В статье рассматривается проблема правовой регламентации социальной защиты коренных малочисленных народов Арктики. Большое место в работе занимает анализ мер социальной поддержки коренных малочисленных народов Арктики на уровне субъектов Российской Федерации. В статье дается характеристика социальной защиты коренных малочисленных народов Арктики. Исследование также ведется через анализ судебной практики защиты социальных прав коренных малочисленных народов Арктики. Подчеркивается, что положительное влияние на развитие механизма социальной защиты указанных народов окажет реформирование законодательства и установление единых мер поддержки на территории Арктической зоны.
Ключевые слова: Арктика, коренные малочисленные народы, арктическая зона, меры социальной защиты, социальная выплата, традиционный образ жизни, традиционный кочевой образ.
Границы арктической зоны России очерчены в Федеральном законе № 82-ФЗ [1]. Коренные малочисленные народы живут на территории Мурманская области (саамы), в Ненецком автономном округ: (ненцы) Чукотском автономном округе (ительмены, чукчи, коряки, эскимосы, кереки, чуванцы, юкагиры, эвены), в ЯНАО (ненцы, селькупы, ханты), в Карелии (вепсы), в Республике Коми (манси, ненцы, ханты), в Якутии (долганы, эвенки, чукчи, юкагиры, эвены) в Красноярском крае (долганы, кеты, нганасаны, ненцы, энцы, чулымцы, селькупы), в Архангельской области (ненцы).
Территории, на которых проживают эти народы, характеризуются уникальной экстремально — климатической природной средой, в которой осуществляется деятельность человека. Эта деятельность также осложнена высокой удаленностью от промышленных центров, низкой плотностью населения, зависимостью поставок топлива и продовольствия из других регионов. Все эти факторы указывают на необходимость особой социальной защиты и поддержки коренных малочисленных народов арктической зоны, и в интересах государства сохранять традиционный образ жизни и традиции этих народов на родных для них территориях, чтобы им не приходилось их покидать в поисках лучших социальных благ. Важно создавать для коренных народов уровень жизни, который бы не отличался от промышленных центров.
Изучением проблем защиты прав коренных малочисленных народов занимаются такие ученые, как Е. В. Богатова [2], В. П. Журавель [3], А. Ю. Акинин [4], В. И. Павленко [5] и др. Однако, на наш взгляд, в науке и на практике все еще остается множество нерешенных проблем правового регулирования социальной защиты коренных народов Арктики, что обосновывает актуальность темы исследования.
Социальная защита коренных малочисленных народов Арктической зоны России — это система мер и программ, направленных на обеспечение прав и благополучия коренных малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне России. Она включает в себя гарантированный доступ к основным социальным услугам, сохранение культурного и языкового наследия, защиту традиционных занятий, содействие экономическому развитию и устойчивому образу жизни, а также учет особых потребностей и интересов данных народов при разработке и реализации социальных и экономических политик в регионе Арктики.
Как отмечает Ю. Я. Якель, исследуемое законодательство сложилось в России относительно недавно и было направлено в первую очередь на охрану прав коренных малочисленных народов, необходимых для сохранения их самобытности и исконной среды обитания [6].
Регулирование мер социальной защиты коренных народов Арктики осуществляется Федеральным законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», однако по большей части такое все меры социальные защиты устанавливаются на региональном уровне. Сам же Федеральный закон содержит множество юридических неточностей и недостатков. Например, это касается положений о механизмах предоставления социальной защиты. В законе не содержатся четкие инструкции и методы о том, каким образом будет осуществляться предоставление социальной защиты коренным малочисленным народам. Не определены нормы о том, каким образом будет осуществляться распределение государственных средств, кому и каким образом будут предоставляться пособия. Закон содержит общие принципы и направления в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов, но не конкретизирует детали и планы действий. Не определены механизмы финансовой поддержки, меры по развитию сельского хозяйства, созданию рабочих мест и другие конкретные меры для стимулирования экономического развития народов.
На региональном уровне устанавливаются следующие меры поддержки коренных малочисленных народов Арктики:
– при рождение третьего ребенка или последующих детей в ЯНАО предоставляется комплект чума и нарт, предоставляется полное государственное обеспечение питанием, одеждой, обувью, инвентарем студентам образовательных организаций ЯНАО [7];
– в Республике Саха (Якутия) компенсируются расходы по приобретению одежды для ребенка, однако размер такой выплаты достаточно низкий (3 629 рублей) [8], а также особые льготы предусмотрены для кочевых народов в виде санаторно-курортного лечения, создание необходимых жилищно-бытовых условий на местах кочевий, и т. п. [9];
– в Ненецком автономном округе предоставляются меры социальной защиты оленеводам и чумработницам в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 2000 рублей, бесплатной выдаче средств гигиены для новорожденных детей и др. [10].
Анализируя указанные меры поддержки, приходим к выводу о том, что указанные меры поддержки характеризуются разрозненностью, неоднородностью, низким размером социальных выплат и завышенными требованиями к заявителям. Социальная защита населения указанных народов должна строиться не по общей системе социальной защиты населения в России, а необходима выработка единых федеральных мер социальной поддержки, независящих от материальной нуждаемости коренных малочисленных народов Арктики.
