В статье автор исследует проблему обучения подростков технике популярного способа передвижения на лыжах — попеременного двухшажного хода. Автор описывает использование имитационных упражнений на разных этапах процесса обучения.
Ключевые слова: физическая культура, лыжи, попеременный двухшажный ход, имитационные упражнения, подростки.
Процесс обучения свойствен всему живому миру. Этот процесс по-своему проявляется в жизни простейших живых организмов, усложняется в жизни животных и достигает наиболее высшей формы своего проявления в жизни человека.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что обучение — целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [7].
Концепцией преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, обозначено, что умения выполнять технические и тактические действия , приемы и физические упражнения из различных видов спорта важны для дальнейшего использования в двигательной, игровой и соревновательной деятельности на протяжении всей жизни человека .
В Примерной рабочей программе основного общего образования по предмету «Физическая культура» М. Я. Виленского и В. И. Ляха сказано, что лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. В соответствии с современными требованиями в программу лыжной подготовки вносятся необходимые изменения и уточнения: исключаются способы передвижения, не имеющие большого значения в лыжном спорте, туризме и т. д.; вводятся новые элементы; уточняются нагрузки, учебные нормативы и др. Однако, изменения , которые вносятся в раздел «Лыжная подготовка», базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах — из этого вытекает не только содержание учебного материала, но и последовательность изучения всех способов передвижения на лыжах от 1 до 11 класса. Лыжная подготовка обеспечивает обучение детей и подростков технике передвижения на лыжах . В процессе лыжной подготовки приобретается обязательный минимум знаний по основам техники передвижения на лыжах [1].
На уроках физической культуры в 5–9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углублённое обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329-ФЗ в статье 28 отчасти дается ответ на поставленный проблемный вопрос: « образовательные организации самостоятельно определяют формы занятий физической культурой, средства и методы физического воспитания » [6].
Постоянный бег кругами и сдача нормативов в процессе лыжной подготовки подростков приводят к тому, что обучающиеся не получают необходимых знаний, не вырабатывают умения технически правильно передвигаться на лыжах, они привыкли лишь бегать на них. Поэтому подростков необходимо учить технике — правильному передвижению на лыжах, и они полюбят этот вид спорта.
По мнению ряда специалистов в области физической культуры и спорта (Донской Д. Д., Максименко А. М., Платонов В. Н., Суслов Ф. П. и др.) одним из средств обучения попеременному двухшажному ходу подростков на уроках физической культуры является использование имитационных упражнений . В. И. Лях объясняет это тем, что «…после прекращения систематических занятий физической культурой, двигательное умение, начинает угасать», поэтому его нужно отрабатывать посредством имитационных упражнений [4].
Проблема обучения подростков технике попеременного двухшажного хода посредством имитационных упражнений изучалась автором статьи на протяжении 3 лет. Рассмотрим основные результаты данного исследования.
В учебном издании «Методика обучения технике лыжных классических ходов» преподаватели кафедры лыжного спорта Е. В. Михаленок и Г. Н. Ситкевич под техникой передвижения на лыжах понимают наиболее целесообразную для конкретных условий структуру движений, обеспечивающих при максимальной экономичности наиболее высокий спортивный результат [5].
В учебном пособии В. Н. Иванова, О. П. Дитятев, А. В. Блажко «Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах» лыжные ходы подразделяются на две группы : попеременные ходы (руки работают попеременно) и одновременные ходы (руки работают одновременно).
По мнению Р. Р. Салимзянова, доцента, редактора «Спортивного словаря терминов» (2008), попеременно двухшажный ход — является основным классическим ходом, когда спортсмен попеременно отталкивается ногами и руками (толчок правой ногой, левой рукой и т. п.) [8].
