Участие зеркальных нейронов в реабилитационных мероприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №1 (500) январь 2024 г.

Дата публикации: 02.01.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Брциева, М. Р. Участие зеркальных нейронов в реабилитационных мероприятиях / М. Р. Брциева, А. В. Сурхаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 1 (500). — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/archive/500/109818/ (дата обращения: 19.11.2024).



Коррекция двигательных нарушений является глобальной проблемой, решение которой позволило бы вернуть полную трудоспособность части лиц, перенесших травму крестообразной связки.

Одним из перспективных методов реабилитации является зеркальная терапия (ЗТ). Особенность человеческого восприятия состоит в том, что зрительная информация важнее, чем проприоцепция и тактильная чувствительность: используя наиболее значимую для головного мозга визуальную связь, удается соединить посылаемый эфферентный стимул с положительным зрительным подкреплением. ЗТ базируется на теории «зеркальных нейронов», согласно которой зоны коры головного мозга, вовлеченные в выполнение какого-либо действия, могут быть активированы при наблюдении за движением. Активация системы зеркальных нейронов во время занятия сопровождается возбуждением ипсилатеральной первичной моторной коры и восстановлением межполушарного баланса, что способствует двигательной реабилитации

Ключевые слова: зеркальные нейроны, моторные образы, реабилитация

Цель исследования: доказать преимущества зеркальной терапии в реабилитации больных с разрывом крестообразной связки.

Зеркальные нейроны — это класс нейронов, которые возбуждаются, когда люди сокращением мышц выполняют рациональный двигательный акт и тогда, когда без сокращения мышц только думают о выполнении двигательного акта, или когда видят, слышат или догадываются по любым признакам, как кто-то (не хозяин нейронов) выполняет или собирается выполнить двигательный акт. Данная зеркальная система имеется не только у людей, но и у приматов и даже птиц. Первоначально они были обнаружены в покрышечной части нижней лобной извилины (зоне F5 или поле 44 по Бродману), затем в нижней теменной доле (поле 40) и верхней височной борозде (поля 22 и 38). В настоящее время появляются данные о нахождении зеркальных нейронов и в других отделах [1;3]

Первая догадка о существовании данного вида нейронов принадлежит итальянским нейробиологам из города Парма, которые работали под руководством Джакомо Ризолатти. Свое название «зеркальные» они получили благодаря их способности отражать действие, совершающее другим человеком. [2]. При исследовании приматов, удалось обнаружить, что, когда одни макаки выполняли ряд несложных действий на глазах других, в коре головного мозга наблюдающих обезьян, на энцефалограмме регистрировалась активность нервных импульсов, аналогичная той, которая наблюдалась в коре действующих обезьян. [3,4] это объясняется тем, что импульсы от сенсорных отделов коры больших полушарий приходят в верхнюю височную борозду, а следом — в задние теменные отделы в виде соматосенсорной информации, необходимой для подражания. Из задних теменных отделов они поступают в нижнюю лобную извилину, где фиксируется цель действия, совершённого другим представителем, затем импульсы приходят вновь в верхнюю височную борозду, где сравниваются полученное ранее описание действия другого представителя и сенсорные последствия акта подражания. [6]

У человека зеркальные нейроны связаны с социальным взаимодействиями и обучением. Исходя из результатов энцефалограммы, исследование показало, что наблюдение за действием в несколько раз меньше возбуждают зеркальные нейроны, чем последовательное повторение движения за наблюдаемым. То есть, повторение движений за танцором будет более эффективнее для запоминания, чем наблюдение за ним. [4]

Тема реабилитации в настоящее время является довольно актуальной. Количество заболеваний, приводящих к нарушению двигательной активности, с каждым годом растет. Начиная от травматологии, заканчивая нейродегенеративными заболеваниями. Имея представление о зеркальных нейронах, можно выявить множество новых методик реабилитации.

