Причины и условия преступности, наряду с учением о личности преступника, являются одной из центральных тем, как в современной российской криминологии, так и в мировой криминологии вообще. Проблема преступности была и остается одной из самых значимых для общества на протяжении всего времени существования человечества.
Преступления, совершенные сотрудниками обвинительных органов, являются серьезной проблемой в системе уголовного правосудия. Такие преступления не только подрывают общественное доверие к правовой системе, но и имеют серьезные последствия для совершения правосудия.
Исследование проблемы преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры, является актуальной темой, требующей глубокого анализа и поиска эффективных способов предупреждения таких нарушений. В настоящее время, когда вопросы коррупции и злоупотреблений должностными лицами привлекают все большее внимание общества, исследование этой проблемы имеет важное значение для обеспечения законности и борьбы с преступностью.
Прокуратура, как субъект предупреждения преступлений воздействует на причины и условия преступности. Прокуратура, обеспечивая законность во всех сферах правовых отношений, имеет реальные возможности для активного и «широкозахватного» участия в так называемом раннем предупреждении преступлений путем воздействия не только на сами причины и условия преступлений, но и на то, что их порождает, воспроизводит («причины причин»), еще только создает условия для криминологической детерминации (причинения). «Задача прокуратуры, — подчеркивал В. К. Звирбуль, — состоит в принятии мер к устранению, нейтрализации условий, способствующих проявлению причин преступности» [5].
Но в настоящее время сотрудники органов прокуратуры сами совершают преступления. Поэтому проблема совершения преступлений прокурорскими работниками требует серьезного подхода и тщательного исследования и изучения. Поскольку, как можно заниматься предупреждением, выявлением и профилактикой преступлений, если сотрудники органов прокуратуры сами совершают преступления?
Понимание причинности преступлений, совершенных сотрудниками обвинительных органов, имеет решающее значение для разработки эффективных стратегий профилактики. Различные факторы способствуют возникновению таких преступлений, включая личные и профессиональные мотивы, организационную культуру и системные неудачи.
Освещая вопрос о причинах и условиях преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры, необходимо отметить, что сведения о данной категории преступлений, имеющиеся в открытом доступе достаточно скудны, в связи с чем, выводы, сделанные в рамках настоящего исследования, основаны на основании эмпирического анализа научных источников и сведений о совершении преступлений прокурорскими работниками. Причины и условия совершения преступлений сотрудниками органов прокуратуры могут быть разнообразны, и важно изучить их, чтобы предотвратить эти негативные явления и поддерживать надлежащую работу правоохранительных органов.
Существует несколько факторов, которые способствуют этому явлению, и они могут быть классифицированы на индивидуальные, организационные и системные факторы.
Индивидуальные факторы относятся к личным характеристикам, мотивациям и уязвимости сотрудников, которые могут привести их к участию в преступной деятельности. Эти факторы включают жадность, личные финансовые проблемы, моральные и этические недостатки и злоупотребление властью. Сотрудники могут уступить искушению финансовой выгоды или злоупотреблять своей властью для личной или профессиональной выгоды, ставя под угрозу их честность и совершающую преступления.
Организационные факторы относятся к рабочей среде, культуре и практике управления, которая может способствовать возникновению преступлений. Эти факторы включают неадекватный надзор и надзор, отсутствие прозрачности и подотчетности, слабый внутренний контроль и культуру безнаказанности. Когда сотрудники воспринимают отсутствие последствий для своих действий или свидетельствуют о других, участвующих в неэтичном поведении без последствий, это может привести к нормализации преступной деятельности в организации.
Системные факторы относятся к более широким вопросам в рамках правовой системы, которые могут косвенно способствовать возникновению преступлений, совершаемых работниками прокуратуры. Эти факторы включают недостаточные ресурсы, тяжелые нагрузки, неадекватные возможности обучения и профессионального развития, а также неадекватные механизмы для отчетности и решения проступков. Когда сотрудники перегружены своей рабочей нагрузкой или не имеют необходимой поддержки и ресурсов, это может создать среду, способствующую неэтичному поведению.
Одним из первых факторов, которые относятся к причинам и условиям совершения сотрудниками органов прокуратуры преступлений, относится профессиональная деформация.
Под профессиональной деформацией в общем виде понимаются негативные, деструктивные изменения в личности субъекта в процессе выполнения профессиональной деятельности и под ее влиянием. Эти изменения проявляются в его поведении, служебной и внеслужебной деятельности. В результате снижаются эффективность и качество труда, ухудшается взаимодействие с окружающими: сослуживцами, близким социальным окружением и др.
Развитие профессиональных деформаций определяется многими факторами: содержанием профессии, ее особенностями, условиями труда, возрастной динамикой, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами.
Другой причиной может быть недостаток этики и профессионализма среди сотрудников органов прокуратуры. Неправильное воспитание и недостаточное понимание ответственности, связанной с их должностью, могут привести к нарушениям закона и совершению преступлений. Недостаточная подготовка или неправильное отношение к требованиям профессии могут отразиться на работе сотрудников и способствовать их негативным действиям.