Попеременный двухшажный ход — наиболее распространенный способ передвижения на лыжах. Попеременным он называется потому, что происходит попеременная работа палками. Двухшажным — потому, что один цикл движений состоит из двух скользящих шагов (левой и правой ногой) и двух попеременных отталкиваний палками (правой и левой рукой) — одно отталкивание палкой на каждый шаг.
Каждый скользящий шаг разделен на два периода : период скольжения лыжи (когда лыжник скользит на ней), и период стояния лыжи (в котором выполняется отталкивание ногой при помощи этой же, но уже остановленной лыжи). В каждом скользящем шаге лыжник выполняет ряд действий (элементов техники), которые по наиболее выразительным признакам разделены на пять фаз; первые три из них — в периоде скольжения и две последующие — в периоде стояния [2].
Обозначим фазы техники попеременного двухшажного хода: 1 — свободное скольжение, 2 — скольжение с выпрямлением опорной ноги (до подседания), 3 — скольжение с подседанием, 4 — выпад с подседанием, 5 — отталкивание с выпрямлением толчковой ноги [1].
В рамках исследования были выделены особенности подросткового возраста, влияющие на обучение технике попеременного двухшажного хода. В этом возрасте растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков (Бутин И. М); большую роль играют варианты телосложения и разнообразие физических возможностей обучающихся, а это требует приспособления техники к их индивидуальным особенностям (Бутин И. М); быстрыми темпами развивается и мышечная система (Виленский М. Я., Лях В. И); улучшаются нервная регуляция мышечного аппарата, отдельные показатели пространственной ориентации, психические процессы внимания и памяти, что в целом создаёт благоприятные условия для овладения сложными движениями (Деркач А. А., Исаев А. А); отмечается существенное повышение функциональной активности второй сигнальной системы, что расширяет возможности использования на уроках словесного и наглядного метода направленного воздействия на обучающихся словом (Теплов Б. М).
Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создает благоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервной систем. Поэтому обучение попеременному двухшажному ходу целесообразно в подростковом возрасте, после освоения скользящего шага, так как именно в данном возрасте закладываются основы техники способов передвижения на лыжах.
Из всего спектра возможных средств обучения подростков технике попеременного двухшажного хода (общеразвивающие, специальные, подготовительные, подводящие и имитационные упражнения) автор исследования выделяет потенциал имитационных упражнений.
Т. И. Раменская, А. Г. Баталов раскрывают имитационные упражнения как упражнения без лыж, копирующие отдельные элементы (части) лыжного хода или ход в целом. Целесообразность применения имитационных упражнений на уроках физической культуры в лыжной подготовке доказана рядом специалистов (Баталов А. Г., Донской Д. Д., Квашук П. В., Раменская Т. И. и др.), считающих необходимым применять имитационные упражнения для обучения попеременному двухшажному ходу .
Обучение попеременному двухшажному ходу через имитацию на уроках физической культуры начинается с создания у обучающихся общего представления о нем. Прежде всего, необходимо объяснить, для чего изучается, где применяется данный вид лыжного хода. Затем осуществить образцовый показ хода в целом и предложить выполнить его учащимся. Естественно, обучающиеся не смогут воспроизвести его правильно с первого раза. На этом этапе обучения необходимо разделить ход на отдельные движения (посадка лыжника,движения руками, движения ногами, подседание на опорной ноге, имитация попеременного двухшажного хода на месте) и приступить к обучению [1].
Имитационные упражнения облегчают формирование двигательных умений и способствуют быстрейшему овладению техникой. Большое значение имеют имитационные упражнения в сочетании с подготовительными упражнениями, применяемыми на уроках физической культуры в разделе «Лыжная подготовка».
