Редакторская деятельность В. Г. Короленко (по материалам журнала «Русское богатство») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 2267 раз

Библиографическое описание:

Данюк, А. Н. Редакторская деятельность В. Г. Короленко (по материалам журнала «Русское богатство») / А. Н. Данюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 322-324. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6455/ (дата обращения: 27.04.2024).

В. Г. Короленко — крупнейший редактор конца XIX — первых двух десятилетий XX в., писатель-реалист, прогрессивный общественный деятель. С весны 1887 г. по декабрь 1888 г. он редактировал беллетристический отдел журнала «Северный вестник», а в 1896–1917 гг. был одним из руководителей журнала «Русское богатство». Ежемесячно из Петербурга редакция направляла ему десятки рукописей для решения вопроса о возможности их издания. Многие авторы присылали писателю свои произведения в Полтаву. Он должен был их не только оценить, но и подвергнуть редакционной обработке или дать автору обоснованный ответ, если рукопись оказывалась непригодной к печати.

В творчестве Короленко публицистика занимает большое место. Газетная статья, очерк, заметка служили ему постоянным и верным оружием в неутомимой борьбе против деспотизма и бесправия русской жизни.

В. Г. Короленко очень любил работу редактора и отдавался ей с увлечением. Он исправлял огромное количество рукописей и никогда не отказывался от работы в журнале. Большая загруженность редактированием — Короленко за свою жизнь прочитал не менее десяти тысяч рукописей — в известной мере отвлекала его от творчества. Однако он считал обязанности редактора чрезвычайно полезными, важными и всегда выполнял их: «…он отдал энергию свою непрерывной, неустанной борьбе против стоглавого чудовища, откормленного фантастической русской жизнью», — писал о Короленко М.Горький, оценивая борьбу писателя против самодержавия. [1, 50].

Свою работу публициста Короленко считал таким же важным и органически близким делом, как и работу художника. «Для меня, — говорил он о своей публицистической деятельности, — это не второстепенный придаток, а половина моей работы и моей литературной личности» [2, 7].

В. Г. Короленко считал недопустимым продолжительное время держать авторов в неведении о судьбе их произведений. Он был глубоко убежден, что простая невнимательность со стороны редакции способна внушить автору мысль о предвзятом отношении к его труду, вызвать негодование, которое делает невозможной дальнейшую совместную работу редактора и автора над рукописью. Задержки с отзывами у него случались как исключение и каждая из них особо оговаривалась. «Прошу простить, что отвечаю далеко не тотчас по получении Ваших рукописей, — писал он П. Лукашевичу. — Дело в том, что таких рукописей для просмотра я получаю много и поневоле должен устанавливать известную очередь, а так как, кроме того, я был весной сильно занят, а летом уезжал, — то и пришлось отложить чтение». [3, 61].

Для В. Г. Короленко был нетерпим малейший формализм в редакционной работе. Чувство огромной ответственности за литературную и гражданскую судьбу обращавшихся к нему людей всегда руководило его действиями.

Начиная с 80-х годов, не было такого крупного события в стране, на которое не откликнулся бы писатель. В своей публицистике он стремился «приподнять завесу над крепостническими безобразиями» [2, 49]. Редактор стремился показать «ужас привычной, приглядевшейся неправды крепостничества», разоблачить хищнические черты новых буржуазных отношений [4, 106]. Выступления Короленко будили активность народа, помогали ему бороться за свои гражданские права.

Будучи редактором «Русского богатства», В. Г. Короленко считал, что народный писатель, изображая любые события или интимные чувства отдельных людей, сумеет осветить их с общественной точки зрения, вскрыть общественный смысл события, показать, как проявления интимной жизни определяются характером общественной жизни. Короленко видел в журнале «большой рупор для обличения зла» [5, 25]. Литературовед А. Б. Дерман, в молодости сотрудничавший в журнале, вспоминал, что «в России никогда не было редактора, равного Короленко по глубине и широте внимания, которое он отдавал обращавшимся к нему авторам». [6, 12].

