Социально-экономическая безопасность северных территорий традиционного проживания коренного населения на примере Ненецкого автономного округа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.10.2016

Статья просмотрена: 575 раз

Библиографическое описание:

Нутфуллина, И. А. Социально-экономическая безопасность северных территорий традиционного проживания коренного населения на примере Ненецкого автономного округа / И. А. Нутфуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 436-439. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34706/ (дата обращения: 22.11.2024).



Статья посвящена потенциалу устойчивого развития ареалов проживания и экономической оценке качества жизни коренных малочисленных народов севера на примере коренного населения Ненецкого автономного округа. В ней дана оценка эффективности механизмов государственной поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера (далее — КМНС); обобщен опыт разработки программ развития КМНС; предложен методический подход для оценки потенциала устойчивого развития ареалов проживания и качества жизни КМНС; показана необходимость соучастия коренных народов в реализации проектов освоения недр.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, качество жизни, устойчивое развитие, природопользование

Современный мир переполнен проблемами: экономический и финансовый кризис, экологические проблемы, связанные с потеплением климата, борьбой с отходами производства и потребления и т. д. В ряду этих серьезных и важных проблем особое и самостоятельное место занимают проблемы сохранения и развития территорий проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Конституция Российской Федерации выделяет коренные малочисленные народы в качестве самостоятельного субъекта права, гарантируя им права в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69) [2]. При этом она управомочивает Российскую Федерацию и ее субъекты защищать исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных этнических общностей (п. «м» ч. 1 ст. 72) [2]. Эти конституционные нормы создают важные предпосылки для защиты прав коренных малочисленных народов, развития соответствующего законодательства.

Их культура, язык, обычаи и традиционные виды хозяйствования составляют особую нишу современной цивилизации, которую последняя пытается адаптировать и интегрировать в рамки нынешней жизни различными способами и в различных вариантах.

Иногда это в той или иной степени удается в некоторых странах, но в большинстве случаев «усилиями» промышленных компаний и политическими приоритетами судьба коренных малочисленных народов различных стран ставится под вопрос.

Россия, пожалуй, единственная страна, которая, несмотря на зигзаги истории, смогла сохранить малочисленные народы с их традиционным образом жизни и традиционными формами хозяйствования в их классическом виде. Но, с другой стороны, в силу именно этого образа жизни и традиционных форм хозяйствования эти народы оказались сегодня на грани исчезновения [4, c. 7]. В таком положении оказались 12 из 40 малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в том числе и коренное население Ненецкого автономного округа — ненцы и коми.

Территория Ненецкого автономного округа является исконной средой обитания, ведения традиционного образа жизни, традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

В Ненецком автономном округе, который вытянулся на северо-западе России вдоль Северного Ледовитого океана, сейчас постоянно проживают около 12 тыс. коренных северян, в основном ненцев и коми. Это четвертая часть всего населения округа.

Природа для коренных малочисленных народов — не просто ресурс традиционного жизнеобеспечения, это среда их обитания, их жизни в исторически сложившемся ареале, в пределах которого эти народы осуществляют культурную и бытовую жизнедеятельность, который влияет на их самоидентификацию и образ жизни. Весь исторический опыт коренных малочисленных народов показывает, что традиционные формы природопользования способствовали сбережению для человеческой цивилизации ценнейших в природном отношении огромных экосистем Севера. И именно эти народы острее чувствуют дисбаланс, вносимый в их жизнь промышленной цивилизацией.

Веками они пасли оленей на своей территории, но с приходом горнорудных компаний они остались без пастбищ, а значит — без будущего для своих детей. Одни и те же проблемы характерны для многих коренных малочисленных народов Севера: низкий уровень жизни населения северных территорий, безработица, негативные последствия промышленного освоения территорий традиционного проживания и традиционного образа жизни и хозяйствования этих народов, снижение интереса и возможностей сохранения культуры и родных языков.

Наибольший урон экологии в процессе освоения природных ресурсов НАО был нанесен в период разведки и поиска нефти и газа, а не во время их добычи. Тогда можно было констатировать, что СССР — единственная арктическая страна-производитель нефти, в которой органы власти не требовали, чтобы все движение тяжелого транспорта и проведение работ по доставке оборудования, выполнялось по замершему грунту и по снежному покрову.

И сегодня в России, несмотря на то, что существуют предписания и запреты, контроль за их исполнением зачастую не соблюдается. Вдобавок к вышеперечисленному, существует вероятность и других последствий, таких как изменение климата, сокращение оленьего поголовья при уменьшении размеров пастбищ, ужесточение законодательства в отношении традиционного природопользования на все более сокращающейся полезной площади.

В условиях промышленного освоения территории Ненецкого автономного округа существование малочисленных народов Севера в качестве самостоятельных этнических общностей напрямую зависит от сохранения их исконной среды обитания, развития традиционной хозяйственной деятельности, наличия возможности заниматься народными промыслами и ремеслами.

