В статье автор обсуждает значимость осознания различных стилей обучения и их учета при преподавании английского языка. Также рассматриваются наиболее эффективные методы обучения каждого стиля, с фокусом на изучении новой лексики, что является одним из наиболее важных и сложных аспектов обучения.
Ключевые слова: стиль обучения, английский язык, лексика, ученик.
Изучение английского языка имеет важное значение в образовании, особенно в современном мире, где глобализация играет все более существенную роль. В настоящее время английский язык присутствует повсюду и является языком межкультурного общения, международных СМИ, кино, телевидения, поп-музыки и компьютерной сферы.
Когда я говорю с детьми об актуальности английского языка, то часто слышу вопрос: «А почему же именно английский язык является международным языком, а не какой-нибудь другой?». Все просто: Английский язык является одним из простейших и естественных языков в мире [1]. Прежде всего, в английском языке используются все 26 основных букв латинского алфавита, что делает его наиболее простым и коротким. Во-вторых, его грамматика не слишком сложна, так как в нем нет падежей и родов, а слова не нужно согласовывать. Кроме того, у него довольно простая система спряжения глаголов, которую легко освоить. Глаголы изменяются только в третьем лице, а слова в основном короткие. И тем не менее, несмотря на свою относительно простую структуру, английский язык представляет трудности для учеников при его изучении. И это происходит несмотря на явную необходимость владения английским языком в современном мире компьютерных технологий и глобализации. Так в чем же проблема усвояемости школьниками английского языка? Дело в том, что школьное обучение — это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Однако процесс восприятия и переработки информации у людей различается. Уже давно ведутся разговоры о важности организации учебного процесса, учитывающего индивидуальные особенности учащихся и осуществляемого в условиях коллективной учебной работы. О том, что каждый ученик имеет свой собственный стиль обучения, который может влиять на его успех в освоении языка. В этой статье мы рассмотрим понятие стилей обучения и их влияние на процесс преподавания английского языка.
И для начала давайте конкретизируем, что же скрывается за понятием «стили обучения»?
Стили обучения — это индивидуальные предпочтения и способы, которыми ученик усваивает информацию и применяет ее в практических ситуациях. Существует несколько типов стилей обучения, таких как визуальный, аудиальный и кинестетический. [2].
Визуальный стиль обучения. Ученики с визуальным стилем предпочитают использовать зрительные средства для запоминания и понимания информации. Для них важно видеть картинки, диаграммы, таблицы и другие визуальные материалы. При преподавании английского языка для таких учеников полезно использовать иллюстрации, видеоуроки и другие визуальные средства.
Аудиальный стиль обучения. Аудиальные ученики предпочитают слушать информацию и обрабатывать ее на слух. Они лучше запоминают информацию, когда она представлена в виде аудиозаписей, лекций или групповых дискуссий. При преподавании английского языка для таких учеников полезно использовать аудиозаписи, аудиокниги и различные упражнения на прослушивание.
Кинестетический стиль обучения. Ученики с кинестетическим стилем предпочитают использовать движение и практическую активность для запоминания информации. Они лучше усваивают материал, когда могут его применить на практике или использовать руками. При преподавании английского языка для таких учеников полезно использовать игры, ролевые игры и другие интерактивные активности.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Знание своих особенностей поможет более эффективно учить иностранные языки. [2].
Для эффективного преподавания английского языка необходимо учитывать разные стили обучения учеников. Это можно сделать путем адаптации учебных материалов и методик к различным стилям. Например, предоставление визуальных материалов для визуальных учеников, аудиозаписей для аудиальных учеников и интерактивных заданий для кинестетических учеников.
Но проблема адаптации учебных материалов к разным стилям обучения заключается в том, что не все учебники и методики учитывают разнообразие стилей обучения учеников. В большинстве случаев учебные материалы ориентированы на один или два стиля обучения, что может привести к тому, что некоторые ученики не смогут полностью использовать свои сильные стороны при изучении языка.
Например, визуальные ученики могут испытывать затруднения при использовании аудиозаписей или текстовых материалов, которые не предоставляют визуальную поддержку.
Аудиальные ученики могут иметь проблемы с запоминанием информации, если она представлена только в письменной форме без аудиозаписей или устных объяснений.
Кинестетические ученики могут чувствовать себя неудобно при использовании традиционных учебных материалов, которые не предлагают активных заданий или практической активности.
