Данная статья посвящена анализу результатов семантического исследования значений профессионально значимых и нейтральных стимулов у студентов старших курсов, обучающихся по специальности «связи с общественностью». Автор статьи указывает на высокую значимость профессионально обусловленных дескрипторов при оценивании нейтральных стимулов.
Ключевые слова: связи с общественностью, PR, семантический дифференциал, образ мира, семантические универсалии, развитие значения.
This article is devoted to the analysis of the results of semantic research of values of professionally significant and neutral incentives for senior students, studying on the specialty «public relations». The author of the article indicates the high importance of work-related descriptors when evaluating the neutral stimulus.
Keywords: public relations, PR, semantic differential, the image of the world, the semantic universals, the development of values.
В настоящее время существует большое количество работ, посвященных описанию профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью. Авторами [1,2] предлагаются профессиограммы и психограммы данных специалистов, однако вместе с тем остается нерешенной проблема эмпирического исследования профессиональной специфичности образа мира представителей данной профессии. Решение данной проблемы позволит нам говорить о формировании специфики образа мира в процессе освоения специалистом по связям с общественностью профессиональной деятельности. Также полученные эмпирическим путем данные позволят проследить закономерности формирования компетенций специалистов по связям с общественностью, а также могут быть использованы для повышения эффективности профессиональной деятельности данных специалистов и разработки программ профессионального обучения.
Методологической основой нашего исследования выступила концепция профессиональной специфичности образа мира, предложенная В. П. Серкиным [3]. Согласно данной концепции, образ мира представляет собой интегральную систему значений человека, развитие которой детерминировано двумя факторами. Первым фактором является процесс сознания, осуществляющий конструирование образа мира посредством генерации значений. Вторым детерминантом развития образа мира является образ жизни, представляющий собой систему осуществляемых субъектом деятельностей. При этом профессиональная деятельность, являясь составной частью образа жизни, оказывает влияние на формирование системы значений в целом.
В качестве методик исследования нами были использованы специализированные семантические дифференциалы «образ жизни», «работа» и «профессионал» [4]. Последующая обработка полученных данных осуществлялась при помощи метода семантических универсалий.
Выборку исследования составили студенты Магаданского Института Экономики Санкт-Петербургского Университета Управления и Экономики, обучающиеся на старших курсах по специальности «Связи с общественностью».
В процессе проведения исследования нами были получены следующие результаты.
В универсалию групповой оценки своего образа жизни по 80 %-му интервалу (19 человек) были включены следующие признаки: активный, достойный, дружеский, истинный, комфортный, настоящий, насыщенный, нравственный, обеспеченный, осмысленный, ответственный, подвижный, положительный, понимающий, привлекательный, смелый, сытый, творческий, уверенный. Всего 19 признаков.
В универсалию групповой оценки работы специалиста по связям с общественностью по 80 %-му интервалу (19 человек) были включены следующие признаки: активная, востребованная, выгодная, высокоответственная, значимая, квалифицированная, коммуникабельная, легальная, личностно значимая, многосторонняя, одобряемая, осмысленная, перспективная, помогающая, практическая, престижная, развивающая, разнообразная, связанная с людьми, социальная, творческая, удовлетворяющая, умственная, эмоциональная. Всего 24 признака.
В универсалию групповой оценки представителя своей профессии (19 человек) не были включены следующие признаки: активный, внимательный, востребованный, выполняющий, высокооплачиваемый, добросовестный, заинтересованный, знающий, инициативный, инноватор, карьерист, квалифицированный, компетентный, образованный, опытный, ответственный, подготовленный, полезный, помогающий, предприимчивый, признанный, работоспособный, развивающийся, решающий проблемы, способный, творческий, уважаемый, уверенный, удачливый, умелый, умеющий «подать себя», умный, целеустремленный, эффективный. Всего 35 признаков.
Используемая методика |
Представители профессии типа «Человек-человек», стаж до 3-х лет |
|
Универсалии |
Семантический дифференциал «образ жизни» (Стимул «свой образ жизни») |
активный достойный дружеский истинный комфортный настоящий насыщенный нравственный обеспеченный осмысленный ответственный подвижный положительный понимающий привлекательный смелый сытый творческий уверенный |
Универсалии |
Семантический дифференциал «работа» (Стимул «Работа специалиста по связям с общественностью») |
активная востребованная выгодная высокоответственная значимая квалифицированная коммуникабельная легальная личностно значимая многосторонняя одобряемая осмысленная перспективная помогающая практическая престижная развивающая разнообразная связанная с людьми социальная творческая удовлетворяющая умственная эмоциональная |
Универсалии |
Семантический дифференциал «профессионал».(Стимул «представитель Вашей профессии») |
активный внимательный востребованный выполняющий высокооплачиваемый добросовестный заинтересованный знающий инициативный инноватор карьерист квалифицированный компетентный образованный опытный ответственный подготовленный полезный помогающий предприимчивый признанный работоспособный развивающийся решающий проблемы способный творческий уважаемый уверенный удачливый умелый умеющий «подать себя» умный целеустремленный эффективный |
Сопоставляя семантические универсалии оценки специалистами по связям с общественностью образа жизни, а также своей работы и представлений о специалисте по связям с общественностью, мы можем отметить наличие сходных дескрипторов, используемых для описания различных стимулов (выделены в таблице жирным шрифтом). Данное явление, на наш взгляд, может свидетельствовать о высокой степени влияния профессиональной деятельности на образ жизни в целом, а также на высокую степень влияния профессиональной подсистемы образа мира на оценивание профессионально нейтральных стимулов.
Литература:
Емельянов, С. М. Теория и практика связей с общественностью. — СПб.: Питер, 2006. — 240 с.
Связи с общественностью как социальная инженерия /под ред. В. А. Ачкасовой, Л. В. Володиной. — СПб.: Речь, 2005. — 336 с.
Серкин, В. П. Структура и функции образа мира в практической деятельности. Дисс. … докт. психол. наук. На правах рукописи. М.: МГУ, 2005. — 356 с.
Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. — М.: Пчела, 2008. — 384 с.