Организация наставничества как формы социального партнёрства ДОУ и школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 13.11.2023

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Сегина, И. М. Организация наставничества как формы социального партнёрства ДОУ и школы / И. М. Сегина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 414-416. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107665/ (дата обращения: 27.04.2024).



На сегодняшний день, когда образование совершенствуется и модернизируется, система образования заслуживает пристального внимания, в особенности, если опытные педагоги проявляют желание стать наставником. В данной статье рассмотрена организация наставничества как форма социального партнерства в детских дошкольных и средних образовательных школьных учреждениях.

Ключевые слова: наставничество, социальное партнерство, педагог, опыт, профессионализм, успешная адаптация к школе.

В настоящее время к содержанию обучения и воспитания подрастающего человека количество самых разнообразных требований увеличивается. Среди современных тенденций отмечаются более ранние сроки начала подготовки к обучению в школе, увеличение количества имеющихся у дошкольника знаний и умений [18]. В связи с этим встает вопрос поиска новых путей и психолого-педагогических подходов в проблеме готовности ребенка к школе. Российскими учеными исследуется проблема психических, психофизиологических и личностных изменений ребенка, а также обсуждается вопрос о состоянии современного детства и перспективах его развития [15].

Анализ исследований последнего десятилетия позволяет говорить о сложности и многогранности данной проблемы. Готовность детей к обучению в школе является одним из ключевых условий успешной адаптации первоклассников к школе и дальнейшей эффективности учебного процесса. Достаточный уровень социальной готовности обуславливает включение ребенка в детский коллектив, налаживание контакта с учителем, привыкание к правилам школьной жизни и др. Высокий уровень психологической готовности обеспечивает комфортное состояние ребенка на уроках, способность справляться со все возрастающим объемом классной и внеклассной работы, желание заниматься дополнительной внеклассной работой, легкость усвоения учебного материала и др. От уровня физической готовности зависит успеваемость на уроках физической культуры, количество пропусков «по болезни», вероятность развития хронических заболеваний, легкость выработки навыков письма и др.

В работе использовались теоретические методы исследования проблемы социального партнерства образовательных учреждений по подготовке детей к школе; эмпирические методы педагогического исследования (наблюдение, анкетирование, изучение документов, изучение и обобщение педагогического опыта).

Авторы выделяют различные компоненты готовности детей к обучению в школе. Так, современные исследователи рассматривают социально-психологическую готовность как значимый компонент общепсихологической подготовки ребенка к школьному обучению [16], личностную готовность как компонент психологической готовности к обучению в школе [11], структуру готовности к школе в аспекте готовности детей старшего дошкольного возраста к освоению универсальных учебных действий [2].

Л. И. Божович в качестве основного критерия готовности к школе определяет особое новообразование — «внутреннюю позицию школьника», включающую в себя познавательную потребность и потребность в общении на новом уровне [4].

Ученые приходят к выводу, что готовность к обучению в школе — это целая система взаимосвязанных качеств детской личности: особенность мотивации, уровень развития познавательной деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.

Исследования показывают, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словесно-логического мышления, неправильное формирование способов учебной работы, отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой моторики и слабое речевое развитие. Проводя исследования психологической готовности, ученые, с одной стороны, определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста. У ребенка, поступающего в школу, должны быть: определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться; кроме того, у него должны возникнуть опосредствованная мотивация, внутренние этические инстанции, самооценка. Совокупность указанных психологических свойств и качеств и составляет психологическую готовность к школьному обучению [6].

Чтобы обеспечить соответствующее сопровождение ребенка в начале обучения, необходимо понимать, с одной стороны, с какими навыками и сложившимися особенностями когнитивного и не когнитивного развития он приходит в школу, а с другой — какие средства есть у школы для улучшения академических достижений и поддержки общего благополучия ребенка.

При оценке когнитивных навыков «на входе» в школу необходимо сосредоточиться на тех из них, которые, во-первых, непосредственно связаны с программой обучения в первом классе, а во-вторых, смогут предсказывать дальнейшие достижения учащегося [10]. Во многом наличие различных навыков обусловлено подготовкой ребенка к школе родителями и дошкольными образовательными учреждениями.

Можно выделить следующие компоненты готовности ребенка к школе:

1) личностная готовность (как ребенок относится к школе, к учителям, к учебной деятельности, а также к самому себе);

2) интеллектуальная готовность (развитое дифференцированное восприятие, которое включает в себя выделение фигур из фона, концентрацию внимания, аналитическое мышление, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомотор-ную координацию);

3) физическая готовность (функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья);

4) социально-психологическая готовность (формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей);

5) специальная готовность (освоенный обучающимися в ходе изучение учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению).

Зачастую причиной неготовности детей к школе и их дальнейшей дезадаптации является недостаточная готовность к школе их родителей и рассогласованность в деятельности образовательных учреждений дошкольного и школьного уровней образования.

В связи с этим встает вопрос поиска новых путей эффективного решения проблемы готовности. Одним из таких путей является социальное партнерство образовательных учреждений.

Термин «социальное партнерство» в отечественной теории и практике образования существует не так давно, с начала XXI века, т. е. с того момента, когда становится очевидно, что школа не может существовать изолированно от окружающих ее социальных институтов. По мнению Т. А. Березиной, «...первоначально особое внимание при исследовании проблем социального партнерства в образовании уделялось правовым и экономическим вопросам». [3, с.14], но в последнее время оно рассматривается как фактор повышения качества образования.