Смогут ли выжить такие традиционные виды деятельности, как оленеводство, охота, вылов рыбы и сбор дикоросов? Можно ли достичь соглашения между традиционными землепользователями, нефтяными компаниями и правительством в таком виде, когда старая и новая экономические системы смогут сосущесвовать рядом? При каких условиях это возможно?

Обсуждение этих вопросов должно происходить, в конечном счете, на земле коренных народов, в России, как местными, региональными и федеральными властями, так и научными учреждениями и общественными организациями. Важно, чтобы в этом обсуждении было предоставлено слово тем, кто больше всего страдает от отрицательных факторов развития, а именно — коренным народам.

Так, Декларация ООН по правам коренных народов (2007) провозглашает: развитие должно происходить с учетом «их свободного, предварительного и осознанного согласия» [1].

Чтобы участвовать в процессе принятия решений, коренные народы нуждаются в обоснованной и документированной информации, знании как их собственных потерь и потребностей для полноценного развития, так и последствий деятельности, ведущейся на их земле. Только на знаниях и данных, собранных на прочном фундаменте, их голос будет услышан.

На северных территориях Ненецкого автономного округа произошли в свое время процессы укрупнения сельских населенных пунктов, соответствующих политике перевода коренных ненцев на оседлый образ жизни, казавшейся наиболее прогрессивной. Это привело к усилению разрушительных процессов, что особенно проявилось в этнической безработице и алкоголизме, а также в почти полной потере родного языка. Причем, наблюдается совершенно четкая зависимость: чем архаичнее (следовательно, экологичнее) хозяйство у этноса, тем больше он подвержен процессам разрушения.

Этому есть объяснение. Любой естественный этнос настолько приспособлен к своей географической среде, что его работа в мастерской природы приносит ему пользу, не разрушая в то же время среды своего обитания. Нарушение природной среды и хозяйственного уклада, складывающегося столетиями, а для коренных малочисленных народов НАО и тысячелетиями, приводит к кризису этноса. Вначале, правда, этот процесс стимулируется потерей среды обитания под влиянием индустриального развития [8, c. 29].

Однако сегодня в условиях современного развития информационных систем, в условиях мобильности населения было бы утопией полагать, что северную цивилизацию можно сохранить и тем более возродить в первозданном виде. Следовательно, главной задачей дня является вхождение северных этносов в современную техническую цивилизацию с максимальным сохранением традиционной материальной и духовной культуры. А это возможно только через развитие образования.

Образование, таким образом, оказывается важнейшим, экономически наиболее простым рычагом вхождения народов Севера в глобальную систему человеческого бытия. Образование всегда обладает возможностью приспособления к потребностям бытия без больших расходов. А потребность бытия в отношении к коренным народам сегодня такова, чтобы они, не слишком далеко отрываясь от своих хозяйственных и культурных традиций, были бы органично вписаны в глобальную цивилизацию [7, c. 110].

Ну и естественно, что важнейшей частью государственной политики развития северных территорий становится качество жизни коренных жителей НАО, что особенно актуально проявляется в годы оттока промышленности и временного приоритета традиционных форм и видов освоения над всеми другими типами освоения.

За последние несколько лет Ненецкий Автономный округ (НАО), превратился в один из крупнейших нефтяных регионов Российского Севера. Здесь были обнаружены около 100 нефтяных и приближенных к ним газовых месторождений, примерно 25 различным нефтяным компаниям выданы лицензии на разработку ресурсов, ежегодный объем которых составляет более 14,6 миллионов тонн сырой нефти, из 580 миллионов тонн общего количества добываемого в России сырья (2015) [5, c. 40].

В бюджет Ненецкого округа 98,8 % (на 2015 год) доходов поступает от нефтегазовой промышленности, что способствовало росту добычи природных ресурсов, увеличивая доходы региона. Вплоть до 2014 года 4,0 % от налога на нефть поступали в фонд поддержки коренных народов (культура, образование, здравоохранение, оленеводство) [5, c. 41].

Кроме этого, в округе также действуют федеральные и региональные программы развития. Но несмотря на все это, вредное воздействие на оленьи пастбища и рыбные угодья не уменьшается, сеть многочисленных следов от тяжелых транспортных средств по бездорожью и старые «пятна» покрывают поверхность тундры, поврежденную поисковыми работами.

При этом опыт скандинавских стран показывает, что упор только на «культурную» сторону жизни коренных северян еще не гарантирует их сохранение как народа. На заседании Арктического совета в Нарьян-Маре в 2015 году представители Швеции с тревогой говорили, что несмотря на крупные вложения в образовательные, культурные и медицинские программы для представителей народа саами, большинство шведских саамцев под влиянием глобализации воспринимают себя уже как шведов, и это оказывает «губительное воздействие на их культуру». И это понятно, поскольку самоидентификация КМНС происходит не на сцене или в больнице, а в процессе непосредственной, повседневной деятельности в тундре.

