Происхождение рода Кете по данным полиморфизма Y-хромосомы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 26.12.2023

Статья просмотрена: 991 раз

Библиографическое описание:

Сабитов, Ж. М. Происхождение рода Кете по данным полиморфизма Y-хромосомы / Ж. М. Сабитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109207/ (дата обращения: 19.12.2024).



Вопрос происхождения рода Кете в целом слабо исследован в исторической науке Казахстана. Связано это как с низкой плотностью «академического состава на душу населения», так и с принципиальной невозможностью до определенного периода однозначно ответить на данный вопрос. С появлением новых методов изучения STR и SNP-маркеров в Y-хромосоме ситуация изменилась. Историки и специалисты по генеалогии получили действенный метод проверки всех своих теорий.

В нашей статье мы используем данный метод для ответа на два академических вопроса:

  1. Какая версия происхождения рода Кете не противоречит генетическим данным.
  2. Какая версия шежире рода Кете не противоречит генетическим данным.

По первому вопросу стоит обратиться к историографии и отметить все версии происхождения племени Кете:

  1. Кете можно отождествить с племенем китя (hi-ti), которое в 1120 году подчинилась каракитаям и впоследствии принимало участие в завоевании Семиречья каракитаями [18].
  2. Кете отождествлялось с племенем хита, которое упоминалось в списке тюркских племен и родов в 1203 году, в истории Мубарак-шаха [16]. Востров В. В. и Муканов М. С. говорят об этих двух версиях, поддерживая их [6, с. 155-156].
  3. Согласно сведениям М. Тевкелева 1748 года Кете являются частью подразделения Алшин. Как он писал: « Сильной род алчин, а алчин разделяется надвое, то есть каракисяк и байулы. Каракисяк всех сильнея, и щисляется шесть родов, а имянно: чекли, каракисяк, чюмекей, дюрткара, каракете, карасакал » [7].

Мы ранее также высказали схожую точку зрения [9]. Данные по Кете мало чем отличались генетически от других алшинов [10].

  1. В последующем М. Н. Галкин отождествлял казахских Кете с племенем Кета, которое относится к туркменским гокланам.
  2. Н. А. Аристов отмечал, что Кете также встречается среди башкир, а также он выдвинул версию о происхождении Кете от древнего народа Хетты, который населял Малую Азию [1, с. 305]. При этом он отвергает версию их родства с киданями [1, с. 306].
  3. Ж. О. Артыкбаев также поддержал версию о происхождении племени Кете от малоазиатских хеттов [17].
  4. Также существует версия о возможном отождествлении Кете со средневековыми киданями, которые жили в Монголии [2]. Ветви данного народа под названием Китай (Кытай) проживают среди многих народов Евразии.
  5. Также стоит отметить мысли М. Тынышпаева о том, что Кете является племенем выходцем с Алтая, так как там есть определенные пересечения по топонимике на северном Алтае [15].
  6. Г. Е. Грумм-Гржимайло считал, что казахское племя Кете является смешанным. По его мнению, Кете появились как смесь динлинов, тюрков, угро-финнов (остяков) и алтайцев [8].
  7. Помимо всех этих гипотез Востров В. В. и Муканов М. С. выдвигали точку зрения, что некоторые адайцы могут быть выходцами из родов керей, торткара, телеу и кете [6, с. 146].

Показав все эти версии, нам стоит посмотреть на них сквозь призму генетических данных.

Большая часть протестированных Кете относится к гаплогруппе С2 [19], а конкретно к ее субкладу Y15552 [20]. Исключение составляют Естек-кете [11] и Сеит-кете [12].

Если брать первую и вторую версию, то Кете это самостоятельное племя, не связанное с другими Алшинами. Однако возраст алшинского кластера противоречит данной версии [21].

Версия М. Тевкелева подтверждается генетически. Большая часть Кете относится к алшинскому кластеру, подтверждая слова о том, что племена Каракесек и Байулы это все части алшинов.

Данных по туркменским кита у нас нет, но с большой долей вероятности (в силу попадания Кете в алшинский кластер), здесь мы имеем лишь фонетическое созвучие. Последующее исследование данного рода Кета подтвердит или опровергнет наш тезис.

Тезис о родстве с Хеттами также не подтверждается генетикой. ПалеоДНК и ДНК современных жителей Турции не содержит в значимых масштабах субклада, характерного для Кете.

