Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 19.11.2023

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Носкова, И. В. Художественно-эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования / И. В. Носкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/archive/494/107962/ (дата обращения: 02.05.2024).



Автором статьи актуализируется вопрос о необходимости формирования художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте посредством изобразительного искусства в условиях дополнительного образования. Именно эта возрастная категория является наиболее благоприятной для развития процесса восприятия. Авторами даны рекомендации как усилить воспитательную составляющую в обучении, а также на что обратить внимание для формирования познавательных интересов и мотивов, побуждающих к творческой деятельности.

Ключевые слова : изобразительное искусство, младший школьный возраст, художественно-эстетическое воспитание, дополнительное образование, ребенок, восприимчивый период.

Художественно-эстетическое воспитание — фундамент человеческой культуры. Оно охватывает все стороны жизни человека: физиологические, возрастные, профессиональные, индивидуальные. Задача современных образовательных систем — обеспечить ментальность человека 21 века, основанную на его фундаментальных ценностях: ответственность, добро, нравственность, красоту, гармонию с миром и с самим собой. Очень емко раскрывает содержание этого понятия в своих трудах Русанова В. С.: «художественно-эстетическое воспитание есть формирование не только и не столько художника, сколько человека вообще, готового к любому виду деятельности — человека гармоничного с мощным духовным и творческим потенциалом, опирающегося в равной мере на образное и рационалистическое мышление» [4, с.174]. Эстетическая восприимчивость к окружающему миру формируется у детей с самого раннего возраста. Начиная с удовольствия от прослушивания весёлой песенки, созерцания яркой игрушки, первых танцевальных движений ребенка под музыку, оно продолжается в его знакомстве с природой вещей, растительным и животным миром. Эстетические впечатления, полученные в детстве, если они закреплены в ребёнке взрослыми, оказывают решающее воздействие на дальнейшее формирование его вкусов. Развитие у детей способности к наблюдению, к образному мышлению, к различению хорошего и дурного в предметах, вещах, а затем и в поведении в отношениях людей — залог развития эстетической культуры ребёнка.

Начало младшего школьного возраста знаменуется для ребёнка переходом из дошкольного образовательного учреждения или семейного круга в школу. Ребёнок прикасается к взрослой жизни, осознаёт своё общественное «Я». Появляется потребность в формировании правильной самооценки ребёнка. Целесообразность повышения самооценки младших школьников посредством занятий изобразительным искусством отмечали Т. Г. Казакова, О. В. Островская, В. С. Кузин. Исследователи сферы художественно — эстетического воспитания Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Д. Б. Эльконин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский утверждают, что именно эта возрастная категория является наиболее благоприятной для развития процесса восприятия. Превалирование основных сенситивных качеств младшего школьника: наглядно-образного мышления, восприимчивости, эмоциональности, впечатлительности наряду с неустойчивостью интересов, преобладающим характером непроизвольного внимания, высокой моторной активностью, деятельностным поведением и др. показывает, что младший школьный возраст является наиболее восприимчивым периодом для развития основ эстетической культуры личности.

В своем исследовании Ревякин Д. В. отмечает, что оптимальность возраста младшего школьника вызвана рядом преимуществ:

– наличие конкретного и отсутствия абстрактного мышления,

– ощущение себя как части окружающей действительности,

– наличие особо яркой эмоциональной отзывчивости,

– появление способности осмысливать свои переживания,

– возникновение собственной точки зрения,

– возникновение потребности в социально значимой деятельности [3, с.53].

Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Возникает произвольное и намеренное запоминание, ставится задача произвольного воспроизведения. Дети сами начинают использовать средства для запоминания. Так, развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта.

При создании определенных условий дети способны более эмоционально прочувствовать смысл серьёзного произведения искусства, чем взрослые, которые не имели специальных знаний в области искусства. Однако для младших школьников остаётся недоступным понимание главного смысла, который закладывает автор в свои произведения. Так в исследованиях Н. А. Козловой отмечено, что дети младшего школьного возраста в большинстве случаев не могут без помощи взрослого полностью осознать идею, замысел автора картины [1, с.75].