Следующая причина совершения преступлений сотрудниками прокуратуры может заключаться в низком уровне правовой культуры и правовой нигилизм по отношению к антикоррупционному законодательству со стороны сотрудников прокуратуры.
Правовая культура работников правоохранительной системы в целом и прокуратуры в частности, относится к профессиональному уровню правовой культуры. А.П Зотов, в частности, определяет правовую культуру представителей органов власти как «качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в высоком уровне правосознания, правовой деятельности должностных лиц и органов государства, направленной на выполнение задач и функций государства, утверждение прав и свобод человека и гражданина, которая определяет смысл и содержание их правового статуса» [4].
Еще одной из причин, которая может способствовать совершению преступлений сотрудниками органов прокуратуры, является коррупция. В некоторых случаях, сотрудники могут попытаться злоупотребить своим положением и использовать свои полномочия в личных интересах. Независимо от государственных структур и законов, коррупция неизбежно влияет на эффективность работы сотрудников и наносит ущерб делу правосудия.
Опасность коррупционных проявлений таит в себе заинтересованность сотрудников прокуратуры в деньгах и материальном благополучии. Так, хотя сотрудники прокуратуры отрицают возможность нарушения законодательства в материальных целях, часть сотрудников подчеркивают значимость для них ценностей денег и материального достатка, а другие указывают, что деньги и материальное благополучие все же имеют для них определенную ценность. И лишь небольшая часть работников прокуратуры отрицают значимость для них ценности материального благополучия.
Следующим фактором, который может выступать в качестве причины или условия совершения сотрудником прокуратуры преступления, является недостаточный уровень заработной платы. Данное обстоятельство достаточно часто становится детерминантом совершения коррупционных преступлений. Несмотря на сравнительно высокий уровень заработной платы, ее размер все же не соответствует объему выполняемой работы, что подталкивает сотрудников прокуратуры к совершению коррупционных преступлений. Вместе с тем, нельзя забывать о том, что недостаточный уровень заработной платы влияет и на отношение сотрудника прокуратуры к осуществляемой им деятельности. Данное обстоятельство также способствует развитию у добросовестного сотрудника негативного отношения к требованиям закона, а в дальнейшем — игнорирования требований законодательства, в том числе — уголовного.
Также, в качестве причины совершения преступлений сотрудниками органов прокуратуры выступает тот факт, что некоторые прокурорские работники являются бывшими сотрудниками иных правоохранительных органов. Осуществляя надзор за теми органами, в которых ранее они проходили службу, у них формируются устойчивые социальные связи с бывшими сослуживцами. В результате этого, указанные сотрудники снижают уровень надзора, а также могут вступать в преступные связи с бывшими сослуживцами. Причем сложность состоит в том, что указанная группа лиц могут осуществлять неправомерные действия, руководствуясь не корыстным умыслом, а стремлением, например, оказать содействие в служебной деятельности своим бывшим коллегам и товарищам.
Также, специфическим фактором, выступающим в качестве причин и условий совершения преступлений прокурорскими работниками, является высокий уровень корпоративности, в результате чего некоторые преступления могут укрываться от учета, а виновные в их совершении лица — увольняться (что самое опасное — такие лица могут быть уволены и «задним числом»), что делает указанную группу преступлений латентной и сложно выявляемой.
Следующим обстоятельством, которое является причиной и условием совершения преступлений прокурорскими работниками, является низкий уровень проводимой кадровой работы в органах прокуратуры.
Кадровое обеспечение государственного управления -одна из ключевых проблем развития государства. Существует прямая зависимость результативности и эффективности управления в государстве от его кадрового потенциала. Это, в свою очередь, влияет на жизнедеятельность страны, благосостояние ее граждан, международный авторитет государства. Определяющим фактором перспективного развития кадрового обеспечения является эффективная кадровая политика в широком смысле, которая включает воспроизводство кадрового потенциала государственного управления, его занятость, правовое регулирование трудовых отношений, организационных процедур и механизмов отбора.
В целом, причины и условия совершения преступлений сотрудниками органов прокуратуры требуют глубокого анализа и выработки мер по предотвращению этих негативных явлений. Коррупционные практики должны быть строго преследуемы, а профессиональная этика и нравственные принципы должны быть акцентированы при наборе и подготовке кадров. Регулярное обучение и эффективный контроль со стороны вышестоящих органов также играют важную роль в поддержании честности и ответственности сотрудников органов прокуратуры.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.10.1992 № 2202–1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 20.11.1995. — № 47. — ст. 4472.
3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержании правопорядка. Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. Доступ их справочно-правовой системы «КонсультанатПлюс».
4. Зотов А. П. Правовая культура органов власти в Российской Федерации. Теоретико-правовое исследование: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2002.
5. Звирбуль В. К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности. Научные основы. — М.: Юридическая литература, 1971. — 168 с.