Следующая гипотеза о связи китаев и Кете также не подтверждается генетическими данными. К примеру, каракалпакские китаи относятся к гаплогруппе О [13], в отличии от Кете, которые относятся совсем к другому субкладу.

Версия М. Тынышпаева о связи с Алтаем также не подтверждается. Представители алтайских популяций [3] не близки Кете.

Версия Г. Е. Грумм-Гржимайло нам кажется вообще малообоснованной. Также здесь стоит добавить, что генетически она также не подтверждается.

В итоге, проанализировав все вышеуказанные версии, мы на основе генетических данных пришли к выводу о правоте М. Тевкелева, согласно мнению которого Кете были часть большого племени Алшин, известного в эпоху Золотой орды.

Касательно второго вопроса существуют две точки зрения.

Согласно первой точке зрения:

«От Кадыркожи (Каракесек) родились Байсары, Алим, Шомен. От Байсары — Бозаншар, Майлыбай (он погиб от рук врагов). После смерти Байсары Алим берет в жёны свою невестку Кетебике — мать Бозаншара. От Алима рождается Тайкожа. По Р. А. Бекназарову, у Алима было два сына — Тегенболат (позднее прозванный Карасакал) и Тойкожа. После смерти Алима на Кетебике женится Шомен. От него рождается Томенкожа. От Бозаншара рождаются Адамкожа, Саду. От Тайкожа — Ак кете. От Томенкожа — Томпак, Сары. От Адамкожа — Кара кете. От Саду — Сабден. Таким образом, согласно этому шежире Кетебике поочередно выходит замуж за троих братьев и рожает трёх сыновей. Впоследствии потомки, которые происходят от этих трёх сыновей, именуют себя потомками Кете» [14].

Согласно мнению Р. А. Бекназарова, от Бозаншара произошли Ожырай кете, от Тойкожа, сына Алима — Ак кете, от Туменкожи, сына Шомена — Кара кете [4].

В этой группе версий названия рода Кете идет от прародительницы женского пола Кетебике. При этом Ак кете относится к Алимулы, Кара кете должен быть ближе Шомекеям, а Ожырай кете должен быть от них дальше.

Вторая группа шежире подразумевает под собой то, что все рода Кете происходят от Бозаншара, то есть от одного прямого мужского предка.

Нами были получены генетические данные по трем группам Кете, а также данные по другим Алимулы и Шомекеям.

Здесь можно отметить еще одну публикацию по поводу рода Шекты [5], в которой приведены косвенные данные по некоторым Кете.

Наши же данные показывают следующую картину:

У представителей рода Алимулы (Шекты, Каракесек, Карасакал и Торткара) общая мутация ZQ5+. У Шомекеев, Кете (Ак кете, Кара Кете, Байсары) эта мутация отрицательная.

У представителей рода Ак кете общая мутация BY72319+

У представителей рода Шомекей общая мутация FTB74732+

У представителей рода Кара кете общие мутации FTB62457+ и FTB62152+

У представителей родов Ожырай кете и Адамкожа общая мутация FTB74733+

Исходя из этих генетических данных, можно утверждать, что, во-первых, происхождение Ак кете от Алима не подтверждается. У ак кете нет общеалимовских мутаций (ZQ5+)

Во-вторых, родство Шомекеев и Кара кете не подтверждается, у них нет общий мутаций.

В-третьих, Адам кожа и Ожырай кете генетически между собой ближе, по сравнению с Ак кете и Кара Кете

В-четвертых, у вышеисследованных групп Кете нет общей SNP-мутации, что, однако, не опровергает версию их происхождения от единого предка.

При этом, версия о происхождении Ак кете от Алима и Кара Кете от Шомена генетически маловероятна.

Три группы Кете (Кара кете, Ак кете, Ожырай кете-Адамкожа) образуют три субкластера внутри единого алшинского кластера.

Данная научная статья выполнена в рамках реализации проекта ИРН BR21882223 «Казахское ханство во второй половине XV-первой половине XVIII вв.: этнополитическая история и внешняя политика» (Заказчик — Комитет науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан).