Для решения этой проблемы необходимо создавать или выбирать учебные материалы, которые учитывают разные стили обучения. Это может включать в себя использование разнообразных визуальных материалов, аудиозаписей, интерактивных заданий и практической активности. Также важно предоставлять возможность выбора учебных материалов и заданий, чтобы каждый ученик мог выбрать те, которые соответствуют его стилю обучения.
Однако, несмотря на то что адаптация учебных материалов к разным стилям обучения является важной задачей для преподавателей, она может быть сложной и требовать дополнительных ресурсов и времени. Поэтому необходимо постоянно искать новые подходы и методики, которые учитывают разнообразие стилей обучения и помогают каждому ученику достичь наилучших результатов в освоении английского языка. [6].
Сегодня я хочу разобрать несколько методик в преподавании английского при изучении лексики для детей с различными стилями восприятия информации.
И сразу хочу ответить на естественно возникающий вопрос: «А как преподавателю быстро определить, какой стиль обучения подходит его ученикам?»
Думаю, что в начале года преподавателю уместно провести в классе исследование и выявить количество визуалов, кинестетиков и аудиалов. И исходя из полученных результатов выбирать формат работы с ними.
И так, стиль восприятия детей можно изучить, попросив их ответить на вопросы:
1 |
Я люблю наблюдать за природой, смотреть на звездное небо. |
2 |
Мне нравится, когда в доме царит порядок, все вещи аккуратно разложены по местам. |
3 |
Я веду дневник и делаю заметки в ежедневнике. |
4 |
Мне нравится наблюдать за людьми. |
5 |
Мне нравится рассматривать одежду в магазине и представлять себя в ней. |
6 |
Мне кажется, что цвет и освещение помещения оказывают значительное влияние на работоспособность и настроение. |
7 |
Для меня важно, как я выгляжу. |
8 |
Я люблю красивые вещи. Я могу потратить существенную сумму на себя. |
9 |
У меня отличная память на лица, я легко узнаю на улице бывших одноклассников и одногруппников. |
10 |
Часто я сужу о людях по их манере одеваться. |
11 |
Мне нравится смотреть телевизор. |
12 |
Я люблю фотографировать. |
13 |
Мне нравится культурный отдых, люблю осматривать достопримечательности. |
14 |
При выборе машины цвет для меня имеет большое значение. |
15 |
Я часто читаю или смотрю телевизор во время еды. |
16 |
Мне нравится живопись, люблю бывать в музеях и на выставках. |
17 |
Я ношу комфортную одежду, не интересуюсь модой. |
18 |
Мне сложно расслабиться после волнения, трудного рабочего дня. |
19 |
Во время прослушивания музыки часто пританцовываю, отбиваю такт рукой или ногой. |
20 |
Я люблю быть в движении, чувствовать веяние ветра или прохладу воды на коже. |
21 |
Мне нравиться посещать баню или сауну. |
22 |
Во время разговора я активно жестикулирую. |
23 |
Слова пусты, прикосновения скажут гораздо больше. |
24 |
Я плохо переношу длительное пребывание в одной позе, долгие поездки на машине. |
25 |
Мне нравится заниматься спортом, вести активный образ жизни. |
26 |
Не могу спать на слишком мягкой или твердой постели. |
27 |
Я долго и тщательно выбираю себе удобную обувь. |
28 |
Люблю танцевать, много двигаться. |
29 |
Массаж доставляет мне огромное удовольствие. |
30 |
Мне нравятся приятные на ощупь ткани. |
31 |
Рукопожатие много говорит о человеке. |
32 |
Я люблю подолгу принимать ванну. |
33 |
Люблю напевать песни, мелодии. |
34 |
По шагам могу догадаться, кто входит в комнату. |
35 |
Мне нравится подражать, парадировать голоса, диалекты. |
36 |
Звук старой мелодии может пробудить во мне приятные воспоминания. |
37 |
Обожаю болтать по телефону. |
38 |
Я больше люблю слушать, как кто-то читает, чем читать самостоятельно. |
39 |
Я долго помню все, что мне говорят. |
40 |
Иногда люблю поговорить сам с собой. |
41 |
Я сужу о человеке по тембру его голоса. |
42 |
Люблю слушать звуки природы: шум дождя, ветра, прибоя. |
43 |
Мне больше нравится слушать, чем говорить. |
44 |
Мне сложно уснуть, если в комнате тикают часы. |
45 |
Я покупаю только самые качественные наушники, хорошую радиоаппаратуру. |
46 |
Мне нравится ходить на концерты, слушать музыку. |
47 |
Мне нравится узнавать точку зрения других людей, люблю споры и дискуссии. |
48 |
Мне сложно сконцентрироваться в шумной обстановке. |
Все утверждения разделены условно на 3 группы по 16 утверждений, где 1–16- свойственны визуалу, 17–32 кинестетику и утверждения 33–48 Аудиалу соответственно. Подсчитайте количество баллов в каждой группе. Если вы набрали 13 и более баллов, то это ваш доминирующий тип. Равное количество баллов по всем типажам означает, что вы дигитал. Это дискретный стиль восприятия, характеризующий людей с логическим типом мышления, которым все нужно «пропустить через себя», обосновать логически, а после этого принимать решение. [6]. Зная, кто перед вами среди обучающихся, можно выбирать подходящую методику.
