Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 01.12.2023

Статья просмотрена: 36 раз

Библиографическое описание:

Мягков, В. Н. Лапта как средство развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста / В. Н. Мягков, А. Ю. Балина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 483-486. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108411/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена изучению лапты как средства развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста. В статье рассмотрены особенности лапты как вида спортивной деятельности, а также методы воспитания скоростно-силовых способностей в лапте. Представлены и проанализированы результаты исследования уровня развития скоростно-силовой выносливости младших школьников до и после применения разработанной экспериментальной программы с использованием специальных упражнений из лапты.

Ключевые слова: лапта, скоростно-силовая выносливость, физическая культура, младший школьный возраст.

Одними из приоритетных направлений совершенствования процесса физического воспитания в общеобразовательной школе являются укрепление здоровья школьников, повышение уровня их двигательной активности, формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом. При этом немаловажной составляющей выступает использование наиболее эффективных и малозатратных средств физической культуры, способствующих не только повышению уровня физического развития и подготовленности, но и возрождению национальных видов спорта.

Младший школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. По мнению Б. А. Ашмарина и Н. В. Зимкина данный возрастной период является сенситивным для развития скоростно-силовых способностей, так как в возрасте 8–10 лет быстро формируются способности выполнять движения с максимальной частотой [2]. Проблема развития скоростно-силовых способностей у обучающихся младшего школьного возраста является актуальной, так как именно начальная школа выступает первой ступенью в формировании физической подготовленности. Высокий уровень развития данного вида способностей во многом содействует успешной учебной деятельности в дальнейшем.

В физическом воспитании детей младшего школьного возраста значимое место занимают игры. Они благоприятно влияют на комплексное развитие и совершенствование двигательных навыков, нормальное физическое развитие, препятствует появлению монотонности на занятиях. С 10 лет стоит активно включать в тренировки различные упражнения для развития скоростно-силовых способностей, ведь в этом возрасте занимающиеся начинают осознаннее подходить к тренировочному процессу. Однако тренирующиеся 10 лет — это все же еще дети, поэтому педагогу необходимо применять творческий подход и включать в состав тренировок новые, интересные формы их организации.

Русская лапта — одна из немногих спортивных и командных игр, которая является исконно русской. Своей многогранностью она обладает возможностями развития всех физических качеств человека, благодаря своей структуре и характеру взаимодействия игрока с различными ситуациями во время игры: бег, прыжки, уходы от осаливания, удары по мячу, ловля самого мяча и др. Лапта относится к ситуационным видам спорта, особенностью которых является непрерывное изменение структуры и интенсивности двигательных актов. Поэтому средства и методы, используемые для тренировок лаптистов, могут применяться на уроках физической культуры, чтобы положительно влиять на развитие скоростно-силовой выносливости [6].

Русская лапта является действенным средством физического воспитания детей младшего школьного возраста, так как представляет широкую возможность разностороннего воздействия на занимающихся: эмоциональное, психическое, волевое, коллективное и, в частности, физическое, так как занятия и тренировки по данному виду спорта затрагивают основные физические качества человека. Большим преимуществом лапты по сравнению с другими игровыми видами спорта является ее экономическая доступность, что в современных условиях играет немаловажную роль. При проведении учебной и внеклассной работы здесь не требуется больших средств на приобретение соответствующего оборудования и инвентаря [1].

Нами было проведено исследование на предмет внедрения в тренировочный процесс специальных упражнений, применяемых при подготовке в игре «лапта», оказывающих влияние на развитие скоростно-силовой выносливости.

На базе муниципального образовательного учреждения «Средняя школа № 43» города Ярославля были созданы две однородные по состоянию здоровья и уровню физической подготовленности группы детей 10 лет — контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ). Всего в каждой группе было по 10 человек.

Для проведения исследования мы использовали следующие диагностические тесты [4,5]:

— челночный бег, 3 по 10 м, сек;

— прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см;

— поднимание туловища в течение 45 секунд, количество повторений;

— бросок набивного мяча двумя руками из-за головы в положении стоя, см.

