Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности / Л. И. Малахова, Ю. В. Ульшина, Г. Н. Прохорова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108543/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, ребенок, художественная деятельность, декоративное рисование, предмет, изобразительное искусство.

Художественная деятельность — ведущий способ эстетического воспитания дошкольников, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Художественная деятельность является содержательной основой эстетического отношения ребенка, системой художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа с целью эстетического освоения мира.

Рисунок для ребенка — это форма и средство коммуникации с другими людьми и сверстниками, его самовыражения, самоутверждения, а также картина мира.

Рисунок ребенка для родителей — верный путь к взаимопониманию с ребенком, к гармонизации семейных отношений.

Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка изучалась такими исследователями как: Рыбниковым Н. А., К.Риччи, Э. Мейман, Г. Кершенштейнер, А. М. Шуберт, А. Ф. Лазурский, К. Бюлер и др.

Н. А. Рыбников дает такое определение: изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. Для умственного развития изобразительная деятельность имеет огромное значение, потому что овладение умением изображать на бумаге предметы, будет совершенно невозможно без целенаправленного зрительного восприятия, которое мы называем наблюдением.

Следующий исследователь В. В. Зеньковский видит в изобразительной деятельности элемент случайности, когда «случайно дитя, наблюдавшее и до того рисунки взрослых, видевшее, как из начертания линий тут же выходит «рисунок», — случайно и оно создает такой же «рисунок», сознавая затем изобразительную силу линии и овладевая постепенно этой силой».

Л. С. Выготский, изучая вопрос сути изобразительной деятельности приходит к выводу, что «история развития письма начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка и опирается на ту же естественную историю рождения знаков, из которых родилась речь». У Выготского примеры пиктографического письма, есть ни что иное как символическое отображение жеста: «мы склонны первые рисунки детей, их каракули считать скорее жестом, чем рисованием в настоящем смысле слова». На родство рисования и жеста указывал и В.Штерн. Таким образом, первоначально рисунок возникает из жеста и начинает самостоятельно означать предмет. Важно подчеркнуть, что в первых рисунках детей предмет обозначается лишь, после того как он нарисован, но никогда до того. Сам рисунок развивается под сильным давлением речи, поскольку ребенок рисует так, как говорит; при этом сам рисунок можно рассматривать как своеобразную детскую речь. Не случайно, что само рисование начинается тогда, когда устная речь стала для ребенка привычной. Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чем-либо — подчеркивает. Л. С. Выготский и потому рассматривает детский рисунок как предварительную стадию письменной речи. Именно поэтому, все люди так или иначе рисуют, обозначая изобразительными знаками свои слова. И эта наша графическая способность выливается в письме и на этом исчерпывает себя. У некоторых же из нас она развиваются далее, что и объясняет появление художественных произведений, а не графических пиктограмм, обозначающих окружающие нас предметы или события.

Существуют следующие виды изобразительной деятельности:

1) рисование;

2) лепка;

3) аппликация;

4) конструирование.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных видов изобразительной деятельности отдельно.

Рисование является одним из любимых занятий детей, дающим большой простор для проявления их творческой активности. Рисование — это инструмент, с помощью которого многие люди могут передавать свои эмоции и мысли. По своей тематике рисунки детей самые разнообразные. Рисование бывает сюжетное и бессюжетное. Цель сюжетного рисования состоит в том, чтобы научить малыша передавать свои впечатления от окружающей действительности. Поскольку все предметы, окружающие человека, находятся между собой в определенной связи, и само отношение к предмету, или к явлению, зависит от понимания ребенком этой связи. У ребенка постепенно в изобразительной деятельности развиваются умение устанавливать смысловые связи между различными предметами. Поэтому сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2–3 предметов, расположенных рядом. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все детали он выполняет по своему желанию. Умение выделять главное в сюжете связано с развитием восприятий и аналитико-синтетического мышления. Ребенок воспримет только то, что доступно зрению, или то, что можно услышать или к чему можно прикоснуться рукой. Точно так же ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. Что же касается умение выделить главное, и понять отношения и связь объектов сюжета является достаточно сложной задачей для дошкольника (могут решить данную задачу только дети старшей группы, а это дети в возрасте 5–6 лет).

Задачи сюжетного рисования:

— научить дошкольников передавать основную идею тему, из содержания выделять основное;

— показать особенности взаимодействия между предметами;

— правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами, которые хочет изобразить ребенок на бумаге.