Рассмотрим наиболее эффективные методы изучения лексики на уроках английского языка с каждым стилем обучения в отдельности.
Для визуальных учеников при изучении английского языка полезно использовать наглядные пособия, такие как книги, видео, графики и фотографии. Традиционные методы запоминания слов, такие как табличный метод, метод стикеров и метод работы со словарем, также подходят для визуальных учеников.
Один из методов, который может быть полезен для визуальных учеников при изучении лексики, — это использование картинок и иллюстраций. Визуальные ученики лучше запоминают информацию, когда она представлена визуально. Поэтому, преподаватель может использовать карточки с изображениями объектов или действий, связанных с изучаемой лексикой. Детям предлагается сопоставить картинку с соответствующим словом или фразой. Это поможет визуалам связать зрительные образы с аудиальными ощущениями и запомнить значения слов.
Также полезно предоставлять визуальным ученикам возможность использовать свои навыки визуализации при выполнении заданий. Например, можно предложить им создать свою собственную книгу с картинками и описаниями слов, которые они изучают. Они могут использовать эти картинки для ассоциаций и запоминания слов. Еще один метод — использование карт памяти, которые помогают учить слова тематически. Например, можно создать карту памяти по теме «Путешествие» и рисовать лучики с предметами, такими как транспорт, отель, экскурсии. Это поможет визуальным ученикам организовать свои знания и запомнить значения слов.
В качестве домашнего задания детям-визуалам можно задавать создавать «Стикеры». На стикерах они пишут английские названия предметов, которые находятся у них в комнате, и расклеивают их на соответствующие предметы интерьера. Это поможет им запоминать английские слова, видя их повсюду в своей обычной среде.
Также полезно использовать игры и активности, которые включают визуальные элементы, такие как игра «Найди пару» с картинками слов или игра «Что это?" с использованием картинок предметов. Это поможет визуальным ученикам связать слова с их визуальными образами и запомнить их лучше.
В целом, при использовании методики для визуалов важно помнить о включении визуальных материалов и графических схем, а также использовать зрительные образы и картинки как способы запоминания лексики. Это поможет визуальным ученикам более эффективно изучать английский язык.
Труднее всех учить иностранный язык кинестетикам, о чем говорит их низкая успеваемость. Для кинестетических учеников, которым лучше удается запоминать информацию через движение и физические ощущения, следует использовать методики, которые включают в себя активности и игры. Один из методов — составление рассказа и звуковых ассоциаций, в которых задействованы разные органы чувств. Дети могут записывать информацию в воздухе или на поверхности, стараясь визуализировать и услышать то, что записано.
Также эффективно использование движений и жестов. Детям можно предложить создать движения или жесты, соответствующие определенным словам. Например, они могут придумать жест для слова «бегать» или движение для слова «прыгать». Это поможет связать движение с конкретными словами и запомнить их лучше.
Ролевые игры также могут быть полезны для кинестетических учеников. Детям можно предложить сыграть роль разных персонажей или ситуаций, связанных с изучаемой лексикой. Например, они могут играть в магазин и использовать слова, связанные с покупками и продуктами. Это поможет лучше запомнить и понять значения слов через активное участие.
Использование физических объектов или материалов также может быть полезным при изучении лексики. Например, детям можно предложить использовать магнитные буквы или картонные карточки с словами для создания предложений или игры «Собери слово». Это поможет использовать физические ощущения и движения при изучении лексики. Игра Simon Says на изучаемом языке может быть хорошим методом для кинестетических учеников. В этой игре детям нужно выполнять действия, когда преподаватель говорит: «Simon says» перед инструкцией. Например, преподаватель может сказать «Simon says touch your nose» и дети должны прикоснуться к своему носу.