Тесты подбирались в соответствии с рекомендациями специалистов, нормативами для возрастной категории 10 лет, а также опираясь на тему исследования.

Исследование включало в себя три этапа. На первом этапе проводилось измерение исходного уровня развития скоростно-силовой выносливости у учащихся 4 класса в КГ и ЭГ по перечисленным выше диагностическим тестам. Затем был проведен педагогический эксперимент, в рамках которого на ЭГ была применена разработанная методика развития скоростно-силовой выносливости у детей младшего школьного возраста средствами лапты. В завершение исследования и у КГ, и у ЭГ были вновь измерены показатели скоростно-силовой выносливости по тем же тестам, проведен сравнительный анализ и оценена эффективность разработанной методики.

Для обработки полученных данных был использован статистический t-критерий Стьюдента для определения статистической значимости различий средних величин в каждой группе.

Таблица 1

Результаты измерений исходного уровня развития скоростно-силовой выносливости в контрольной и экспериментальной группах по четырем диагностическим тестам

КГ

Ч/бег, с

Прыжок в длину, см

Пресс, кол-во раз

Бросок мяча, см

ЭГ

Ч/бег, сек

Прыжок в длину, см

Пресс, кол-во раз

Бросок мяча, см

1.

10,0

130

25

350

1.

9,8

127

26

330

2.

9,8

128

30

365

2.

10,0

134

24

280

3.

10,1

120

28

320

3.

9,6

143

30

350

4.

10,9

141

25

310

4.

9,1

140

33

350

5.

9,9

132

31

334

5.

8,7

153

40

370

6.

9,2

145

28

380

6.

9,0

146

45

368

7.

11,2

120

25

295

7.

11,3

120

22

270

8.

10,4

128

23

347

8.

10,5

131

31

315

9.

10,0

130

31

370

9.

9,7

128

37

364

10.

9,7

134

40

382

10.

11,1

124

23

293

М

10,12

130,8

28,6

345,3

9,88

134,6

31,1

329,0

σ

0,58

7,9

4,9

30,0

0,87

10,6

7,7

37,5

На начальном этапе наблюдения не было выявлено статистически значимых различий в результатах двигательных тестов у испытуемых контрольной и экспериментальной групп (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение исходных результатов в двигательных тестах в контрольной и экспериментальной группах

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Разница, %

р

Челночный бег, с

10,12±0,58

9,88±0,87

-2,4

-

Прыжок в длину, см

130,8±7,9

134,6±10,6

2,9

-

Пресс, кол-во раз

28,6±4,9

31,1±7,7

8,7

-

Бросок мяча, см

345,3±30,0

329,0±37,5

-4,7

-

Разница в результатах челночного бега составила 2,4 %. Результат в прыжке в длину был на 2,9 % больше в экспериментальной группе. По тесту поднимание туловища результаты также были лучше в ЭГ на 8,7 %. Разница в броске набивного мяча составила 4,7 %.

На основе проведенного анализа научно-методической литературы и рекомендаций специалистов была разработана методика занятий с включением специальных упражнений, использующихся на занятиях по лапте. На этапе педагогического эксперимента занятия с КГ проводились по стандартной общеобразовательной программе, в ЭГ — в соответствии с предложенной методикой. Занятия в ЭГ проводились в течение двух учебных четвертей 2 раза в неделю.

Методика занятия включала в себя следующие упражнения [3]:

— бег со сменой направления движения по сигналу;

— челночный бег в разных вариациях;

— бег в упоре лежа;

— старты из различных положений с мячом в руках;

— метание мяча на дальность ведущей и неведущей рукой;

— броски мяча в конус с расстояния;

— специальные упражнения с битой;

— применение подвижных игр.