«Постепенно с обогащением жизненного опыта ребёнка, накоплением определённых знаний развиваются наблюдательность и целостность восприятия. Сообразно с этим этапы развития художественного восприятия находятся в прямой зависимости с уровнями развития художественно-эстетического вкуса», излагает свои наблюдения Кузин В. С. в учебном пособии «Психология живописи» [2, с. 170].

Любопытство, любознательность, устойчивый или познавательный интерес — это три основные стадии воспитания личности, которые проходит каждый ребенок в процессе обучения. Ведущим для освоения ребенком изобразительной деятельности является эстетический интерес. Среди показателей интереса к искусству и творческой активности я бы назвала следующие: желание создавать прекрасное своими руками, увлечённость процессом изображения, применение индивидуальных приёмов в работе, эмоциональной отзывчивости, проявления в рисунках богатого воображения, новизна и оригинальность в изображении, упорство в достижении конечного результата творческого труда, трудолюбие и усердие.

Развитие художественно — творческих способностей младших школьников возможно как спонтанным путём, так и организованно. Однако надо понимать, что полная свобода творчества, равно как и запрет, опираясь на результат многочисленных исследований, ведёт к перекосам в эстетическом развитии личности ребёнка. К положительному результату, несомненно, приведёт только специально организованная совместная деятельность педагога и учащихся. К наиболее оптимальному в современных условиях институту художественно-эстетического воспитания личности можно отнести дополнительное образование. По мнению Русановой В. С., «особенность дополнительного образования — в создании условий для свободного волеизъявления личности, в силу чего оно становится средством и механизмом ее самореализации и самоутверждения…Ориентируясь на индивидуальные запросы каждого, дополнительное образование приобщает личность к мировой культуре и общечеловеческим ценностям, способствует формированию стратегии собственного развития».

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании детей сенситивного возраста объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта. Во-вторых, выразительные средства художественного языка — композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т. д. — пронизаны по всей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом занятии изобразительным искусством эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. При этом чем разнообразнее и креативнее будет организован сам процесс художественно-эстетического воспитания, тем и эффективнее результат. Это беседы об изобразительном искусстве, тематическое и декоративное рисование, рисование с натуры, посещение музеев, выставок, встречи с художниками и т. п. Желательно в ходе обсуждений говорить с детьми о силе художественных образов, о том, какими способами художник добивается их выразительности, о типичности изобразительного явления, о прекрасном в жизни. Дети постоянно будут приучаться видеть в картине не только динамику событий, но и мастерство художника, что будет способствовать более глубокому пониманию идеи произведения и доставлять наибольшее наслаждение.

Художественно-эстетическое воспитание, помимо нравственного развития обеспечивает развитие творческой активности и самостоятельности. Кроме того, художественно-эстетическое воспитание — это способ проникнуть в богатейший и загадочный внутренний мир ребенка, чтобы понять и расширить границы этого мира, сформировать возможности для более успешной самореализации растущего человека. Учитывая все выше сказанное можно с уверенностью сказать, что младший школьный возраст является наиболее восприимчивым периодом для развития основ эстетической культуры личности. Грамотная организация учебно-воспитательного процесса может повлиять на формирование познавательных интересов и мотивов, побуждающих к творческой деятельности.

Литература:

  1. Козлова, Н. А. Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Козлова Наталья Александровна. — Челябинск, 1999. — 153 c. — Текст: непосредственный.
  2. Кузин, В. С. Психология живописи: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. искусство» / В. С. Кузин. — 4-е изд. — Москва: ОНИКС, 2005. — 303 c. — Текст: непосредственный.
  3. Ревякин, Д. В. Формирование художественно-эстетического вкуса у младших школьников на занятиях изобразительным искусством в системе дополнительного образования: специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ревякин Дмитрий Владимирович; Московский педагогический государственный университет. — Орел, 2013. — 260 c. — Текст: непосредственный.
  4. Русанова, В. С. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни: Монография [Теоретико-экспериментальный аспект] / В. С. Русанова. — Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2006. — 234 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, младший школьный возраст, художественно-эстетическое воспитание, дополнительное образование, ребенок, восприимчивый период, возрастная категория, младший школьник, прямая зависимость, творческая активность.


Похожие статьи

Задать вопрос