Помимо перечисленного с кинестетическими учениками нужно проводить упражнения на движение, связанные с изучаемой лексикой. Например, если дети изучают слова и фразы о животных, преподаватель может предложить им игру Animal Charades. Детям нужно будет изображать животных с помощью движений и жестов, а остальные ученики должны будут угадать, какое животное они изображают. Эти две последние игры помогут кинестетикам связать движения с аудиальными ощущениями и запомнить значения слов.
Кроме того, можно предложить детям-кинестетикам делать паузы для физических упражнений или использовать игры, которые требуют движения, чтобы закрепить изучаемую лексику.
В целом, при использовании методики для кинестетических учеников важно помнить о включении движения и физических ощущений в уроки, а также использовать активности и игры, которые позволяют им активно участвовать и использовать свои физические навыки при изучении лексики.
Аудиальным ученикам изучение иностранного языка дается легче всего, так как их сильные стороны — слушать и говорить. Им лучше удается запоминать информацию через слуховые ощущения и звуковые впечатления, и, соответственно, в работе с ними следует использовать методики, которые включают в себя аудирование и слушание. Аудиалам важно произносить вслух важные вещи, выводы. Если вы читаете книгу или текст на иностранном языке, пусть ее читает вслух аудиал.
Эффективно в работе с аудиальными учениками использование аудиозаписей и музыки. Преподаватель может предложить детям слушать аудиозаписи с произношением слов и фраз, связанных с изучаемой лексикой. Также можно использовать песни или музыкальные композиции, в которых используются слова и фразы изучаемого языка, или аудиокниги и аудиозаписи с историями на изучаемом языке. Также можно проводить упражнения на слуховое восприятие, где детям нужно будет распознавать и различать звуки, слова и фразы.
Еще один метод — это использование игр и активностей, связанных с аудированием. Например, преподаватель может предложить детям игру «Угадай слово по звуку», где они должны угадать слово или фразу, услышав только звуковое воспроизведение. Также можно использовать игру «Слушай и повторяй», где дети должны повторять за преподавателем или аудиозаписью слова и фразы. Это также поможет аудиалам развить свои слуховые навыки и лучше запомнить изучаемую лексику.
Очень эффективно при изучении лексики с детьми-аудиалами использование рифмовок, стихов и пословиц. Это помогает им запомнить правильную артикуляцию звуков и слов.
— Ох, неспелый мандарин!
— Он совсем зеленый, значит, green!
— Очень черный негр Jack
— Черный по-английски — это black!
— Мама для стирки купила “Tide”
Вещи будут белыми, значит, white!
В целом, при использовании методики для аудиалов важно помнить о включении аудирования и слушания в уроки, а также использовать аудиозаписи, музыку и игры, которые позволяют им активно участвовать и использовать свои слуховые навыки при изучении лексики.
Рассмотрев методики запоминаний лексики на уроках для детей с разными стилями обучения, мы наглядно убедились, что каждый ученик имеет свой собственный стиль. Поэтому, чтобы обеспечить эффективное обучение, необходимо учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Это может включать проведение индивидуальных консультаций, определение стиля обучения каждого ученика и адаптацию учебного процесса под его потребности.
Понимание и учет стилей обучения при преподавании английского языка является важным фактором для достижения успеха учеников. Адаптация учебных материалов и методик к разным стилям обучения позволяет эффективно обучать каждого ученика и помогает им достичь лучших результатов в освоении английского языка. Поэтому преподавателям необходимо учитывать стили обучения и создавать индивидуальные подходы для каждого ученика, чтобы помочь им успешно овладеть английским языком.
Литература:
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,1995/
- Джон Гриндер, Джудит Делозье. Черепахи до самого низа. Предпосылки личной гениальности
- Кулиш В. Г. Способы запоминания английских слов. — Д.; Сталкер, 2003.
- С. А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992.
- Авшарян Г. Э. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008.
- С. Ефремцева. Тест на определение типа личности.
- Coffield, F., Moseley, D., Hall, E., Ecclestone, K. (2004). Learning styles and pedagogy in post-16 learning: A systematic and critical review. Learning and Skills Research Centre.