В таблице 3 представлены результаты сравнения исходных и конечных показателей скоростно-силовой подготовленности в контрольной группе. В трех из четырех двигательных тестов были установлены статистически значимые изменения результатов. В челночном беге улучшение составило 1,2 % (р<0,05), в прыжке в длину 1,9 % (р<0,05). В контрольном упражнении на мышцы брюшного пресса было зарегистрировано повышение результата на 3,5 % (р<0,05), а в тесте «Бросок мяча» не было установлено значимых изменений.

Таблица 3

Сравнение исходных и конечных результатов в двигательных тестах в контрольной группе

Показатели

Исходные

Конечные

Разница, %

Р

Челночный бег, с

10,12±0,58

9,90±0,46

-1,2

<0,05

Прыжок в длину, см

130,8±7,9

133,3±7,5

1,9

<0,05

Пресс, кол-во раз

28,6±4,9

29,6±4,8

3,5

<0,05

Бросок мяча, см

345,3±30,0

346,3±30,4

0,3

-

Сравнительный анализ результатов в двигательных тестах у испытуемых экспериментальной группы представлен в таблице 4. Во всех четырех двигательных тестах были установлены статистически значимые изменения результатов. В челночном беге улучшение результатов составило 2,1 % (р<0,05), в прыжке в длину с места 4 % (р<0,05). В контрольном упражнении на мышцы брюшного пресса было зарегистрировано повышение результата на 13,2 % (р<0,05), а в броске набивного мяча на 1,6 % (р<0,05).

Таблица 4

Сравнение исходных и конечных результатов в двигательных тестах в экспериментальной группе

Показатели

Исходные

Конечные

Разница, %

р

Челночный бег, с

9,88±0,87

9,67±0,79

-2,1

<0,05

Прыжок в длину, см

134,6±10,6

140±12,4

4,0

<0,05

Пресс, кол-во раз

31,1±7,7

35,2±7,3

13,2

<0,05

Бросок мяча, см

329,0±37,5

334,4±37,6

1,6

<0,05

Результаты, которые были получены в ходе исследования, дают основание говорить об эффективности разработанной нами методики развития скоростно-силовой выносливости детей младшего школьного возраста с использованием средств лапты. В экспериментальной группе, занимающейся по данной программе занятий, наблюдается положительная динамика результатов по всем диагностическим тестам. В контрольной группе, занятия которой проходили по стандартной общеобразовательной программе такого прироста в показателях не наблюдается.

Таким образом, использование лапты как средства физической культуры способствует формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, лапта повышает анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.

В процессе игры в лапту дети активно двигаются, выполняют быстрые и силовые действия, что способствует развитию и укреплению мышц, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это влияет на улучшение общей физической подготовленности и повышение уровня выносливости детей. Кроме того, игра в лапту развивает координацию движений, быстроту реакции и усиливает концентрацию внимания, а также способствует социальной адаптации учащихся.

Литература:

  1. Александрова, С. Е. Русские народные игры как фактор здоровьесбережения детей младшего школьного возраста / С. Е. Александрова, Ю. А. Лямина // В мире научных открытий. — 2013. — № 11.8 (47). — С. 9–14.
  2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. — Москва: Просвещение, 1990. — 287 с.
  3. Готовцев, Е. В. Национальные виды спорта и игры. Лапта: учебное пособие для вузов / Е. В. Готовцев, Г. Н. Германов, И. В. Машошина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 402 с.
  4. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б. Х. Ланда. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва: Советский спорт, 2008. — 242 с.
  5. Лях, В. И. Критерии определения скоростно-силовых способностей: Теория и практика физической культуры / В. И. Лях. — Москва: Физкультура и спорт, 1991. — 172 с.
  6. Щемелинин, В. И. Лапта. Развитие двигательных качеств в игре «лапта» / В. И. Щемелинин, Л. Г. Гусев. — Уфа: БГПИ, 1994. — 35 с.
Основные термины (генерируются автоматически): скоростно-силовая выносливость, младший школьный возраст, челночный бег, экспериментальная группа, бросок мяча, физическая культура, контрольная группа, тест, длина, набивной мяч.


Похожие статьи

Задать вопрос