Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Антипова, Д. А. Исследование сформированности саморегуляции у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Д. А. Антипова, Ю. А. Чиркова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11805/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статистические данные указывают на то, что в настоящее время значительно увеличивается количество детей с различными аномалиями, и в частности с различными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Согласно данным Министерства Здравоохранения Российской Федерации, количество больных, зарегистрированных с диагнозом «Церебральный паралич» и с другими паралитическими синдромами, на 2010 год по России составило 163079 человек; на 2014 год данные показатели оказались значительно выше — 180967 человек. По Республике Татарстан данные показатели оказались так же прогрессирующими: 7183 человек на 2010 и 7797 — на 2014 год [3].

В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств [1].

Характерная особенность ДЦП — нарушение моторного развития ребенка, обусловленное, прежде всего, аномальным распределением мышечного тонуса и нарушением координации движений. Двигательные расстройства часто сочетаются с чувствительными расстройствами, задержкой развития речи и психического развития [5].

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата особенно выраженно страдает характер деятельности, ее целенаправленность и произвольная регуляция психических функции. Это объясняется системным ранним поражением ЦНС.

Место и роль психической саморегуляции в жизни человека достаточно очевидны, если принять во внимание, что практически вся его жизнь есть бесконечное множество форм деятельности, поступков, актов общения и других видов целенаправленной активности.

Произвольная психическая саморегуляция — это возможность управлять своими действиями и эмоциями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, способность поддерживать гармонию душевной и физической жизни [2]. Так как у детей с ДЦП наряду с двигательными нарушениями есть и задержка психоречевого развития, а также и эмоциональная незрелость, очень важно своевременное формирование самоощущения, саморегуляцию в двигательной, эмоциональной и коммуникативной сферах и поведении. Для этого в первую очередь необходимо выявить сформированность данных процессов.

Именно поэтому исследование сформированности саморегуляции является актуальным.

Любое исследование производится в условиях возрастно-специфической деятельности личности. Для детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учебная, вне зависимости от имеющихся у них нарушений. Так, исследование сформированности саморегуляции нами проводится в условиях учебной деятельности.

В экспериментальном исследовании, приняли участие 28 учащихся 2–4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат № 4 для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Для диагностики сформированности саморегуляции в учебной деятельности применялась методика У. В. Ульенковой «Палочки-черточки» [4]. Суть методики заключалась в принятии ребенком задания, содержащего требования, и подчинении этим требованиям своей деятельности в отведенное время — 15 минут.

Результаты всех групп испытуемых оценивались по пятибалльной шкале. Балловая оценка определяла количественную характеристику сформированности саморегуляции. Далее для качественной характеристики производился перевод баллов в уровни. Перевод баллов в уровни представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перевод баллов вуровни по методике «Изучение саморегуляции» (поУ.В.Ульенковой)

5 баллов

1 уровень

Высокий

4 балла

2 уровень

Выше среднего

3 балла

3 уровень

Средний

2 балла

4 уровень

Ниже среднего

1 балл

5 уровень

Низкий

В результате полученные данные исследования распределились в соответствии с пятью уровнями сформированности саморегуляции. В эти уровни положены следующие критерии сформированности действий самоконтроля на этапах учебной деятельности: 1) степень полноты принятия задания (принимает задание во всех компонентах; принимает задание частично; полностью не принимает) 2) степень полноты сохранения задания до окончания занятия (задание во всех компонентах сохраняется; сохраняются лишь отдельные компоненты задания; совсем не сохраняется) 3) качество самоконтроля по ходу выполнения предложенного задания (замечает / не замечает ошибки, исправляет / не исправляет их) 4) качество самоконтроля при оценке результата деятельности (тщательная проверка работы; беглый просмотр; после окончания выполнения задания сразу сдает работу).