Если рассматривать процесс реабилитации двигательной способности как процесс обучения, при котором утраченные навыки необходимо восстановить, а новые- приобрести физической тренировкой, главной проблемой является возможность выполнения больным программы движений. Есть множество исследований, показывающих, что воображение и наблюдение моторных действий приводят к активации тех же областей мозга, которые активируются выполнением действий. То есть наблюдение и воображение вызывают такие же пластические изменения в моторной системе, что и движение, как реальная физическая тренировка. [5]

Техника зеркальных нейронов была применена для лечения разрыва крестообразной связки. При этом заболевании нарушается кортикальный и кортикоспинальный уровни моторного контроля и динамическая стабильность колена, что приводит к боли и хромоте. После разрыва крестообразной связки спортсмены обычно не возвращаются в спорт, а качество жизни значительно страдает.

Терапия посредством зеркальных нейронов основывается на когнитивный реакциях организма. Для реабилитации используются воображаемые движения, а также практика наблюдения больного за своими действиями или действиями, записанных на видеокамеру. Данная техника возможна вследствие сходства механизмов воображаемого и осуществляемого движений и сходства ощущений, испытываемых человеком. [5]

Важной особенностью проведения процедуры является полное отсутствие отвлекающих факторов (наличие педикюра на ноге, браслетов, носков). В комнате не должно быть звуковых и световых раздражителей. [4] Пациент при первом просмотре на мониторе наблюдает за видеозаписью упражнения, которые ему необходимо выполнить. При втором просмотре ему необходимо синхронно с видеозаписью повторить движения, проговаривая каждое свое действие словами. Если пациент не в состоянии повторять движение, то следует остановиться на этапе наблюдения и мысленного повтора действий, за которыми он наблюдает. Но представлять следует не простые понятия: «встал-лег», а более детальные действия: «Опустился на корточки, взял тяжёлый груз, встал с этим грузом, испытывая тяжесть в месте связки».

По результатам исследования, реабилитация, проводимая посредством зеркальной техники, в три раза быстрее привела к благополучному результату, чем терапия, применяемая без ее использования. В таком режиме тренировок не движение, а только образ движения за четыре недели увеличивает силу тела. Качество жизни за шесть месяцев улучшилось в несколько раз, хромота и боль беспокоит пациента уже незначительно.

Важной особенностью методов реабилитации, направленных на функцию зеркальных нейронов, является возможность использовать их в домашних условиях. Это значительно облегчает длительную терапию при моторных нарушениях.

Лечение наблюдением движения (моторными образами) в настоящее время применяется не так глобально, как могло бы, но есть множество свидетельств успешности этого направления.

Литература:

1. https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Zerkalynaya_terapiya_v_neyroreabi litacii/

2. https://www.gazeta.ru/science/2016/06/02_a_8276237.shtml

3. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15217330/

4. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/35310255/

5. https://scholar.google.com/citations?user=yVb-FsYAAAAJ&hl=en

6. Косоногов В. Зеркальные нейроны.

Основные термины (генерируются автоматически): крестообразная связка, нейрон, верхняя височная борозда, головной мозг, действие, двигательный акт, движение, зеркальная терапия, качество жизни, нижняя лобная извилина.


Ключевые слова

реабилитация, зеркальные нейроны, моторные образы

Похожие статьи

Нейропсихологическая методика восстановления движений конечностей у больных с органическим поражением мозга

Статья посвящена методам восстановительного обучения движениям больных, перенесших локальные мозговые травмы — психокоррекции их нарушенных сенсомоторных способностей. Предложена новая нейропсихологическая методика обучения движениям в плегированной ...

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Сенсомоторное развитие как основа развития и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Автор в статье дает определение сенсомоторному развитию, обосновывает необходимость формирования сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Выделяет и рассматривает направления коррекционной работы над сенсомоторной сферой у...