Прочитанные рукописи В. Г. Короленко регистрировал, кратко характеризуя их в особых тетрадях, названных им редакторскими книгами, которые он вел с перерывами в 1888–1897 гг. и с 1900 г. до конца жизни. В архиве писателя хранится 7 редакторских книг, содержащих более 4500 записей. В них Короленко заносил сведения об авторах рукописей. Эти данные имели для писателя не только практическое значение: он собирал все, что могло послужить для характеристики массового литературного движения эпохи.

Редакторская работа становилась по временам для Короленко основным видом его труда. Если первоначально он прочитывал по 100 –150 рукописей, то к 1902 г — 1904 гг. их количество возросло до 400–500 ежегодно. В последующие годы объем работы несколько уменьшилось и держалось в пределах 300–350 сравнительно небольших рукописей.

В. Г. Короленко рекомендовал в печать реалистические произведения, которые были написаны мастерски, со знанием дела, смело и рисовали типичные явления и факты, быт и нравы. Особенно охотно Короленко принимал рукописи, обличающие социальное неравенство и показывающие тяжелое положение народа («Мытарства» С.Подъячева, 1902 г., «Наследство» Н.Степанова, 1902 г., «Земля» А. М. Федорова, 1902 г., «Лихорадка» А.Серафимовича, 1903 г. и др.). Поэтому к нему тянулось множество авторов-самоучек. Будучи опытным и знающим редактором, он оказывал всем им дружескую помощь.

Сначала в рукописях, которые приходилось читать Короленко, с наибольшей остротой сказывалась «не художественная работа, а непосредственная боль, которая не дает покоя и требует исхода [3, 16]. Однако в дальнейшем писатель все чаще отмечает у начинающих авторов не только стремление выразить с помощью печатного слова свои горести и чаяния, но и твердое, вполне осознанное намерение профессионально работать в литературе. «Живой и восприимчивый ум, — писал Короленко, — большая, чисто мужицкая энергия, преклонение перед просвещением и его орудием — печатным словом — создают это влечение в тысячах молодых умов, рождают самые светлые надежды и помогают порой преодолеть технические затруднения, связанные с социальным положением, вернее — социальной несправедливостью, исторически созданной монополией просвещения» [7, 292].

Писатель говорит о тяжелых испытаниях, которые ожидают малоподготовленного автора в редакциях газет и журналов, но одновременно отмечает и большой исторический смысл нового общественного явления. «Ведь до душевной сущности это все-таки те же стремления, которые вывели холмогорского мужика из полярной деревни на вершины умственной жизни страны» [7, 293].

А. М. Горький отмечал, что В. Г. Короленко в редакции журнала «Русское богатство» воспитывал молодежь [8, 275]. Он являлся основным редактором отдела беллетристики. До 1900 г. писатель осуществлял всю работу по формированию этого отдела — отбирал сочинения, вел переписку с авторами, держал корректуры, работал над текстами произведений. Эта деятельность Короленко позволяла ему формулировать ряд важных для теории редактирования положений.

При отборе произведений для изданий Короленко оценивал прежде всего прогрессивность, актуальность содержания, правдивость жизни, реализм. К работе в «Русском богатстве» он старался привлекать продолжателей критического реализма. Здесь были опубликованы произведения Г. И. Успенского, К. М. Станюковича, Д. Н. Мамина-Сибиряка, В. В. Вересаева, А. И. Куприна, Н. Г. Гарина-Михайловского. В нескольких номерах журнала печатались очерки В. Г. Короленко «В голодный год». Писатель не только освещал народное бедствие, охватившее ряд уездов Нижегородской губернии, но и указывал на его причины: малоземелье, своевластие помещиков и пережитки крепостной зависимости. У читателей не оставалось сомнений, «к какому справедливому негодованию это подает повод». [9, 737].

Короленко ценил коллективное начало в издании журнала и считал, что оно освобождает участников от личного производства и деспотизма издателей. «Русское богатство» представляло собой «коллективную собственность целой группы сотоварищей, вложивших в предприятие денежные средства или принимавших непосредственное участие в его ведении», — писал один из основных сотрудников журнала — статистик и публицист Н. Ф. Анненский. [10, 12].

