Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (50) март 2013 г.

Статья просмотрена: 868 раз

Библиографическое описание:

Шведова, З. В. Внедрение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка на примере использования электронного учебного пособия по теме «Причастие» / З. В. Шведова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 3 (50). — С. 334-339. — URL: https://moluch.ru/archive/50/6309/ (дата обращения: 16.12.2024).

Характерная особенность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 9» города Нефтеюганска — это не только ЗУН (знания, умения и навыки) как цель деятельности, но и способности к анализу, к исследованию и проектированию.

Концептуальная идея о том, что способности проявляются на всех предметах независимо от того, средствами какого предмета сформированы, положена в основу моей индивидуальной программы педагогической деятельности «Информатика как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Цель программы лежит в зоне повышения качества образования, использования ЗУН как средства формирования способностей (умений): ученик, способный к проектной деятельности; ученик, способный образовывать новые продуктивные идеи, получать оригинальные целенаправленные результаты; ученик, умеющий самостоятельно организовать познавательный процесс.

Под моим руководством учащаяся 7 класса Сорокина Анастасия создала проектно-исследовательскую работу «Электронное учебное пособие по теме «Причастие». Оно позволяет изучать данный раздел русского языка нестандартным способом.

Автор осознала актуальность данного пособия, выделив следующие проблемы.

В нашем городе очень много билингвистов, для которых русский язык является иностранным. Это накладывает отпечаток на речевой фон города. Общение подростков из различных языковых групп ведёт к неправильному употреблению ряда слов и словосочетаний, недопониманию фразеологизмов, речевых оборотов. Идёт обратный процесс — словарный запас беднеет, речь детей регрессирует.

А также существуют ситуации, когда часть детей пропускает учебные занятия в результате болезни или по какой-либо другой причине. В этом случае школьники не усваивают тему на достаточно хорошем уровне, им нужна помощь для ликвидации пробелов в знаниях.

Настя решила поискать пути решения данного вопроса, а именно: прививать любовь к русскому языку среди своих сверстников, пробуждать желание изучать его более глубоко, основательно и применять полученные знания на практике, в своей речи.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать разноуровневые нестандартные задания по русскому языку.

  2. Изучить различные виды электронных тренажёров, существующих в данный момент.

  3. Изучить и проанализировать научную литературу по созданию электронного пособия.

  4. Создать электронную систему тестов, заданий с различной степенью углубления при изучении русского языка.

  5. Апробировать созданное пособие.

Работа состояла из четырех этапов.

Для решения задач первого этапа была проанализирована литература, точнее, разделы учебника русского языка седьмого класса. Ученицей сделан вывод, что наиболее подходящая тема — причастие. Причастие — часть речи, которая встречается только в славянских языках, поэтому при его изучении происходит благоприятное воздействие на лексику обучающегося.

Причастие обогащает наш язык. Благодаря ему речь избавляется от штампов, становится более мелодичной, красивой, образной. Именно причастия дают столь выразительную «окраску» русскому языку.

Тема «Причастие» помогает лучше изучить прилагательное и глагол, так как причастие образовано от этих частей речи, а также глубже заняться вопросами орфографии, пунктуации, словообразования и этимологии.

Изучение раздела «Причастие» способствует интеллектуальному комплексному развитию семиклассников.

На втором этапе рассмотрели различные виды электронных учебников, репетиторов, тренажёров, проанализировали их возможности и функции.

При изучении отметили для себя, что:

  1. При установке этих программных продуктов важны технические характеристики компьютера. Не у всех есть соответствующие параметры. Не исключены и программные ошибки и сбои.

  2. В изученных программах широкий спектр тем, но найти и выбрать тему «Причастие» не всегда легко тому, кто является начинающим пользователем.

  3. В программах присутствуют разнообразные сложные задания: тренажёры, популярные толковые словари, орфографические алгоритмы (данный факт отметили как преимущество).

Изучив эти обучающие программы, автор пришла к выводу, что все они имеют свои плюсы и минусы. Выделенные преимущества и недостатки учла в своей работе.

Плюсы

Минусы

  • Широкий спектр тем для изучения

  • Разнообразие сложных заданий: использование тренажёров, популярных толковых словарей, орфографических алгоритмов

  • Невозможность редактирования

  • Сложности в распространении

  • Проблемы в установке

  • Невозможность запуска программы без оригинального диска


Затем Настя начала создание самого электронного пособия. Это она осуществляла с помощью программ Microsoft Office: PowerPoint, Word, Excel и их уникальных возможностей.

При создании электронного пособия помня о том, что было положительного в других программах, учла и недочёты. Итак, в своём пособии использовала всё положительное из других электронных учебников и программ, адаптировав это для возможностей своих сверстников.

В своём пособии Настя использует разнообразные тесты, викторины, кроссворды. Прежде чем переходить к выполнению практических заданий, каждый ученик может обратиться к повторению теоретических сведений.

Для этого в пособие включён теоретический материал по разделам «Глагол» и «Причастие», что поможет школьникам при выполнении тестов, заданий викторины, решении кроссвордов.


Тесты составлены по темам: «Действительные и страдательные причастия», «Морфологические и синтаксические признаки причастий», «НЕ с причастиями» и другие. Есть также и обобщающие тесты для контроля знаний и диагностики. Они проверяют, насколько хорошо усвоен материал, выявляют пробелы в знаниях, приучают к тестовой форме контроля как таковой. Тесты включены по степени сложности — сначала простые задания, затем усложнённые.

Для этого использована программа Excel, так как это, во-первых, инструмент для табличных расчётов, во-вторых, в неё встроены стандартные функции. Например, функция «СУММ» позволяет подсчитать количество набранных баллов учащимся, без этого была бы невозможна проверка.