Именно поэтому власти северных регионов России, в том числе и в НАО, уделяют столько внимания развитию традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Потому что только пася оленей, ловя рыбу, собирая бруснику или ставя чум в тундре можно почувствовать себя коренным северянином, предки которого веками жили на этой земле. Именно по этому пути сейчас идут власти Ненецкого автономного округа, стимулируя развитие в регионе агропромышленного комплекса, в котором занято большинство тундровиков-кочевников. Хорошие перспективы имеет развитие этно- и экотуризма в Ненецком АО.

«Если говорить об инфраструктуре для этнотуризма, например, на Аляске, то она там, конечно, более развита, чем в России. Но главное отличие в том, что на Аляске любое маломальское событие, например, нахождение какого-нибудь необычного камушка, будет раскручено до глобального мероприятия, вокруг которого будет создан очень большой ажиотаж. Мы же в России стесняемся своих действительно уникальных мест, не говорим о них и не пропагандируем их. Я абсолютно убеждена в том, что если иностранцы узнают о том, что в Ненецком округе стоит уникальный чум и в нем живет уникальная семья, которая с радостью примет их в гости на не сколько дней, то они с радостью приедут сюда и не пожалеют денег на эту поездку. Для них действительно будет очень интересно посмотреть на жизнь коренных северян России своими глазами», — уверена ген ральный директор компании «АЙРИС ПРО», член Общественной палаты Московской области Елена Гришина [6, c. 44].

В 2015 году в Ненецком автономном округе создана «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ненецкого АО на 2015–2025 годы» (далее — Концепция), главная задача которой состоит в сохранении самобытности и поддержке традиционного образа жизни.

Проект Концепции включает в себя три основных направления: создание благоприятных условий для коренных народов на территориях их традиционного проживания (сельские поселения), совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей единую государственную политику, направленную на обеспечение устойчивого развития малочисленных народов, и создание благоприятных условий для коренных народов на территориях их традиционной хозяйственной деятельности [3].

С целью создания условий для накопления и распространения уникального наследия малочисленных народов Севера в рамках Концепции планируется продолжить практику реализации комплекса мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию культуры малочисленных народов Севера, пропаганду культурных ценностей путем проведения фольклорных и этнических фестивалей, праздников, а также оказания адресной поддержки самодеятельным и профессиональным фольклорным коллективам для их участия в мероприятиях всероссийского и международного уровня.

Социально-экономический эффект реализации Концепции выражается в создании условий для устойчивого развития малочисленных народов Севера на основе укрепления социально-экономического потенциала, сохранения исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей [3].

Практика показывает, что успешному решению вопросов, направленных на культурное и социально-экономическое развитие малочисленных народов Севера на территории Ненецкого автономного округа, способствует использование программно-целевого метода, позволяющего обеспечить высокий уровень эффективности использования средств окружного бюджета.

Таким образом, через комплексное решение проблем национально-культурного развития, повышение социальной защищенности малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе, сохранение и развитие их традиционного образа жизни, власти Ненецкого округа реально способствуют сохранению и развитию коренных малочисленных народов Севера.

Литература:

  1. Декларация ООН по правам коренных народов // Принята резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13.09.2007 года.
  2. Конституция Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, N 31, 04.08.2014, ст.4398; Собрание законодательства РФ, N 15, 14.04.2014, ст.1691; Собрание законодательства РФ, N 9, 03.03.2014, ст.851; Собрание законодательства РФ, N 4, 26.01.2009.
  3. Постановление администрации НАО от 11.11.2013 N 401-п (ред. от 14.07.2014) «О государственной программе Ненецкого автономного округа «Сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера в Ненецком автономном округе» (в ред. постановлений администрации НАО от 07.02.2014 N 44-п, от 28.04.2014 N 144-п, от 14.07.2014 N 256-п)
  4. Лиманская Е. М. Геоэкономические аспекты использования потенциала регионов Крайнего Севера. Автореферат дисс… канд. экон. наук / Е. М. Лиманская — Москва, 2011. — 23 с.
  5. Мониторинг развития территорий традиционного природопользования в Ненецком автономном округе, Северо-Западная Россия / Под ред. В. К. Даллманна, В. В. Пескова, О. А. Мурашко. — М.: 2015. — 194 с.
  6. Присяжный М. Ю. Проблемы совершенствования форм освоения регионов Севера в переходный период и на перспективу // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 3. — С. 42–46.
  7. Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Cевера, Cибири и Дальнего востока Российской Федерации: издание Совета Федерации / Под общей ред. В. А. Штырова. — М.: ИО Управления делами Аппарата Совета Федерации, 2012. — 292 с.
  8. Транин А. А. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов российского Севера (проблемы и перспективы) / Отв. редактор, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор М. М. Бринчук. — М.: 2012. — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): малочисленный народ Севера, Ненецкий автономный округ, традиционный образ жизни, народ, Россия, исконная среда обитания, коренной, традиционная хозяйственная деятельность, Ненецкий округ, Российская Федерация.


