В статье прослеживаются особенности выполнения упражнений детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастовпри различных способах организации заданий на двигательную активность.
Ключевые слова : двигательная активность, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст, упражнения на двигательную активность.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве важнейшей задачи физического развития детей определяет «становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере» [1]. Проблеме специфики произвольной двигательной активности, её становлению посвящены многочисленные исследования учёных различных специальностей. Наиболее полно она проработана в работах отечественных психологов (Р. Я. Абрамович-Лехтман, Т. О. Гиневская, И. Г. Диманштейн, Т. В. Ендовицкая, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. Г. Полякова, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. и др.) [3]. Во многих этих работах изучение возможностей детей регулировать свои движения и действия в разных условиях проводилось с целью решения вопроса о переходе практических действий в умственный план, как основной линии развития дошкольников. Вместе с тем, результаты проведённых экспериментов не дали окончательного ответа о влиянии словесного и наглядного опосредствования на успешность выполнения различных заданий на двигательную активность.
Современная практика физического развития детей отличается тем, что в ней упражнения на двигательную активность разрабатываются или подбираются, главным образом, на основе данных о возрастных особенностях таких характеристик двигательной активности, как сила, выносливость, ловкость, координация и пр., а не на данных об их возможностях понимать и принять инструкции взрослого [2,4]. Таким образом, необходимость и актуальность настоящего исследования определяется как неоднозначным решением вопроса о средствах произвольной двигательной активности, доступных детям дошкольного возраста, так и практическими задачами создания полноценных психолого-педагогических условий психического развития детей при формировании у них двигательных навыков.
Исследование проводилось в виде эксперимента со старшими дошкольниками (5–6 и 6–7 лет) и младшими школьниками (7–8 и 8–9 лет). Для проверки выдвинутого предположения о том, что выполнение упражнений на двигательную активность детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста имеет свои особенности, было выбрано простое, привычное для детей упражнение на двигательную активность и разработаны два варианта его модификации:
– 1 упражнение: из исходного положения (ноги на ширине плеч, кубики в согнутых руках у плеч) дети делали поочерёдно поворот вправо и влево с отведением рук в стороны;
– 2 упражнение: из исходногоположения (ноги на ширине плеч, кубики в согнутых руках у плеч) дети делали поочерёдно поворот вправо и влево, но при этом в сторону отводили только одну руку, при повороте направо — левую, при повороте налево — правую;
– 3 упражнение: из исходного положения (ноги вместе, кубики в согнутых руках у плеч) дети выпрямляли правую руку с одновременным отведением ноги влево; потом выпрямляли левую руку с одновременным отведением ноги вправо.
Все три упражнения выполнялись детьми по показу, по показу и словесной инструкции, только по словесной инструкции. Все упражнения дети выполняли в индивидуальной форме, последовательность упражнений, предлагаемая конкретному ребёнку, случайным образом менялась. В протоколе фиксировалось выполнение/не выполнение упражнения и выполнение его с ошибками. За выполнение упражнения без ошибок испытуемый получал три балла, за выполнение с ошибками — два балла, за невыполнение упражнения — один балл. Для возможности качественного анализа выполнения детьми экспериментальных упражнений была разработана карта наблюдения, в которых отдельно фиксировалось особенности поведения детей.
Результаты исследования показали, что, в большинстве своём, с простым упражнением достаточно хорошо справляются дети всех четырёх возрастных групп. С одним лишь уточнением, что дети пяти-шести лет не всегда внимательно смотрят на то, как взрослый показывает упражнение, а также какую инструкцию он произносит.
На регуляцию движений детьми, несомненно, оказывают влияние различные виды опосредствования. Так, результаты исследования показали, что старшие дошкольники чаще всего сталкиваются с трудностями, когда упражнение с усложнением необходимо выполнить только по инструкции, тогда как младший школьник труднее воспринимает показ упражнения без озвучивания инструкции. При этом, детям немного лучше давалось понимание и повторение в соответствии с эталоном упражнения, в котором была нарушена логика движений, нежели повторение упражнения, в котором предполагалось рассогласование действий.
Точнее всего и правильнее упражнения выполняли дети всех исследуемых возрастов, когда при предъявлении упражнения сочетался показ с инструкцией, то есть тогда, когда использовалось и словесное, и наглядное опосредствование.