Следующий вид рисования — декоративное рисование. Под декоративным рисованием следует понимать рисование ребятами произведений народного декоративного искусства, которые имеют красочную и простую композицию.

Задачи, которые решает педагог за занятием по обучению дошкольников декоративному рисованию:

— формировать и развивать у дошкольников чувство композиции в связи с построением узора на самых различных формах;

— формировать чувство цвета;

— уметь различать стили в декоративном искусстве, использовать некоторые из них в своем творчестве;

— обучать дошкольника рисовать карандашом и кистью.

При декоративном рисовании ребенок должен видеть взаимосвязь между компонентами узора, цветовой гаммой, элементами формы. Ребята должны понять, что такое симметрия и ритм, это те основные элементы, без которых декоративного рисования просто не существует.

Аппликация (от лат. appllcatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.

Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.

Изображение в аппликации обладает большой условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения — рисунком, живописью. Для аппликации характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезывание отдельных форм и прикрепление их к фону.

В детском саду используют такие виды аппликационных работ, как наклеивание готовых форм (декоративное — из геометрических и растительных форм и предметное — из отдельных частей или силуэтов) и вырезывание и наклеивание форм (отдельных предметов, сюжетное, декоративное).

Скульптура — это вид изобразительного искусства, в котором, так же как и в других видах, художник выражает свое мировоззрение, идеалы эпохи, создавая образ в своеобразных формах. Она дает объемно-пространственное изображение и может быть выполнена как в мягком материале — глине, пластилине, так и в твердом — дереве, камне. Скульптуру в мягком материале называют лепкой, пластикой, в твердом — ваянием.

Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребенка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

Обычно в детском саду используют глину и пластилин. Глина — наиболее ценный материал, имеющий нейтральные и удобные для работы цвета. Она может быть грунтовой коричневого, белого, серого цвета с зеленым и голубым оттенками. Можно использовать специально подготовленную цветную керамическую глину, которая пригодна для обжига в муфельной печи. Глина приятна в работе. Большой кусок ее создает хорошую основу для интересной лепки. Хранить глину лучше в пластмассовом сосуде, так как в металлическом она покрывается ржавчиной. Чтобы глина всегда была пригодна для работы, ее необходимо держать в прохладном, сыром помещении под влажной тряпкой.

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями — изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного.

При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной.

Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio — построение.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Связьмежду различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.

Для специалистов в области дошкольного образования это своеобразная матрица внутреннего мира, развития всех сфер личности, его социализации, «Я-концепции».

При посещении ребенком дошкольного учреждения нужно:

— поощрять его к экспериментированию и созданию простых образов красками, карандашами, фломастерами, материалами, что используется в нетрадиционных техниках;

— развивать наблюдательность, умения видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их; знакомить с произведениями изобразительного искусства; развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции) воображение и творчество;

— развивать эмоциональную чувствительность; приобщать к созерцанию красоты природы, разнообразных форм и цветов предметной и социальной окружающей среды; воспитывать способность удивляться, радоваться, восхищаться, рассматривая художественные произведения;

— учить различать жанры живописи, виды изобразительного искусства, самостоятельно передавать один и тот же образ, используя доступные изобразительные средства и различные материалы в различных видах художественной деятельности;

— формировать у ребенка личностную позицию при восприятии произведений изобразительного искусства во время учебного процесса;

— учить вести поисковую деятельность при восприятии предложенного взрослым материала;

— формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, способствующей гармоничному развитию ребенка.

Тяготение ребенка к художественной деятельности зависит от его подготовленности, интересов и заинтересованности.

Важное условие развития творчества дошкольника в художественной деятельности — обогащение образно-ассоциативного мышления, воображения, фантазии, раскрытия внутреннего «Я«, позитивный фон, что позволяет сделать процесс создания, рождения неповторимого, оригинального художественного продукта непринужденным. В художественной деятельности ребенок может изображать собственные чувства, мысли, настроения, активно открывать новые способы реализации и приемы изображения, реализовать свои предпочтения, интересы, потребности, накапливать информацию о событиях, явлениях, про окружающий мир.

Программой изобразительного искусства предусматривается ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения. Занятия по рисованию для детей — это всегда особенное событие, ряд удивительных открытий. Чем больше возможностей экспериментировать будет предоставлено ребенку, тем активнее заработают его фантазия и воображение. Существует очень много нетрадиционных средств изображения, но обоюдная фантазия детей и воспитателя может помочь нам найти еще и другие.