Литература:

  1. Аристов Н.А. Этногенез и этническая история казахского народа. – Павлодар, 2005. - 372 с.
  2. Аристов Н.А. Труды по истории и этническому составу тюркских племен. — Бишкек: Илим, 2003. Аристов Н.А. Этногенез и етническая история казахского народа. — Алтын китап, 2007. — 380 с.
  3. Балаганская, О. А., Балановская, Е. В., Лавряшина, М. Б., Исакова, Ж. Т., Сабитов, Ж. М., Фролова, С. А., ... & Захарова, Т. А. (2011). Полиморфизм Y-хромосомы у тюркоязычного населения Алтая, Саян, Тянь-Шаня и Памира в контексте взаимодействия генофондов Западной и Восточной Евразии. Медицинская генетика, 10(3), 12-22. Балаганская, О. А., Лавряшина, М. Б., Кузнецова, М. А., Романов, А. Г., Дибирова, Х. Д., Фролова, С. А., ... & Балановский, О. П. (2011). Генетическая структура по маркерам Y хромосомы народов Алтая (России, Казахстана, Монголии). Вестник Московского университета. Серия 23. Антропология, (2), 25-36.
  4. Бекназаров Р. А. Казахи Северного Приаралья в XIX — начале XX вв. (историко-этнографическое исследование). — Алматы, 2010.
  5. Баймуханов, Н.; Баимбетов, Г. Генетический субклад ZQ5 гаплогруппы C-Y15552 родоплеменного объединения «Алимулы». Вестник КазНУ. Серия историческая, [S.l.], v. 89, n. 2, p. 172-180, july 2018. ISSN 2617-8893. Доступно на: . Дата доступа: 01 apr. 2022 doi: https://doi.org/10.26577/JH-2018-2-235.
  6. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов (конец XIX - начало XX в.). – Павлодар, 2006. - 422 с.
  7. Журналы и служебные записки дипломата А. И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана (1731-1759 гг.) // История Казахстана в русских источниках XVI-XX веков. Том III. Алматы. Дайк-пресс. 2005. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1720-1740/Tevkelev_A_I/text5.htm
  8. Материалы по истории Казахской ССР (1785—1828). Т. IV. — М.—Л., 1940. — С. 500—505.
  9. Сабитов Ж.М. Алшины (алчи-татары) в истории Поволжья и Приуралья в XIII—XIX веках // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. — 2015. — С. 383—393.
  10. Сабитов Ж.М. Этногенез казахов с точки зрения популяционной генетики The Russian Journal of Genetic Genealogy. Volume 4, No 2 (2012)/Volume 5, No 1 (2013). C. 29-47.
  11. Сабитов Ж. М. Казахские естеки/иштяки //Иштяки: приуральско-сибирское пограничье. – 2019. – С. 114-120.
  12. Сабитов Ж.М. Казахская популяция с точки зрения исследований полиморфизма Y-хромосомы. Приложение 1.//Труды евразийского общества генетической генеалогии: Генетическая история народов Евразии. Сборник статей. 2015. Москва. Издательские решения. 2016. С. 205-246.
  13. Сабитов Ж.М. Гаплогруппы и гаплотипы 50-ти каракалпаков Russian Journal of Genetic Genealogy. (Русская версия) Том 3. №3 (2011) /Том 4. № 1 (2012). С.83-90.
  14. Толыбеков С. Қазақ шежіресі. — Алматы,1992. — 84 с.
  15. Тынышпаев М. История, Этнография и археология Казахского народа. – Павлодар, 2006. - 216 с. С. 58-60.
  16. Умников Н. «История» Ф. Мубарякшаха // Вестник древней истории. — Т. 1 (2). — 1938. — С. 115.
  17. Хеттская империя и наше племя кете. https://e-history.kz/ru/news/show/4053/
  18. Bretschneider. Medieval researchers from Eastern Asiatic Sources. I. — P. 212—214.
  19. Sadykov M., Khalidullin O. The Kazakhstan DNA project hits first hundred Y-profiles for ethnic Kazakhs //The Russian Journal of Genetic Genealogy: Vol. – 2011. – Т. 2. – №. 1.
  20. Zhabagin M. et al. Medieval Super-Grandfather founder of Western Kazakh Clans from Haplogroup C2a1a2-M48 //Journal of Human Genetics. – 2021. – Т. 66. – №. 7. – С. 707-716.
  21. https://www.yfull.com/tree/C-Y15552/
Основные термины (генерируются автоматически): кет, версия, данные, общая мутация, Кар, представитель рода, STR, Алтай, род, сын.


Задать вопрос