В ходе и в результате реализации эксперимента оказалось, что старшие дошкольники и младшие школьники упражнения на двигательную активность выполняют с некоторыми различиями, особенностями:
– дети по-разному воспринимают инструкцию в силу влияния ведущей психической функции (в старшем дошкольном возрасте — это память и воображение, в младшем школьном — мышление); для того, чтобы старшему дошкольнику разобраться и понять инструкцию, ему необходимо проговорить её вслух вместе со взрослым, который пытается объяснить ребёнку, как нужно выполнить упражнение; младшему школьнику в этом смысле проще, он, благодаря развитию словесно-логического мышления, быстрее и легче схватывает физические упражнения с усложнениями;
– дети по-разному относятся к затруднениям, которые возникают у них при попытках воспроизвести, повторить упражнение: старшие дошкольники более склонны расстраиваться, тревожиться, чаще при возникновении затруднений и непониманий они становятся напряжёнными и скованными; младшие же школьники не акцентируют на затруднениях особого внимания, просто пытаются повторить упражнение верно до тех пор, пока не получится это сделать в соответствии с эталоном;
– если говорить о влиянии степени заинтересованности ребёнка на то, насколько правильно и качественно он выполняет упражнение на двигательную активность, то тут тоже прослеживаются некоторые особенности (данные наблюдения также подкрепляются имеющимися психологическими и педагогическими исследованиями, имеющимися в данной области): чаще старшие дошкольники выполняют верно упражнение, если оно имеет яркий эмоциональный окрас, вызывает у ребёнка положительный отклик, кажется ему неожиданным, является для него новым; у младших же школьников на правильность выполнения упражнения не влияет то, насколько он заинтересован его выполнить, насколько оно для него привлекательно, с точки зрения постановки учебной задачи, которая непременно возникает в учебной деятельности, младший школьник склонен пытаться понять суть задания и выполнить его, во многом, благодаря развитию механической памяти;
– старшим дошкольникам чаще необходима помощь в выполнении упражнения, они склонны ждать направлений, подсказок, контроля и исправлений взрослого; старшие же школьники склонны более к самостоятельному выполнению двигательных упражнений;
– старшего дошкольника характеризует начало развития произвольности поведения, у младшего школьника развита произвольность всех познавательных психических процессов, что значительно повышает их возможности к пониманию различных способов опосредования, предъявляемых на занятиях по физической культуре;
– лишние движения при освоении упражнения практически не совершают младшие школьники 8–9 лет, это можно объяснить развитием словесно-логического мышления, которое позволяет им значительно правильнее и быстрее понимать и выполнять действия, которые были им показаны или озвучены; старшие же школьники и младшие школьники, обучающиеся в первом классе, схожи друг с другом тем, что они чаще оперируют действиями, то есть они воспринимают явления, когда выполняют действия с ними, в силу того, что у них хорошо развито наглядно-действенное мышление, это значит, что для того, чтобы понять, какие действия нужно выполнять, им проще выполнить сначала действия, пускай, даже и неправильные, а потом перенести верное выполнение и верную последовательность действий во внутренний план;
– старшие дошкольники, в большинстве своём, не следят за ритмичностью выполнения движений, то есть не чередуют мышечное напряжение с расслаблением, за них это делает чаще всего взрослый, младшие же школьники склонны и способны самостоятельно контролировать двигательное и эмоциональное возбуждение;
– принципиальных различий в принятии исходного положения у детей двух возрастных категорий не имеется, единственное, старшие дошкольники 5–6 лет периодически нуждаются в том, чтобы взрослый обращал внимание на важность принятия того положения, которое принимает и взрослый или того, как он озвучивает, чтобы оно было принято;
– интересны различия у детей в том, как у них формируется правильность последовательности действий при выполнении упражнений, так, старшие дошкольники чаще всего верно понимают и запоминают те действия, которые он должен выполнить вначале и в конце, трудности у них возникают тогда, когда нужно вспомнить и воспроизвести, повторить те действия, что были в середине двигательного упражнения; младшие же школьник чаще последователен в запоминании и выполнении;
– существуют также различия в том, склонны ли дети механически и слепо подражать действиям взрослых, так, оказалось, что старшие дошкольники 5–6 лет редко пытаются понять суть выполнения действий, для чего они нужны, что из чего вытекает и следует, какой принцип в них прослеживается, они чаще просто стараются повторить за взрослым то, что он показывает; уже, начиная с 6–7 лет, ребёнок пытается понять схему действий, он нацеливается запомнить ту информацию, которая поможет ему осуществить поставленную учебную задачу;
– также у детей существуют различия в том, насколько целостно они выполняют упражнение, склонны ли они расчленять его на отдельные части при его освоении, так, оказалось, что старший дошкольник склонен учиться верно выполнять упражнение в самом процессе его выполнения, младший же школьник не делает упражнение сразу, он сначала прорабатывает схему собственных действий в уме и в случае, если не уверен в том, что усвоил всё верно, не пытается сделать хоть что-то;
– особенности согласованности и координированности действий при выполнении упражнений с усложнениями детьми старшего дошкольного возраста отличается тем, что дети достаточно трудно координируют движения собственных рук, младший же школьник к 8–9 годам значительно лучше координирует и согласовывает движений своих рук, объяснить это можно через то, что координированность и согласованность действий является одной из главных направленностей физической подготовки на занятиях по физической культуре в данном возрасте;
– степень уверенности в правильности выполнения упражнения также влияет на качество и особенности его выполнения, так, старший дошкольник в случае неуверенности начинает выполнять хаотичные движения, а младший школьник этого не делает, сначала в умственном плане продумывает, какие действия нужно совершить, чтобы упражнение получилось таким, каким оно задумано, затем переносит его во внешний план;
– совершают ошибки старшие дошкольники чаще, когда нужно выполнить упражнение только по инструкции, а младшие школьники — когда только по показу.
Таким образом, проведённое исследование дополняет данные проведённых в прошлом веке экспериментов о влияние словесного и наглядного опосредствования на успешность выполнения различных заданий на двигательную активность современными детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Полученные в работе результаты могут быть использованы в практике дошкольных и школьных учреждений инструкторами по физической культуре, а также родителями при организации двигательной активности в домашних условиях.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 // Российская газета. — 2013. — № 265(6241). — 25 ноября. — URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html .
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова; — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 256 с.
- Тарасова И. В., Соломченко М. А. Психолого-педагогические условия развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста // Наука-2020. — 2019 г. — № 10 (35). — С.108–115.
- Флянку И. Двигательная активность и здоровье школьников: Моногр. / Флянку И., Приешкина А., Фоменко А. — М.: LAPLambertAcademicPublishing, 2013. –108 c.