Автор: Голобородько Елена Александровна

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №5 (5) май 2009 г.

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Голобородько Е. А. Оценка влияния напряженной экологической обстановки на функциональное состояние центральной нервной системы подростков русской и казахской национальностей // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 237-240.

Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и контроль за изменениями его уровней приобретают все более важное значение, особенно для лиц, подверженных высоким психоэмоциональным и физическим нагрузкам, а также для детей школьного возраста. Переход от здорового состояния к болезни принято рассматривать, как процесс постепенного снижения способности человека приспосабливаться к изменениям социальной и производственной среды, к окружающим условиям жизнедеятельности. Состояние организма (его здоровье или болезнь) - не что иное, как результат взаимодействия с окружающей средой, то есть результат адаптации либо дезадаптации к условиям среды. [1, с.33-47; 2, с.10-15; 3, с.20-23].

Длительное воздействие химических веществ в низких концентрациях способно вызывать неспецифические обратимые изменения в состоянии здоровья человека еще задолго до того, как произойдут патологические нарушения. Снижение адаптационных возможностей организма приводит к перенапряжению ряда систем организма и состояниям, которые могут трансформироваться в различные заболевания [4, с.99-105]. Опасность экологического неблагополучия высока для здоровья и развития детей. Дети и подростки отличаются анатомофизиологическими характеристиками и особенностями поведения, в связи с которыми повышается неблагоприятное влияние на них, по сравнению со взрослыми, загрязнения окружающей среды [4, с.99-105]. Доказано, что проживание детей и подростков в регионах с высоким уровнем техногенной нагрузки негативно сказывается, как на уровне физического развития, так и на общем росте заболеваемости, в том числе увеличивается и количество патологий нервной системы. Однако на сегодняшний момент остается не изученным вопрос о влиянии уровня техногенной нагрузки на функциональное состояние ведущим систем организма школьников разных национальностей, хотя доподлинно известно, что процессы адаптации протекают при неотъемлемом участии генетических особенностей организма.

В Республике Казахстан источниками загрязнений природной среды являются более двух тысяч промышленных предприятий. По данным Лошкаревой Н.П. (1994), в воздушный бассейн республики ежегодно поступает около 4 млн. тонн вредных примесей. Наряду с этим, промышленные предприятия и автотранспорт являются основным источником вредных факторов физической природы. При этом наиболее бедственными в экологическом смысле, являются регионы Центрального и Восточного Казахстана [5, с.3-7]. Город Темиртау Карагандинской области Центрально-Казахстанского региона, с расположенными на его территории предприятиями черной металлургии, химической, строительной и энергетических отраслей является одним из загрязненных городов области позволяющих отнести его к районам экологического бедствия. [6, с. 14-17; 5, с.23-26]. Известно, что в промышленных выбросах предприятий г. Темиртау содержатся 36 веществ, загрязняющих атмосферный воздух, из них 17 веществ 1-2 класса опасности (фенолы, бензол, цианиды, сероводород, диоксид азота, двуокись марганца и т.д.) [Кулкыбаев, 1995].

Цель исследования – сравнительная оценка функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) подростков казахской и русской национальностей, проживающих в разных по экологическому благополучию районах.

Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие учащиеся средних общеобразовательных школ г.Темиртау (186 человек) и г.Караганды (121 человек), мальчики казахской и русской национальностей, препубертатного (10-12 лет) и пубертатного (13-15 лет) периодов развития. По степени экологического благополучия выделялись основная группа, проживающая в г.Темиртау –  экологически «грязный» район и контрольная группа – Юго-Восточный район г.Караганды, где нет никаких промышленных предприятий – экологически «чистый» район. Оценка функционального состояния ЦНС проводилось на основании хронорефлексометрии по показателям времени простой слухо-моторной (ПСМР), простой зрительно-моторной (ПЗМР), сложной зрительно-моторной (СЗМР) реакций и количеству допущенных ошибок при выполнении СЗМР [7, с.40-41.], а также по результатам числового теста. Математическая обработка данных проводилась с помощью стандартного пакета статистических программ.