В. Г. Короленко взыскательно относился к каждому автору, которого привлекал для литературной работы, строго определял круг произведений, пригодных, по его мнению, для публикации на страницах журнала. Разумеется, далеко не все произведения подвергались его редакторской оценке. В письмах писателя часто содержались отрицательные отзывы о рукописях, принятых другими редакторами. Публикацию таких произведений он далеко не всегда мог приостановить. Но все, что поступало в журнал после его одобрения, носило отпечаток не только тщательной редакционной подготовки, но и несомненной прогрессивности содержания.

Первостепенное значение для Короленко имел вопрос о направлении отдела беллетристики «Русского богатства». В одном из писем он отмечал, что для него «физиономия» любого периодического издания, в частности газеты, «определяется средним составом ее сотрудников и ее, так сказать, навыками за известное время. [3, 235].

В «Северном вестнике» он не смог успешно решить важную для направления журнала задачу подбора сотрудника из-за непоследовательной «колеблющейся» позиции А. М. Евреиновой и ее постоянного вмешательства в дела редакции.

Короленко твердо отстаивал свою независимость в определении круга авторов, которых следовало, по его убеждению, привлекать к сотрудничеству в отделе беллетристики журнала.

Как основной редактор отдела беллетристики Короленко не собирался отождествлять свое понимание литературных задач с точкой зрения других руководителей «Русского богатства». В народническом издании он всегда оставался писателем-демократом и последовательно осуществлял свою программу подбора сотрудников журнала. Деятельность Короленко положительно сказалась на литературном направлении журнала. В 90–900-х гг. отдел беллетристики превратился в один из важных литературных центров, вокруг которого группировались многие писатели-реалисты.


Литература:

  1. Горький М. Собрание сочинений в 30 т., т.15, Гослитиздат. М., 1951.

  2. Короленко В. Г. Избранные письма. Т.2., «Мир». М., 1932.

  3. Короленко В. Г. Избранные письма. Т.3., «Мир», М., 1932.

  4. Слова Короленко о Тургеневе. В книге: Е. Балабанович. В. Г. Короленко. Гослитмузей. М., 1947.

  5. Протопопов С. Воспоминания о В. Г. Короленко // Короленко в воспоминаниях современников. М., 1962.

  6. Дерман А. Б. Писатели из народа и В. Г. Короленко. Харьков, 1924.

  7. Короленко В. Г. «О литературе». М., 1957.

  8. Горький А. М. О литературе. «Советский писатель», М., 1953.

  9. Короленко В. Г. Собрание сочинений в 10 т. Т.9, Гослитиздат, М.,1956.

  10. Н. Ф. Анненский. Краткий исторический очерк товарищества по изданию журнала «Русское богатство». ИРЛИ. Архив журнала «Русское богатство», ф.266, оп.1, № 1, л. 2.

Основные термины (генерируются автоматически): Русское богатство, рукопись, автор, журнал, основной редактор отдела беллетристики, писатель, произведение, редактор, Северный вестник.


Похожие статьи

К вопросу об истории журнала «Русское богатство» (1876–1918 гг.)

«Русское богатство» относилось к журналам «обычного русского типа».

«Русское богатство» имело три отдела: 1. Беллетристика и статьи по общественным вопросам.

Будучи редактором «Русского богатства», Короленко считал, что народный писатель...

Русские писатели XX века в журнале «Русское богатство»

Журнал «Русское богатство» — один из крупнейших ежемесячных журналов второй половины XIX века, который

Больше всех публикуется в журнале «Русское богатство» писатель, казак, участник Белого движения, соредактор отдела беллетристики журнала Ф. Д. Крюков.

Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники

Автор: Богданова Елена Михайловна.

Большое внимание редактор уделил и укреплению беллетристического отдела газеты.

Основные термины (генерируются автоматически): Русский, ведомость, газета, редакция, дело, быль, влиятельное лицо, главное управление...

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от...