Воспитатель должен соблюдать правила: для того, чтобы научить кого-то, необходимо самому учиться. Воспитатель должен быть соответственно подготовленным специалистом в изобразительной деятельности. Следует вместе с детьми учиться работать, чтобы почувствовать каждое слово, каждую линию, мазок, краску.

В работе по изобразительной деятельности воспитателю должны помогать репродукции произведений живописи, встречи с художниками, участие в семинарах, методическая литература по эстетическому воспитанию, пособия по изобразительной деятельности.

Ребенок воспринимает мир не только собственными ощущениями, но и сквозь призму мировоззрения взрослых. Благодаря нашим умением замечать красоту в окружающей среде и эмоционально переживать ее, мы открываем детям мир прекрасного. Дошкольников необходимо как можно больше привлекать к нетрадиционным техникам изобразительного искусства. Это пользования штампами, моногамия, рисование пальчиками, восковыми карандашами, сечкой, зубной щеткой, ниткография, коллаж и др. А использование толстой кисти с жестким коротким ворсом и полусухой краски — это самый настоящий праздник красок. Цветочное разнообразие в окружающей обстановке создает не только особую небудничную атмосферу, но и своеобразный эмоциональный фон для любования, восхищения природой, дивной красотой (рисование такой кистью придает изображению выразительности, объемности, передает фактуру). Рисуют такой кистью цветы: одуванчики, васильки, гвоздики, астры, георгины, и многие другие цветы; деревья, травы. Все это придает изображению выразительности, дает возможность передать объемность. А если рисовать птиц и зверюшек, то можно передать пушистость предмета. Элементы рисунка всегда крупные, легко складываются в композицию, таким образом, создается сюжет.

Для того, чтобы у ребенка возникло желание самостоятельно творить, он должен научиться видеть признаки предметов, изучать между ними существенные и второстепенные, понимать роль каждого. Очень важным является усвоение конкретных средств изображения этих предметов для воспроизведения их характерных признаков. Знание технических приемов способствует творческому развитию, хотя этот процесс сложный, его течение зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Каждый воспитатель должен сотрудничать с детьми, ведь это помогает им стать активными соучастниками процесса красоты — от планирования композиции до получения конечного результата; что способствует более прочному усвоению изобразительных умений и навыков. Практика свидетельствует, что, следует сочетать различные методы и приемы обучения изобразительного искусства, что можно эффективно объяснить только в детском саду, ведь только там есть возможность создать все условия для художественного воспитания ребенка, развития его творческих способностей.

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог создает почву для формирования эстетического отношения ребенка к миру природы, предметов, к людям, отношений между ними, к себе самому как создателю мира в собственных рисунках.

Работая с детьми дошкольного возраста в начале нового учебного года, педагог испытывает волнение, так как должен создать заинтересованность и желание у детей приобщиться к искусству, получить художественные умения. Ведь педагог создает почву для формирования эстетического отношение ребенка к миру природы, к людям и отношений между ними, себя самого как создателя мира в собственных рисунках.

Опыт показывает, что желание учиться и творить вместе сохраняется до условия доброжелательного отношения, уважения к личности каждого ребенка. В процессе сотрудничества воспитатель и дети с безграничной гаммы чувств черпают для себя увлечение, удивление, вдохновение.

Предложенные ниже образцы художественной деятельности имеют целью развить способности к изобразительной деятельности, дать знания по культуре, которые открывают возможность к творчеству, помогают выявить одаренных детей. При таком подходе возможны успешные достижения в обучении детей изобразительной деятельности.

Литература:

  1. Погодина С. Детское изобразительное творчество: взгляды исследователей на проблему [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 5. — С 56–64.
  2. Погодина С. Интеграция в развитии детского художественного творчества [Текст] / С. Погодина // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 8. — С. 52–61.
  3. Рубан Т. Художественно-образовательное пространство [Текст] / Т. Рубан, Л. Сапрыкина, Е. Булатова // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 9. — С. 108–113.
  4. Титушкина Е. Н. Рисунок как средство формирования речевой деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Н. Титушкина // Практический психолог и логопед. — 2014. — № 1. — С. 74–76.
  5. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М.: Норма, 2013. — 159с.
  6. Ширяева Ю. Г. Формирование гуманистической направленности поведения дошкольников средствами анималистического искусства [Текст] / Ю. Г. Ширяева // Начальная школа: Плюс до и после. — 2011. — № 7. — С. 64–67.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, изобразительное искусство, художественная деятельность, декоративное рисование, предмет, вид, детский сад, дошкольный возраст, сюжетное рисование.


Похожие статьи

Задать вопрос