Результаты и их обсуждение. Анализ функционального состояния ЦНС мальчиков казахской и русской национальностей проживающих в разных по экологическому напряжению районах показал, что у представителей коренной национальности меньше отличий в зависимости от района проживания, и они менее выражены, чем у школьников русской национальности.

Так, к примеру (рис.1), время ПЗМР у мальчиков казахской национальности препубертатного периода развития, проживающих в «грязном» районе, в среднем равнялось 285,2±13,0мс, что на 60,3мс больше, чем у мальчиков этой же национальности «чистого» района (р<0,05), при этом разница во времени ПЗМР, в зависимости от района проживания, у мальчиков данного периода русской национальности составляла уже 139,5мс, не в пользу «грязного» района (р<0,05).

Рисунок 1. Динамика рефлекторных реакций (ПЗМР, ПСМР) у мальчиков русской и казахской национальностей в зависимости от района проживания

 

Аналогичная картина выявлена при оценки результатов ПСМР (рис.1). В скорости восприятия звукового сигнала мальчики препубертатного периода казахской национальности «грязного» района не уступали мальчикам «чистого» района, в то время как представители русской национальности «грязного» района на 64,8мс отставали от «чистого» района (р<0,05).

Реакция ЦНС мальчиков препубертатного периода развития на сложный звуковой раздражитель (рис.2), как и в предыдущих исследованиях, у представителей «грязного» района медленнее (слабее), чем у «чистого», а разница более выражена у мальчиков русской национальности.

Лабиринт

Рисунок 2. Динамика рефлекторных реакций (СЗМР) у мальчиков русской и казахской национальностей в зависимости от района проживания

 

То есть время СЗМР (рис.2) у мальчиков «грязного» района казахской национальности на 113,7мс, а у мальчиков русской на 181,3мс больше, чем у их сверстников «чистого» района (р<0,05). В количестве допущенных ошибок СЗМР достоверных отличий в зависимости от района проживания у представителей обеих национальностей не выявлено.

При оценке результатов числового теста (таб.1), где учитывалась как скорость реагирования, так и точность выполнения, установлено, что у мальчиков препубертатного периода развития казахской национальности «грязного» района при существенно более высокой скорости реагирования (1,05±0,29мин), такое же высокое количество ошибок (3,73±0,1) в сравнении со значениями «чистого» района – 2,05±0,21мин и 1,86±0,22 ошибок (р<0,05).

 

Таблица 1. Динамика показателей числового теста у мальчиков русской и казахской национальностей в зависимости от района проживания

 

национальность

казахская

русская

период развития

препубертатный  

 

грязный

чистый

грязный

чистый

Числа (мин)

1,05±0,29

2,05±0,21*

3,33±0,33

1,88±0,13*

Числа (ошибки)

3,73±0,1

1,86±0,22*

3,07±0,16

1,88±0,17*

 пубертатный

Числа (мин)

3,12±0,3

2,17±0,2*

3,02±0,43

2,04±0,17*

Числа (ошибки)

3,88±0,05

1,94±0,16*

3,22±0,16

2,12±0,16*

Примечание:* – разница достоверна при р<0,05

У мальчиков данного периода развития русской национальности, проживающих в «грязном» районе, как показатель скорости, так и показатель качества выполнения числового теста были достоверно ниже, чем в «чистом» районе и составляли 3,33±0,33мин и 3,07±0,16 ошибки (р<0,05).

Таким образом, установлено, негативное влияние условий окружающей среды (экологических условий проживания и стандартной учебной нагрузки) на функциональное состояние ЦНС мальчиков русской национальности препубертатного периода развития, проявляющееся в достоверно высоких значения латентного периода ПЗМР, СЗМР, ПСМР, а также результатов числового теста. У мальчиков коренной национальности препубертатного периода, проживающих в районе экологического неблагополучия, также выявлены отрицательные достоверно значимые отклонения, однако они были менее выражены, чем у сверстников русской национальности.

С возрастом у мальчиков коренной казахской национальности происходит увеличение степени охранительного торможения, которое проявляется удлинением латентного периода как простых, так и сложных зрительных и слуховых реакций (рис.3).