Следующий ее рассказ под названием «Пробуждение» был издан в журнале «Русское богатство» только спустя семь лет, в 1894 году (впоследствии он также вошел

Произведения Вербицкой на данном этапе выделяются критическим подходом автора к раскрытию темы.

Либеральный журнал «Вестник Европы» и российское общество...

Европы», хранящиеся в рукописном отделе Института русской литературы РАН.

С этого времени в журнале наметились постоянные отделы беллетристики и хроники.

Основные термины (генерируются автоматически): Вестник Европы, журнал, читатель, редакция...

А. П. Платонов и его эпистолярные обращения во власть

Прочитав рукопись Платонова, редактор “Красной нови” А. А. Фадеев

Ныне по редакциям журналов путешествует такой же возмутительный рассказ об ударничестве того же автора.

Так что если он плохой писатель и написал неудачную повесть, то уж редактором он мог бы...

Эволюция женского портрета в эпоху «Серебряного века» на...

Журнал «Северный вестник» связан с именем русской писательницы, переводчика, литературоведа и театроведа — Л. Я. Гуревич.

В номере за январь 1895 в отделе беллетристики была опубликована повесть в письмах М. Крестовской «Женская жизнь».

Роль массовой литературы в формировании речевого паспорта...

Международные конференции. Тематические журналы.

Поэтому писателю важно определить главную задачу заглавия — заставить редактора заглянуть в рукопись, а критика

Приведем в качестве аргумента названия произведений нескольких авторов: «Хочешь выжить — убей!»

Похожие статьи

К вопросу об истории журнала «Русское богатство» (1876–1918 гг.)

«Русское богатство» относилось к журналам «обычного русского типа».

«Русское богатство» имело три отдела: 1. Беллетристика и статьи по общественным вопросам.

Будучи редактором «Русского богатства», Короленко считал, что народный писатель...

Русские писатели XX века в журнале «Русское богатство»

Журнал «Русское богатство» — один из крупнейших ежемесячных журналов второй половины XIX века, который

Больше всех публикуется в журнале «Русское богатство» писатель, казак, участник Белого движения, соредактор отдела беллетристики журнала Ф. Д. Крюков.

Газета «Русские ведомости»: издатели-редакторы и сотрудники

Автор: Богданова Елена Михайловна.

Большое внимание редактор уделил и укреплению беллетристического отдела газеты.

Основные термины (генерируются автоматически): Русский, ведомость, газета, редакция, дело, быль, влиятельное лицо, главное управление...

Период становления в творчестве А. А. Вербицкой: от...

Следующий ее рассказ под названием «Пробуждение» был издан в журнале «Русское богатство» только спустя семь лет, в 1894 году (впоследствии он также вошел

Произведения Вербицкой на данном этапе выделяются критическим подходом автора к раскрытию темы.

Либеральный журнал «Вестник Европы» и российское общество...

Европы», хранящиеся в рукописном отделе Института русской литературы РАН.

С этого времени в журнале наметились постоянные отделы беллетристики и хроники.

Основные термины (генерируются автоматически): Вестник Европы, журнал, читатель, редакция...

А. П. Платонов и его эпистолярные обращения во власть

Прочитав рукопись Платонова, редактор “Красной нови” А. А. Фадеев

Ныне по редакциям журналов путешествует такой же возмутительный рассказ об ударничестве того же автора.

Так что если он плохой писатель и написал неудачную повесть, то уж редактором он мог бы...

Эволюция женского портрета в эпоху «Серебряного века» на...

Журнал «Северный вестник» связан с именем русской писательницы, переводчика, литературоведа и театроведа — Л. Я. Гуревич.

В номере за январь 1895 в отделе беллетристики была опубликована повесть в письмах М. Крестовской «Женская жизнь».

Роль массовой литературы в формировании речевого паспорта...

Международные конференции. Тематические журналы.

Поэтому писателю важно определить главную задачу заглавия — заставить редактора заглянуть в рукопись, а критика

Приведем в качестве аргумента названия произведений нескольких авторов: «Хочешь выжить — убей!»

Задать вопрос