Например, учитывая экстремально — низкие климатические погодные условия, необходимо на уровне федерального закона предусмотреть компенсаторную социальную выплату для коренных малочисленных народов Арктики в целях их обеспечения качественной верхней одеждой и термобельем, выдерживающем такие низкие температуры. При этом размер такой выплаты должен соответствовать актуальным рыночным ценам на верхнюю одежду. Право на получение комплекта чума и нарт должно возникать у семей с момента рождения первого ребенка. Также необходимо предусмотреть ежегодную выдачу средств гигиены на всех членов семьи. Эффективным способом сохранения традиционных сфер хозяйствования коренных малочисленных народов Арктики будет дополнительная социальная выплата для лиц, занимающихся традиционным промыслами, в размере не ниже двукратного прожиточного минимума. Повышению рождаемости будет способствовать дополнительный материнский капитал для таких народов.
Трудности у представителей коренных народов Арктики возникают при реализации их права в области жилищной поддержки. Большое значение в данном контексте отдается качеству юридической техники нормативных правовых актов, что становится причиной нарушения прав граждан.
Например, я ЯНАО был рассмотрен спор по иску гражданки Х к районному фонду развития о признании отказа незаконным в предоставлении выплаты на улучшение жилищных условий. Отказ был обоснован тем, что семья граждански постоянно проживает в Яр-Сале и не ведёт традиционный кочевой образ жизни КМНС. Истец предоставила доказательства, что её семья имеют регистрацию в Ямальской тундре, в населённом пункте временно пребывает временно, ведёт традиционный образ жизни на территории Ямальского района. Суд, принимая решение по делу, указал, что законодательство ЯНАО предусматривает получение социальной выплаты при следующих условиях:
1) постоянное проживание в Ямальском районе;
2) ведение традиционного кочевого образа жизни; и др.
Суд установил, что Х. и её семья действительно проживали по договору найма, срок действия которого истёк. При этом они продолжали вести традиционный образ жизни (ловили рыбу в озёрах и т. п.). На основании этого суд пришёл к выводу, что периодическое проживание КМНС в населённых пунктах не может служить основанием для непризнания их таковыми и не ведущими традиционный кочевой образ жизни. В итоге иск Х. был удовлетворён, отказ в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилых помещений признано незаконным [11].
Также получение мер социальной поддержки затрудняется из-за того, что некоторые представители КМНС фактически лишены соответствующих прав в социальной сфере. Так, на федеральном уровне устанавливается перечень территорий, проживание на которых даёт право на меру поддержки. Иногда органы власти по каким-либо причинам игнорируют территории, где проживают КНМС, ведущие традиционный образ жизни.
Таким образом, социальные выплаты для КМНС являются разнообразными и направлены на то, чтобы помочь представителям данной категории лиц вести жизнь на достойном уровне, осуществлять традиционную хозяйственную деятельность и т. п. Однако иногда КМНС могут не обладать социальными правами из-за законодательных пробелов. Необходимо пересмотреть систему законодательного регулирования социальной защиты коренных малочисленных народов Арктики и предусмотреть единые меры социальной поддержки таких народов на территории всей арктической зоны.
Литература:
- Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ: в ред. от 7 февраля 2022 г. // Российская газета. 1999. № 90.
- Богатова Е. В. Отдельные проблемы, связанные с реализацией права на обязательное социальное страхование коренных малочисленных народов России // Арктика 2019: традиции, инновации, экология, безопасность, проблемы коренных малочисленных народов. 2019. С. 24.
- Журавель В. П. Права коренных народов Российской Арктики: проблемы и решения // Арктика и Север. 2018. № 30. С. 80.
- Акинин А. Ю. Сохранение традиционного рациона питания коренных малочисленных народов Севера как условие выживания // Защита прав и интересов коренных малочисленных народов Севера посредством междисциплинарных гуманитарных исследований: сб. ст. Ханты-Мансийск, 2022. С. 14.
- Павленко В. И. Коренные малочисленные народы Российской Арктики (проблемы и перспективы развития) // Экология человека. 2019. № 1. С. 31.
- Север и северяне. Современное положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. М.: Издание ИЭА РАН, 2012. 288c.
- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.03.2016 № 1-ЗАО «О гарантиях прав лиц, ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера в Ямало-Ненецком автономном округе» // СПС КонсультанПлюс.
- Закон Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2008 года 643-З № 147-IV «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)» // СПС КонсультанПлюс.
- Закон Республики Саха (Якутия) от 31 марта 2005 года № 461-III «О правовом статусе коренных малочисленных народов Севера» // СПС КонсультанПлюс.
- Закон Ненецкого автономного округа № 341-оз «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе» // СПС КонсультанПлюс.
- Решение Ямальского районного суда ЯНАО от 5 сентября 2017 г. по делу № 2–184/2017 [Электронный ресурс] // «СудАкт». URL: //sudact.ru/regular/doc/6Tvt8TVgKkbj/ (дата обращения: 11.09.2022).