Так, период ПЗМР у мальчиков казахской национальности «грязного» района имел среднее значение равное 290,5±10,6мс, что на 27,7мс больше, чем у их сверстников «чистого» района. Также как и у мальчиков препубертатного периода развития у представителей русской национальности разница между районами существенно больше, чем у представителей казахской национальности. Так, разница между районами у мальчиков русской национальности пубертатного периода равнялась 71,2мс, не в пользу «грязного» района (р<0,05).

Лабиринт

Рисунок 3. Динамика рефлекторных реакций (ПЗМР, ПСМР) у мальчиков русской и казахской национальностей в зависимости от района проживания

 

Оценка значений ПСМР (рис.3), показала, что у представителей коренной национальности проживающих в «гряном» районе время ПСМР меньше, чем у «чистого» района на 59,7мс (р<0,05), у мальчиков русской национальности напротив на 17,5мс больше, чем у «чистого»района. Анализ показателей СЗМР (рис.2) у подростков пубертатного периода развития казахской национальности достоверных отличий в зависимости от района проживания не выявлено. У мальчиков же русской национальности, проживающих в «грязном» районе латентный период СЗМР в среднем равнялся 480,8±22,7мс, а у «чистого» района на 80,6мс меньше – 400,2±18,9мс (р<0,05).

Результатов числового теста показали, что у мальчиков пубертатного периода как казахской, так и русской национальности в «грязном» районе скорость реагирования и качество выполнения заданий теста существенно уступает таковым в «чистом» районе (р<0,05). Так, к примеру, скорость решения теста у представителей казахской национальности «грязного» района в среднем равнялась 3,12±0,3мин, тогда как у «чистого» района – 2,17±0,2мин (р<0,05). Количество допущенных ошибок при выполнении числового теста у мальчиков русской национальности «грязного» района равнялось 3,22±0,16 ошибок, а у мальчиков «чистого» района – 2,12±0,16 ошибок (р<0,05).

Таким образом, в результате исследования, доказано, что с переходом от препубертатного периода к пубертатному происходит увеличение напряжения функционального состояния ЦНС, что проявляется в удлинении латентного периода, а следовательно свидетельствует об ослаблении, инертности раздражительного процесса и развития в центральной нервной системе охранительного торможения у мальчиков коренной казахской и русской национальностей, проживающих в районе экологического неблагополучия. Стандартная учебная нагрузка в сочетании неблагоприятной экологической обстановкой негативно сказывается на функциональном состоянии ЦНС мальчиков пре-и пубертатного периодов развития. У мальчиков, проживающих в районе экологического неблагополучия, основной уровень напряжения приходится на зрительный анализатор, тогда как у мальчиков экологически «чистого» района на слуховой, с возрастом происходит увеличении функционального напряжения ЦНС. Функциональное напряжение ЦНС у представителей коренной национальности, живущих в экологически неблагополучном районе, меньше, чем у представителей русской национальности.

Литература

1.      Баевский P.M.. Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология. диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука. – 1993. - С. 33-47

2.      Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука. - 1987. – С.125

3.      Казначеев В.П., Баевский P.M.. Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. - Л.: Медицина. - 1980. – С. 225

4.      Гресь Н.А., Аринчин А.И. Синдром экологической дезадаптации у детей Беларуси и пути его коррекции// Медицинские знания. – 2001. - №5. – С. 99-105.

5.      Кулкыбаев А.Г. Медицинские аспекты экологии. – Алматы «Галым», Караганда. – 1995. – С. 160

6.      Карагандинский металлургический комбинат. Хроника важнейших дат и событий из истории комбината. – Темиртау. - 1988.

7.      Орлова Е.В., Фомкина Н.Н., Зеллис Ж.Н., Костюк Е.В. Оценка работоспособности функционального состояния центральной нервной системы учащихся 11-13 лет класса корреляции // Гигиена и санитария. - 1992. - №.3. - С.40-41

Лабиринт
Основные термины (генерируются автоматически): русской национальности, русской национальности, мальчиков русской, мальчиков русской, казахской национальности, казахской национальности, мальчиков русской национальности, мальчиков русской национальности, «чистого» района, национальности «грязного» района, национальности «грязного» района, «чистого» района, центральной нервной, центральной нервной, района проживания, центральной нервной системы, района проживания, коренной национальности, казахской национальности «грязного», препубертатного периода.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос