Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными формами трудовой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 17.12.2023

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Бышаева, Ю. А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными формами трудовой деятельности / Ю. А. Бышаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 452-454. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109261/ (дата обращения: 07.05.2024).



Статья посвящена исследованию эмоционального выгорания педагогов. Рассмотрена выраженность показателей эмоционального выгорания педагогов общеобразовательных учреждений в зависимости от формы трудовой деятельности. Выявлено, что у педагогов, работающих в условиях дистанционной формы, эмоциональное выгорание выше по сравнению с педагогами, работающими в традиционных условиях.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, формы трудовой деятельности, очная форма, дистанционная форма, педагог.

В настоящее время проблема эмоционального выгорания среди работников образовательных организаций является актуальной в связи со сложностями работы с детьми, с увеличением учебной нагрузки, резких смен форм трудовой деятельности и высокой эмоциональной напряженностью. Выгорание может наносить серьезный ущерб физическому и психологическому самочувствию, может развиваться хронический стресс и переутомление. Поэтому предвидеть развитие эмоционального выгорания является основополагающей задачей любого педагога, независимо от стажа и условий образовательной деятельности.

Вследствие тяжелых жизненных ситуаций, таких как распространение COVID-19 и началом СВО, частично затронувшей территорию Белгородской области, образовательные организации были вынуждены перейти на дистанционный формат обучения. Естественно, это сказалось как на трудовом, так и на психофизическом уровне деятельности педагогов. Они должны были вникнуть в новый для них формат [1, 2, 5].

И только с нового учебного 2023 года в Белгородской области приняли решение к постепенному возращению к привычному очному формату обучения. Но и тут большинство педагогов столкнулось с проблемой. Они отвыкли от такой формы трудовой деятельности и поэтому были вынуждены в сжатые сроки вникнуть в ранее привычный традиционный формат обучения [4, с. 89].

Все эти проблемы тем или иным образом сказались на психическом и физическом состоянии. Отсюда интенсивнее стал развиваться синдром эмоционального выгорания [3].

В данной статье нами была использована методика К. Маслач «Диагностика эмоционального выгорания», с помощью которой была выявлена выраженность показателей эмоционального выгорания в зависимости от форм трудовой деятельности, а именно «эмоциональное истощение, которое проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, равнодушием, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом [1, с. 204].

«Деперсонализация, проявляющаяся в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях — в раздражительности, негативизме и циничном отношении к коллегам и пациентам. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков» [1, с. 204].

И «редукция профессиональных достижений, которая проявляется в негативном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Высокое значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически» [1, с. 204].

Мы предположили, что при дистанционной форме работы у педагогов уровень эмоционального выгорания выше по сравнению с педагогами при традиционной форме работы.

С целью выявления статистических различий по показателям эмоционального выгорания между педагогами, работающих в условиях очной или дистанционной формы обучения, был проведён статистический анализ данных с применением критерия U-Манна-Уитни. Нами были получены следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты статистического анализа по показателям эмоционального выгорания в зависимости от формы трудовой деятельности

Изучаемые показатели эмоционального выгорание

Условия работы педагогов

U эмп

онлайн

традиционные

Эмоциональное истощение

18,22

18,94

764,000

Деперсонализация

9,00

6,63

608,000*

Редукция личных достижений

31,44

30,75

808,000

Уровень эмоционального выгорания

58,48

56,31

800,000*

Примечание: **- р≤0,01; *- р≤0,05.

В результате проведённого исследования нам удалось выявить различия на достоверном уровне статистической значимости по показателю эмоционального выгорания «деперсонализация» (U эмп =608; р≤0,05) и по уровню эмоционального выгорания (U эмп =608; р≤0,05).

Принимая во внимание полученные данные, мы можем сделать вывод о том, что у педагогов, работающих в условиях онлайн, наиболее значимо проявляется деперсонализация, что, в свою очередь, выражается в безразличии и эмоциональном отстранении. Такие педагоги выполняют свои трудовые обязанности без личностной включенности в рабочие моменты, а в отдельных случаях проявляется также раздражительность и негатив по отношению к своим коллегам и учащимся.

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что форма трудовой деятельности влияет на уровень эмоционального выгорания педагогов образовательных организаций. Поэтому необходимы мероприятия по профилактике эмоционального выгорания педагогов, в особенности работающих в условиях онлайн.

Перспективами дальнейшего исследования может являться поиск личностных и психологических факторов, влияющих на формирование эмоционального выгорания педагогов.

Литература:

  1. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. Н. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
  2. Гут Ю. Н., Ткаченко Н. С., Доронина Н. Н., Ланских М. В., Худаева М. Ю., Овсяникова Е. А. Динамика влияния самоизоляции на эмоциональное состояние студентов и преподавателей вуза // Перспективы науки и образования. — 2021. — № 2 (50). — С. 340–352.
  3. Жуков О. Ф., Черкесова Е. В., Алексеева М. Н. Влияние условий дистанционного обучения на эмоциональное и физическое состояние учителя // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 2.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30610.
  4. Милушкина О. Ю., Попов В. И., Скоблина Н. А., Маркелова С. В., Соколова Н. В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения // Вестник Российского государственного медицинского университета. — 2020. — № 3. — С. 85–91.
  5. Фадейкина, Е. А. Некоторые аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов в условиях организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий / Е. А. Фадейкина. // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — № 1. — С. 33–40.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, трудовая деятельность, эмоциональное выгорание педагогов, педагог, Белгородская область, выраженность показателей, дистанционная форма, личностная включенность, эмоциональное истощение, эмоциональное отстранение.


Ключевые слова

педагог, эмоциональное выгорание, очная форма, дистанционная форма, формы трудовой деятельности

Похожие статьи

Задать вопрос