В процессе исследования автор изучил опыт педагогов-практиков по применению на уроках физической культуры (раздел «Лыжная подготовка») имитационных упражнений для обучения подростков технике попеременного двухшажного хода. Учителя физической культуры из различных регионов страны предлагают использование следующих имитационные упражнений. О. А. Сбитнева использует шаговую имитацию, выполняемая в подъем широким шагом, прыжковую и беговую имитации. Коллеги из Санкт-Петербурга на уроках используют имитационные упражнения для обучения техники работы рук, ног и имитационные упражнения для формирования согласованности работы рук и ног одновременно [2]. Опыт С. С. Горбунова включает имитационные упражнения для рук (одновременные попеременные махи), для ног (махи на месте, в шаге, в прыжке), упражнения для рук и ног вместе (на месте, в шаге, в прыжке) работа для рук на эспандере, работа для ног на эспандере, совместная работа рук и ног на эспандере.
В рамках исследования автор статьи посредством видео метода (оптический метод) (Ж. Л. Дагер, Э. Ж. Маре, Э. Майбридж) провел диагностику уровня сформированности техники попеременного двухшажного хода у 10 обучающихся 6 «Д» класса МАОУ СОШ № 17 г. Краснотурьинск (2021–2022 учебный год).
Оптический метод относится к бесконтактным средствам измерения, т. к. процедура его проведения не мешает обучающимся при выполнении двигательных действий. Основным техническим средством является камера: видео или фотосъемки. Основная идеология метода заключается в том, что через кадры съемки фиксировать фазы двигательных действий. Наблюдатель, должен фиксировать кадрами положение испытуемого от старта диагностики до финиша и по окончании прохождения заданного маршрута испытуемым, фиксировать его положение тела в нужные фазы двигательного действия [4].
Оптический метод позволяет сделать раскадровку видео по фотографиям. В данной диагностике было выделено 5 фаз попеременного двухшажного хода, каждая из которых была оценена по двум критериям: нет ошибок, фаза не выполнена или имеются технические ошибки.
Первичная диагностика выявила «наиболее успешную» фазу — фаза свободного скольжения получается у обучающихся больше всего (8). Отталкивание с выпрямлением толчковой ноги также имеет хороший результат (7). К отрицательным показателям относятся две фазы: скольжение с выпрямлением опорной ноги и выпад с подседанием.
Раскадровка видео позволила выделить основные ошибки в технике при отталкивании ногой (слишком глубокое подседание; преждевременное незавершенное отталкивание ногой с выпрямлением её в воздухе; отталкивание с давлением на лыжу назад, а не вниз; отсутствие движения «на взлет»; ранний отрыв пятки толчковой ноги от опоры, незавершенное движение стопы и др.) и при отталкивании рукой (вялая постановка палки на опору; широкая постановка палок; незавершенное отталкивание с окончанием толчка у бедра и др.).
Автор статьи выделяет, что применение имитационных упражнений целесообразно на любом этапе урока, но в основном это подготовительная и основная части. В подготовительной части урока применялись имитационные упражнения, связанные с правильной посадкой, движением рук и ног как отдельные элементы попеременного двухшажного хода. Во время выполнения упражнений акцент делался на фиксировании положения в определенных фазах, в которых постепенно с каждым уроком добавлялись усложнения (утяжелители, покачивания в статике). В основной части урока в комплексе с передвижением на лыжах обучающиеся выполняли имитационные упражнения после проката на лыжах 2–3 разминочных кругов. На первых уроках особенностью было выполнение упражнений стоя на лыжах, отрабатывалась техника основных движений при передвижении попеременным двухшажным ходом.
В педагогической деятельности автор исследования особое внимание уделял работе ног. Трудность в данном упражнении заключалось в том, что обучающиеся стоя на одной лыже должны были выполнить удержание равновесия в фазе свободного скольжения, для облегчения упражнения снималась одна лыжа, тем самым обучающемуся надо было управлять только своей ногой, при этом, не разворачивая стопу. Также важно отработать согласованность работы рук и ног. Подростки также выполняли упражнение, стоя на лыжах, при этом им давалось задание (решение математических примеров в уме). В движении применились упражнения на одной лыже (имитируя ногой без лыжи фазу отталкивания с выпрямлением толчковой ноги).
