности, необходимый личности для определения векторов своего развития, направленности. Студенческий возраст является переходным периодом личности, в котором появляются новые ценностные ориентации, потребности, установки, интересы, ожидания, притязания, а на их основе изменяются, развиваются личностные качества [1, 2]. Ценностные ориентации относятся к базовым компонентам структуры личности, по степени развитости которых оценивается ее сформированность [2, 4].
Вышесказанное обуславливает актуальность исследования ценностных ориентаций с целью разработки рекомендаций по их формированию и развитию на этапе обучения в вузе.
Этапы проведения исследования:
Первый этап исследования: анализ научных источников по проблеме исследования, изучение концептуальных основ исследования, понятийного аппарата, формулирование проблемы, цели, задач и гипотезы исследования, подбор методов исследования.
Второй этап исследования: разработка программы эмпирического исследования (выбор методов исследования, подбор и апробация психодиагностических методик).
Третий этап исследования: проведение эмпирического исследования, обработка, анализ результатов, формулирование выводов.
В ходе проведенного теоретического исследования к пониманию сущности понятия «ценностные ориентации» мы выяснили, что понятие «ценности» обозначает как общественные (общечеловеческие, объективные), так и личностные (субъективные, ценностные ориентации) ценности. Ценности включены в структуру личности человека, являясь при этом ее ядром. Ценностные ориентации являются субъективным внутриличностным образованием, формирующимся в результате интериоризации ценностей и норм социального окружения [1, 3, 4, 5]. Сформировавшаяся система ценностных ориентаций образует стержень сознания личности, позволяющий человеку определять цели, вектор своего развития.
Базой эмпирического исследования послужили вузы города Воронежа. Объект эмпирического исследования — студенты 1–5 курсов в количестве 200 человек, обучающиеся по различным направлениям подготовки бакалавриата и специалитета.
Для сбора эмпирических данных применялся метод стандартизированного самоотчета. Для исследования была выбрана методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич). М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Достоверность полученных результатов обеспечена применением надежных апробированных методик математической обработки для количественного анализа данных (ранговая корреляция Спирмена).
Результаты исследования представлены на рисунках 1, 2.
Рис. 1. Распределение терминальных ценностей среди респондентов по степени значимости, %
Анализируя полученные результаты, можно сформулировать следующие выводы, распределив 18 терминальных ценностей на 3 группы по 6 ценностей в каждую группу. Для удобства представления результатов группы обозначены как ведущая группа терминальных ценностей (1), группа терминальных ценностей средней значимости (2) и группа терминальных ценностей низкой значимости (3).
Результаты эмпирического исследования позволяют отметить, что наиболее значимыми терминальными ценностями для испытуемых являются здоровье, активная деятельная жизнь, любовь, интересная работа. Наименее значимыми терминальными ценностями для респондентов стали красота природы и искусства, удовольствия, творчество, счастье других.
На рисунке 2 отражено распределение по степени значимости инструментальных ценностей (ценности-цели).
Рис. 2. Распределение инструментальных ценностей среди респондентов по степени значимости, %
По аналогии с распределением терминальных ценностей распределим 18 инструментальных ценностей на 3 группы по 6 ценностей в каждую группу. Для удобства представления результатов группы обозначены как ведущая группа инструментальных ценностей (1), группа инструментальных ценностей средней значимости (2) и группа инструментальных ценностей низкой значимости (3).
Результаты эмпирического исследования инструментальных ценностей показывают, что наиболее значимыми инструментальными ценностями для испытуемых являются воспитанность (хорошие манеры), аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, жизнерадостность (чувство юмора), исполнительность (дисциплинированность).
Наименее значимыми инструментальными ценностями для респондентов стали терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), непримиримость к недостаткам в себе и других, чуткость, широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
Проведенное исследование обладает теоретической и практической значимостью — новые знания по данной проблеме позволят вузам оказывать продуктивное психолого-педагогическое воздействие на студентов с разными ценностными ориентациями в целях формирования устойчивой системы ценностей. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени развитости которых можно определять уровень ее сформированности, зрелости. Они взаимосвязаны со становлением самосознания, пониманием положения собственного «Я» в системе общественных отношений.
Литература:
1 Белогорцев, Н. Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза / Н. Н. Белогорцев// Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 434–436.
2 Долгушина, Н. А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих бакалавров про- фессионального обучения: автореф. дис....канд. пед. наук: 13.00.08/Наталья Аркадьевна Долгушина. — Красноярск, 2012. — с.24.
3 Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе / Н. А. Журавлева. — М.: ИП РАН, 2006. — 224с.
4 Лисова Е. Н. Социально-психологические проблемы высшего образования/ Е. Н. Лисова // Вестник ВГУ.Серия: проблемы высшего образования. — № 2, 2020 г. — C.63–66.
5 Николаева Ю. Р. Мотивация достижения студентов: содержание и факторы развития/Ю. Р. Николаева, Е. А. Шубина, С. В. Адианова. — Менеджмент и социально-гуманитарное знание в условиях современных вызовов. — НПЦ «Научная книга», 2023.-145 с.