Социальное партнерство — это форма взаимодействия различных государственных институтов и общественных групп, оно направлено на решение конкретных задач и организацию усилий по достижению желаемого результата [3].

Т. А. Березина применительно к системе дошкольного образования рассматривает социальное партнерство как совместную коллективную деятельность заинтересованных лиц и социальных групп, приводящих к положительным результатам данной деятельности [3]. Также социальное партнерство рассматривается как один из критериев эффективности работы образовательного учреждения [19].

В рамках темы рассмотрим социальное партнерство учреждений дошкольного образования и общеобразовательных школ по подготовке детей к школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о необходимости единства образовательного пространства Российской Федерации; преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального, образования [14].

Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от детского сада к школе; положительное отношение к детям, понимание их потребностей, мотивов, особенностей поведения [12]. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и школы позволяет устранить трудности подготовки, как родителей, так и их детей к первому классу, а также решить проблему преемственности в системе «Детский сад — школа».

На сегодняшний день, в условиях развития системы образования, повышаются требования к преподаванию, а также возрастает роль наставничества, которая заключается как в профессиональном развитии педагогов, так и в передаче опыта, традиций, повышении мотивации и сплоченности коллектива [1, с. 79]. Система наставничества представляет собой социальный институт, а также организацию процесса передачи профессионального опыта начинающим сотрудникам, педагогам менее компетентным по тому или иному направлению.

Стоит отметить, что важна грамотная поддержка со стороны опытных специалистов, в связи с чем, основная задача наставников — оказать объективную помощь педагогам, которым требуется повысить компетентность к условиям профессиональной деятельности [2, с. 97]. Таким образом, развитие наставничества нашло своё перспективное направление при взаимодействии детского сада и школы по вопросам успешной адаптации будущих первоклассников. Учителя являются наставниками для педагогов ДОУ и соответствуют определенным требованиям:

— владение определёнными знаниями и навыками по подготовке будущих первоклассников к школе;

— владение высокой заинтересованности к педагогу ДОУ как объекту передачи положительного педагогического опыта;

— умение вести диалог, собеседование и организовывать общую методическую работу, согласно единой цели — успешной адаптации выпускников к школе.

В рамках социального партнерства СОШ и ДОУ, разработан план мероприятий, где были проработаны следующие этапы и действия:

— сбор и обработка материалов по будущим выпускникам;

— разработка, согласование и утверждение плана наставничества;

— реализации плана и проведение наставничества;

— подведение итогов и результатов работы.

В качестве наставничества была предложена Программа по организации наставничества, целью которой является — оказание педагогам ДОУ помощи в вопросах подготовки дошкольников к школе.

Планируемыми результатами от внедрения программы по организации наставничества в ДОУ являются:

— создание модели методической работы по наставничеству в рамках социального партнерства школы и ДОУ

— повышение компетентностей педагогов ДОУ в вопросах подготовки воспитанников к школе;

— сформирована мотивация у воспитанников к школе;

— положительный опыт от наставничества.

Таким образом, наставничество в рамках социального партнерства школы и ДОУ — это направление при помощи, которого учитель с позиции наставника передаёт знания, опыт, ценности воспитателям ДОУ сквозь профессиональное общение на основе партнерства и доверительных отношений.

Необходимо отметить, что благодаря сотрудничеству школ и детских садов учителя имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, используемыми в дошкольном учреждении, узнать основные требования образовательной программы, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке, узнать их индивидуальные особенности, возможности. А воспитатели — лучше познакомиться с образовательной программой начального общего образования, узнать основные направления работы учителей начальных классов, увидеть своих выпускников на уроках в школе. Также в процессе взаимодействия педагогов происходит обмен опытом, находятся оптимальные методы, формы работы и т. д.

Литература:

  1. Абдыракманова Ч. О. Взаимодействия в работе дошкольного образовательного учреждения со школой // Вестник современных исследований. 2017. № 5–1 (8). С. 54–58.
  2. Бабинова Н. В. Структура готовности к школе в аспекте готовности детей старшего дошкольного возраста к освоению универсальных учебных действий. // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. С. 346–352.
  3. Березина Т. А. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами // Категория «социального» в современной педагогике и психологии материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. 2015. С. 14–18.
  4. Груздева И. В. Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. Наук / И. В. Груздева. — Екатеринбург, 2015. — С. 1- 24.
  5. Во всех образовательных организациях страны будет внедрена система наставничества. — URL: https://vo.apkpro.ru/vyipuski/mart-2022/k-konczu-2022-goda-vo-vsex-obrazovat/ (Дата обращения 19.10.2023).
  6. Место наставничества в современном образовании.– URL:https://director.rosuchebnik.ru/article/natsproekt-obrazovanie /(Дата обращения 25.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): школа, социальное партнерство, психологическая готовность, детский сад, дошкольное образование, организация наставничества, ребенок, личностная готовность, образовательная программа, социально-психологическая готовность.


Ключевые слова

наставничество, Социальное партнерство, профессионализм, педагог, опыт, успешная адаптация к школе

Похожие статьи

Задать вопрос