Имитационные упражнения применялись не только на улице, но и в спортивном зале, на одном из уроков обучающиеся были разделены на 2 группы, первая выполняла попеременную работу рук с помощью скакалки (если есть эспандер, можно использовать его), вторая — попеременное отталкивание рук от гимнастической скамьи. Данный метод использовался для того, чтобы отработать технику работы рук в попеременном двухшажном ходе более детально, а также укрепить мышцы рук, пресса и спины.
Имитационные упражнения могут включаться в круговую тренировку. Приведем возможные станции: попеременная работа рук, косые скручивания, имитация фазы выпада и скольжения, сгибание и разгибание рук в локтевом суставе, имитация попеременного двухшажного хода в движении.
По результатам повторной диагностики к отрицательным показателям отнесены три фазы: скольжение с выпрямлением опорной ноги, скольжение с подседанием (3), выпад с подседанием (2).
Сравнивая результаты входной и повторной диагностик (диаграмма на рис. 1), отметим положительную динамику техники выполнения основных фаз попеременного двухшажного хода обучающимися 6 «Д» класса школы № 17 г. Краснотурьинск. Ошибки еще присутствуют, но их стало значительно меньше.
Рис. 1. Сравнение результатов диагностик уровня сформированности техники попеременного двухшажного хода у обучающихся 6 «Д» класса
На основании проведённого анализа можно сделать вывод о том, что применение имитационных упражнений в обучении технике попеременного двухшажного хода даёт положительный эффект. Работу в данном направлении целесообразно продолжать.
Сравнивая стартовую и итоговую диагностики (рис. 1), можно сказать, что показатели всех фаз улучшились. Таким образом, наблюдается положительная динамика показателей уровня сформированности техники попеременного двухшажного хода.
На основании проведённого анализа можно сделать вывод о том, что применение имитационных упражнений по обучению технике попеременного двухшажного хода даёт положительный эффект и повышает результат у подростков, поэтому целесообразно продолжать работу в данном направлении.
Литература:
1. Бутин, И. М. Лыжный спорт / И. М. Бутин. — Москва: Академия, 2000. — 368 с. — ISBN 5–7695–0613-Х.
2. Глинчикова, А.Е. / К вопросу об актуальности применения имитационных упражнений на уроках физической культуры, направленных на формирование и развитие навыков передвижения на лыжах / А. Е. Глинчикова, А. Е. Курицына, А. А. Калмыков, Д. В. Саенко // Науки о здоровье: электронный журнал. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-aktualnosti-primeneniya-imitatsionnyh-uprazhneniy-na-zanyatiyah-po-fizicheskoy-podgotovke-napravlennyh-na-formirovanie. (дата обращения: 11.11.2023).
3. Горбунов, С. С. Обучение технике передвижения на лыжах в условиях дефицита учебного времени / С. С. Горбунов // «Науки о здоровье»: электронный журнал. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-tehnike-peredvizheniya-na-lyzhah-v-usloviyah-defitsita-uchebnogo-vremeni. (дата обращения: 11.11.2023).
4. Лях В. И. / Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях В. И. / В. И. Лях. — М.: Терра-Спорт, 2000. — Москва: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
5. Михаленок, Е. В. Методика обучения технике лыжных классических ходов преподавателей кафедры легкой атлетики и лыжного спорта / Е. В. Михаленок, Г. Н. Ситкевич. — Москва:Юрайт, 2017. — 253 с.Раменская Т. И., Баталов А. Г. Лыжный спорт: учебник / И. Т. Раменская, А. Г. Баталов — М.: Флинта Наука, 2007.
6. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон № 329-ФЗ: [принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года: одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года].
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года].
8. Салимзянов, Р. Р. Словарь спортивных терминов / под общ. ред. Р. Р. Салимзянова. — Ульяновск: УВАУ ГА(и), 2008.