Похожие статьи

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития в г. о. «Город Лесной»

В статье анализируются потенциал развития территории ГО «Город Лесной», причины специфики его развития и возможности опережающего социально-экономического развития. Исследуются ключевые стратегические приоритеты для муниципального развития, такие как...

Особенности управления социально-экономическим развитием муниципального образования

В статье рассмотрены особенности социально-экономического развития муниципальных образований, а также особенности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Актуальность темы определяется тем, что в современных условиях в...

Социально-экономическое развитие муниципального образования на примере деятельности администрации Белогорского муниципального округа Амурской области

В статье получили свое отражение тенденции развития муниципального образования с позиций социально-экономического анализа и уровня его развития, рассмотрены показатели исполнения бюджета, оценка реализации муниципальных программ, динамика демографиче...

Механизм управления и самоуправления сельскими территориями

В статье автор разработал и представил механизм управления и самоуправления сельскими территориями в рамках совершенствования организационно-экономического алгоритма развития сельской местности с позиции основ формирования факторного поля в области о...

Правовые вопросы социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (на примере Камчатского края)

Статья посвящена правовым основаниям социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Анализируется содержание основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание граждан в Рос...

Проблема вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий (на примере Тюменской области)

Рассмотрена проблема вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых сель-скохозяйственных угодий в Тюменской области (без автономных округов). Проведен кор-реляционный анализ факторов, влияющих на долю неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. П...

Концепция социально-экономического развития города Красногорска

Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Особенности в обеспечении социально-экономической безопасности регионального уровня (на примере Краснодарского края)

В работе дано описание социальной сферы Краснодарского края, определены последствия увеличения децильного коэффициента доходов групп населения и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в крае. Описан действующий защитный механизм по прот...

Похожие статьи

Совершенствование механизмов территориального планирования наукоградов в условиях реализации политики импортозамещения (на примере наукограда Фрязино)

В данной статье рассмотрены возможности использования потенциала наукоградов России, проанализированы характерные особенности их развития и функционирования, а также роль в инновационном развитии России, выделены существующие проблемы. На примере нау...

Стратегические приоритеты развития территорий опережающего социально-экономического развития в г. о. «Город Лесной»

В статье анализируются потенциал развития территории ГО «Город Лесной», причины специфики его развития и возможности опережающего социально-экономического развития. Исследуются ключевые стратегические приоритеты для муниципального развития, такие как...

Особенности управления социально-экономическим развитием муниципального образования

В статье рассмотрены особенности социально-экономического развития муниципальных образований, а также особенности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований. Актуальность темы определяется тем, что в современных условиях в...

Социально-экономическое развитие муниципального образования на примере деятельности администрации Белогорского муниципального округа Амурской области

В статье получили свое отражение тенденции развития муниципального образования с позиций социально-экономического анализа и уровня его развития, рассмотрены показатели исполнения бюджета, оценка реализации муниципальных программ, динамика демографиче...

Механизм управления и самоуправления сельскими территориями

В статье автор разработал и представил механизм управления и самоуправления сельскими территориями в рамках совершенствования организационно-экономического алгоритма развития сельской местности с позиции основ формирования факторного поля в области о...

Правовые вопросы социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (на примере Камчатского края)

Статья посвящена правовым основаниям социального обслуживания населения в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Анализируется содержание основополагающих нормативно-правовых актов, регулирующих социальное обслуживание граждан в Рос...

Проблема вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий (на примере Тюменской области)

Рассмотрена проблема вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых сель-скохозяйственных угодий в Тюменской области (без автономных округов). Проведен кор-реляционный анализ факторов, влияющих на долю неиспользуемых сельскохозяйственных угодий. П...

Концепция социально-экономического развития города Красногорска

Научная статья посвящена разработке концепции социально-экономического развития муниципального образования на примере города Красногорск. Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования основы устойчивого развития города Красногорск...

Роль, содержание и виды инновационной деятельности преподавателя в условиях модернизации общества и образования

В данной статье рассмотрены виды, содержание и особенности инновационной деятельности педагога в современном информационном обществе. Раскрыты и проанализированы требования к содержанию, целям и механизмам реализации педагогического образования в соо...

Особенности в обеспечении социально-экономической безопасности регионального уровня (на примере Краснодарского края)

В работе дано описание социальной сферы Краснодарского края, определены последствия увеличения децильного коэффициента доходов групп населения и доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в крае. Описан действующий защитный механизм по прот...

Задать вопрос