Формирование оптико-пространственной ориентировки у детей со стертой формой дизартрии

В данной статье представлен анализ и пути коррекции оптико-пространственных функций детей старшего дошкольного возраста с минимально выраженными дизартрическими расстройствами. Оптико-пространственная ориентировка рассматривалась как высшая психичес...

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние дошкольников с нарушением зрения

В статье говорится об уникальности и ценности сенсорной комнаты. Авторы подчёркивают важность и эффективность её использования. Сенсорные комнаты не только способствуют достижению релаксации, но и позволяют активировать различные функции центральной ...

Особенности влияния орбитофронтальной коры (orbitofrontal cortex) на субъективное осознание вознаграждения

Активность нейронов орбитофронтальной коры способна оказывать влияние на то, каким образом человек субъективно оценивает своё вознаграждение. Это может оказывать влияние на принятие им решения.

Влияние латеральной организации мозга на эмоциональные особенности

Исследование направлено на выявление влияния латеральной организации мозга на эмоциональные особенности у человека. Методика классификации типов латеральной организации мозга по доминированию активности в организации моторных и сенсорных функций прим...

Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра и её дисфункция

Статья помогает разобраться в нарушении деятельности сигналов, поступающих в мозг от органов чувств у детей с нарушениями в социальном взаимодействии, а также осознать, как связаны нарушения движения, речи, поведения с чувственными ощущениями детей с...

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия (зрительная память, координа...

Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра

Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед вс...

Похожие статьи

Нейропсихологическая методика восстановления движений конечностей у больных с органическим поражением мозга

Статья посвящена методам восстановительного обучения движениям больных, перенесших локальные мозговые травмы — психокоррекции их нарушенных сенсомоторных способностей. Предложена новая нейропсихологическая методика обучения движениям в плегированной ...

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Сенсомоторное развитие как основа развития и обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями

Автор в статье дает определение сенсомоторному развитию, обосновывает необходимость формирования сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Выделяет и рассматривает направления коррекционной работы над сенсомоторной сферой у...

Формирование оптико-пространственной ориентировки у детей со стертой формой дизартрии

В данной статье представлен анализ и пути коррекции оптико-пространственных функций детей старшего дошкольного возраста с минимально выраженными дизартрическими расстройствами. Оптико-пространственная ориентировка рассматривалась как высшая психичес...

Влияние занятий в сенсорной комнате на психическое и эмоциональное состояние дошкольников с нарушением зрения

В статье говорится об уникальности и ценности сенсорной комнаты. Авторы подчёркивают важность и эффективность её использования. Сенсорные комнаты не только способствуют достижению релаксации, но и позволяют активировать различные функции центральной ...

Особенности влияния орбитофронтальной коры (orbitofrontal cortex) на субъективное осознание вознаграждения

Активность нейронов орбитофронтальной коры способна оказывать влияние на то, каким образом человек субъективно оценивает своё вознаграждение. Это может оказывать влияние на принятие им решения.

Влияние латеральной организации мозга на эмоциональные особенности

Исследование направлено на выявление влияния латеральной организации мозга на эмоциональные особенности у человека. Методика классификации типов латеральной организации мозга по доминированию активности в организации моторных и сенсорных функций прим...

Сенсорная интеграция у детей с расстройствами аутистического спектра и её дисфункция

Статья помогает разобраться в нарушении деятельности сигналов, поступающих в мозг от органов чувств у детей с нарушениями в социальном взаимодействии, а также осознать, как связаны нарушения движения, речи, поведения с чувственными ощущениями детей с...

Особенности зрительного восприятия в младшем школьном возрасте

Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия (зрительная память, координа...

Использование социально-ориентированных игровых технологий в восстановлении развития детей с расстройством акустического спектра

Рассматриваются игровые технологии в работе с детьми с расстройством акустического спектра и других ментальных нарушений. Игра — одно из ведущих средств воспитания и формирования коммуникативных умений и способностей. Игра-имеет преимущества перед вс...

Задать вопрос