В процессе анализа результатов нами была составлена диаграмма (Рис.1), в которой представлены результаты выполнения методики «Палочки-черточки» У. В. Ульенковой детьми 2–4 классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Рис. 1. Результаты выполнения методики «Палочки-черточки» У. В. Ульенковой детьми 2, 3 и 4 классов школы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Сравнивая процентное содержание каждого из уровней саморегуляции в данной школе, можно отметить, что количество детей с уровнем саморегуляции выше среднего увеличивается с увеличением возраста детей, а количество детей с уровнем ниже среднего обладает обратной пропорциональностью. То есть, можно сказать, что у детей 3 класса отмечаются результаты лучше, чем результаты 2 класса, а результаты детей 4 класса соответственно лучше результатов, полученных во 2 и 3 классах, что характеризует положительную динамику в развитии саморегуляции у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Также мы проводим сравнительный анализ по каждому из критериев саморегуляции в исследуемых классах. Данные результаты представлены на диаграмме (Рис. 2).

Рис. 2. Сравнительные результаты по критериям саморегуляции методики «Палочки-черточки» У. В. Ульенковой во 2, 3 и 4 классах школы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Сравнивая данные результаты, можно отметить положительную динамику развития саморегуляции в целом у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как отмечается тенденция улучшения результатов по каждой шкале с увеличением возраста детей. Однако, не смотря на это, можно отметить, что во всех классах имеются относительно низкие результаты по шкале «Степень сохранения задания», что может быть обусловлено трудностями в запоминании детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ограниченным объемом кратковременной памяти, а так же частой отвлекаемостью детей. По шкале «Самоконтроль при оценке результатов деятельности» отмечаются низкие показатели во 2 и 3 классах, что может говорить о частичной несформированности процессов самоконтроля у детей данного возраста, что корректируется по мере обучения, так как у детей 4 класса данный показатель находится на среднем уровне.

Обобщая полученные в процессе практического исследования результаты, можно сделать некоторые выводы о сформированности саморегуляции в учебной деятельности у младших школьников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата:

  1. У детей данной категории с возрастом отмечается положительная динамика в развитии саморегуляции;
  2. Дети 4 класса принимают задание более полно, чем дети 2 и 3 классов исследуемой школы;
  3. Большинство исследуемых детей во всех классах школы допускают большое количество ошибок при выполнении задания, так как степень сохранения задания находится на неудовлетворительном уровне;
  4. Во всех классах у детей отмечаются частые отвлечения во время выполнения задания;
  5. Уровень самоконтроля по ходу выполнения задания является средним во всех классах, то есть дети, в основном, исправляют ошибки в процессе выполнения задания;
  6. Самоконтроль при оценке результатов деятельности у детей 2 и 3 классов имеет низкие показатели, тогда как в 4 классе по данной шкале у детей выявлены хорошие результаты, что характеризует постепенное формирование самоконтроля в младшем школьном возрасте.

Итак, можно сделать вывод, что у детей младшего школьного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата отмечается хорошая динамика в развитии как по всем 4 критериям саморегуляции, так и в развитии саморегуляции в целом, не смотря на некоторые трудности при сохранении цели задания и самоконтроле при оценке результатов деятельности.

Литература:

  1. Детский церебральный паралич /Авторы: Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. — СПб., Изд-во «Дидактика Плюс», — 2001, 272 с.
  2. Конопкин О. А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. — 1995, № 1. — С. 5–12.
  3. Сайт Министерства здравоохранения РФ — URL: https://www.rosminzdrav.ru
  4. Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие для студентов высшего педагогических учебных заведений / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 176 с.
  5. Формирование произвольной психической саморегуляции у детей с проблемами в развитии / Кошулько М. А./ электронный ресурс http://erono.ru/art/?ELEMENT_ID=19549
Основные термины (генерируются автоматически): опорно-двигательный аппарат, ребенок, класс, нарушение, уровень, учебная деятельность, данные, младший школьный возраст, перевод баллов, развитие саморегуляции.

Похожие статьи

Исследование сформированности возрастно-специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников с нарушением слуха

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)

Похожие статьи

Исследование сформированности возрастно-специфической деятельности у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Опыт работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие словесно-логического мышления у детей с ДЦП младшего школьного возраста

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности дошкольников с нарушением слуха

Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ

Особенности формирования коммуникативных навыков у неговорящих дошкольников с расстройствами аутистического спектра

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Проблемы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование навыков эмоциональной саморегуляции у слабослышащих детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке

Профилактика нарушений функций опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в условиях организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи (из опыта работы)