Настя использовала функцию «Условное выражение ЕСЛИ», которая позволяет выбирать вариант ответа («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») от условия количества набранных баллов. Всего создано 16 тестов, 4 из них по глаголу, 12 по причастию.


Для повторения ранее изученного используются кроссворды. Кроссворды — то занятие, которым занимаются в свободное время дети, но здесь оно представлено в электронном виде, поэтому может вызвать дополнительный интерес к овладению языковыми формами, осмысленному наблюдению над языком, нацеленному на решение конкретных задач. Создано 6 кроссвордов.

Для создания кроссвордов она воспользовалась помощью встроенного векторного редактора Microsoft Word.


В работе активно применяла программу Microsoft PowerPoint для создания презентаций. Таким образом оформлены викторины и готовая работа. По каждой теме (по причастию и глаголу) сделана отдельная викторина. Это красиво и удобно. Анимация, использующаяся в презентации, очень нравится семиклассникам. Среди уникальных возможностей PowerPoint — возможность добавления гиперссылок. В готовой работе они использованы для быстрого доступа ко всем компонентам пособия. Благодаря таким переходам ученик может повторить теорию, а может сразу перейти к проверке своих знаний. Также у него есть возможность выбора темы параграфа и задания.


Создав электронное пособие «Причастие», апробировала его с помощью учителя русского языка и литературы на уроках в 7 классе. Также пособие было передано детям, обучающимся на дому. Учащиеся с интересом занимались, получали оценки. Возможность перед тестом повторить теоретический материал принималась на «ура». Учащимся и учителю русского языка понравилась такая форма обучения. Хоть эта тема и сложная, благодаря пособию она изучается легче. Для сравнения результатов использовались проверочные диктанты.

Применяя электронное пособие «Причастие» на уроках и во внеурочное время, у учащихся действительно повысилась грамотность, скорость решения орфографических задач, что доказывают проведённые проверочные диктанты по этой теме до использования пособия и после его использования.

Оценки

до применения пособия

после применения пособия

«3»

10

5

«4»

12

12

«5»

3

8



Симбиоз компьютерных технологий и русского языка заинтересовал школьников не только самим языком, но и использованием компьютера как средства получения новых знаний. Данная работа имеет практическую значимость. Ученики улучшили свою успеваемость на 20 % по этой теме, повысили уровень образованности, получили навыки работы с тестовой формой контроля, причём в компьютерном варианте. А автор пособия получила навыки работы с компьютером по внешкольной программе.

Электронное пособие является универсальным, так как применялось не только в 7 классе при изучении тем «причастие» и «причастный оборот», но и в 9–11 классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ, потому что данные темы входят в число наиболее важных, и при этом сложных. Очень важным (при подготовке к ГИА и ЕГЭ) является то, что ученики получили навыки работы с тестовой формой контроля и обучения.

Проект был представлен на научно-исследовательской конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее» (1 место), на Всероссийском конкурсе проектов «Созидание и творчество» (1 место).

При создании электронного учебного пособия были изучены следующие источники:


Литература:

  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5–9 классы. М.: Дрофа, 2002г.

  2. Пименова С. Н., Еремеева А. П. и др. Русский язык. Практика. М.: Дрофа, 2002г.

  3. Грибова Н. М. Русский язык. 7 класс. Тесты. Дидактические материалы. М.: Айрис-пресс, 2007г.

  4. Баранов М. Т. и др. Русский язык: Справ. для учащихся/М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова; под ред. Н. М. Шаманского — М.: Просвещение, 1984г.

  5. Казбек-Казиева М. М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5–11 классы. 5-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2007г.

  6. Справочник школьника: 5–11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г. (русский язык)

  7. Справочник школьника: 5–11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2001г. (информатика)

  8. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык. Автор С. В. Волков; М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Издательство «Астрель», 1999г.

  9. Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 6 класс. — 2-е изд., испр. — М.: ТЦ СФЕРА, 2006.

  10. Леонтьев В. П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007 — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007г.

  11. Обучающий комплекс. Русский язык. Средняя школа. Часть 1. Н. П. ООО «ИНИС-СОФТ»

  12. Русский язык. Семейный наставник. 7 класс. Н. П. ООО «ИНИС-СОФТ»

  13. Обучающая программа-тренажёр «Фраза» ООО «Гуру-Софт» 2004

  14. «Орфографический практикум по русскому языку»

  15. Русский язык 1C:Репетитор

  16. «Лингвиния» (орфографический диктант). Тимофеенко Н. Ю. 2004

  17. Русский язык. Справочник школьника

  18. «Уроки русского языка 7 класс». ООО «Кирилл и Мефодий», 2005

  19. Семейный наставник. Набор обучающих программно-методических комплексов 2–7 классы. ООО «Хронобус», 2004

  20. Энциклопедия русского языка. ООО «Руссобит-М», 2004

  21. Самоучитель Microsoft Word XP, ООО «КомпактБук», 2004

  22. Самоучитель Microsoft Excel XP ООО «КомпактБук», 2004


Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, причастие, электронное пособие, навык работы, пособие, программа, тестовая форма контроля, готовая работа, теоретический материал, широкий спектр.


Похожие статьи

Использование информационно-коммуникативной технологии в проектной деятельности на тему «Сохраним природу нашу»

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание»

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Методика реализации принципа диалога культур на уроках иностранного языка

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Похожие статьи

Использование информационно-коммуникативной технологии в проектной деятельности на тему «Сохраним природу нашу»

Применение инновационных технологий на уроках русского языка в условиях современной образовательной школы

Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание»

Использование интерактивного метода обучения на уроках русского языка и литературы

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Методика реализации принципа диалога культур на уроках иностранного языка

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Задать вопрос