Основные проблемы и направления в совершенствовании управления общеобразовательным процессом в сельской школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (492) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 11.11.2023

Статья просмотрена: 60 раз

Библиографическое описание:

Салихова, А. А. Основные проблемы и направления в совершенствовании управления общеобразовательным процессом в сельской школе / А. А. Салихова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 45 (492). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/492/107547/ (дата обращения: 02.05.2024).



Основные проблемы и направления в совершенствовании управления общеобразовательным процессом в сельской школе

Салихова Айгуль Альфировна, студент магистратуры

Набережночелнинский государственный педагогический университет

В данной статье рассматриваются основные проблемы, а также направления по совершенствованию управления общеобразовательным процессом в сельской школе, способствующие оптимизации инновационного развития и повышению качества образовательного процесса.

Ключевые слова: управление, образование, общеобразовательный процесс, сельская местность, сельская школа.

This article discusses the main problems, as well as directions for improving the management of the general education process in rural schools, contributing to the optimization of innovative development and improving the quality of the educational process.

Keywords : management, education, general education process, rural area, rural school.

Вопрос организации управления образовательным процессом в сельской местности сегодня является острым и актуальным, так как требует решения множества разнообразных и сложных задач в условиях постоянно меняющегося общества и требований, предъявляемым социумом к качеству образования.

Происходящие изменения в современном образовательном пространстве определили новые потребности в сфере педагогической деятельности и привели к необходимости совершенствования системы управления образовательной организации, где особое внимание следует уделить школам, находящимся в сельской местности.

Основными проблемами организации управления образованием в сельской местности являются [1]:

– слабое стратегическое мышление руководителей,

– недостаточный уровень качества образовательных услуг,

– отсутствие механизма социального партнерства, призванного обеспечить согласование интересов субъектов образовательного пространства,

– отсутствие сетевого взаимодействия школы и бизнес-сообщества,

– недостаточное использование инновационных образовательных методов и технологий.

Непрерывные и стремительные перемены, происходящие в образовательной системе, обуславливают общеобразовательные организации к переходу к инновационным методам и технологиям обучения. Особое значение инновационное развитие приобретает в отношении школ, расположенных в небольших сельских местностях, которые как правило испытывают недостаточность финансового обеспечения, позволяющего внедрять все необходимые инновационные технологии и методы обучения и продолжают оказывать образовательные услуги с ограниченными материально-техническими и методическими возможностями, что противоречит современным целям и задачам развития системы образования в России [3].

Современные городские школы сегодня оснащаются необходимым оборудованием, в том числе интерактивными досками и компьютерной техникой, как за счет государственного бюджета, так и за счет спонсорской поддержки. Иначе обстоит дело в школах, расположенных в небольшой сельской местности, где определяется не только острая нехватка научно-методического и материально — технического оснащения, но и учебная мебель не ремонтировались и не заменялись десятилетиями, а квалифицированные педагоги не едут работать в эти школы из-за отсутствия перспективы и низкой заработной платы. В связи с чем, сегодня уровень образованности школьников в крупных городах значительно выше, чем в сельских школах. А ведь способные дети проживают не только в крупных городах и учатся в обеспеченных школах, много таких детей в селах и деревнях [4].

Сегодня педагогические факультеты и профессиональные учебные заведения требуют иного содержания, форм и методов подготовки сельских учителей. Формы сельского поселения, сельская культура, образ жизни и, соответственно, сельская школа будут существовать, развиваться и сохранят свои особенности только в рамках единой национальной культуры и единой образовательной сферы. Поэтому программа развития сельских школ должна иметь национально-государственный характер. Такая ориентация должна стать одним из основных элементов национальной философии образования [5].

Сельские школы должны быть проводниками инноваций и формировать у детей представления, методы и идеологию качественной жизни на селе. Сегодня школа связана с подготовкой новых типов сельских работников, с возрастающей ролью человеческого фактора в сельском хозяйстве, с перспективами улучшения культурных и социальных условий жизни в современной сельской местности.

Основными направлениями совершенствования управления общеобразовательным процессом в сельской школе являются [2]:

  1. Разработка Государственных программ стратегии развития сельских территорий с учетом особенностей и проблем их образовательной среды.
  2. Разработка эффективной программы развития сельской школы, позволяющей помочь обучающимся удовлетворить свои образовательные запросы.
  3. Привлечение молодых специалистов.
  4. Повышение уровня подготовки сельских учителей.
  5. Развитие механизма социального партнерства и сетевого взаимодействия школы и бизнес-сообщества.

Реализация данных направлений будет способствовать оптимизации инновационного развития образовательного процесса и повышению качества обучения детей в сельской школе.

Таким образом, не смотря на активное развитие современного образовательного пространства, определяется необходимость усиления работы государства на уровне малонаселенных пунктов.

Для получения качественного образования в сельских школах, требуется решение проблем управления образованием в сельской местности, что является необходимым условием становления и развития нынешней системы образования в качестве социального института, адекватного насущным потребностям современного общества.

Литература:

  1. Егорова О. Г. Сельская школа: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/zavuchu/prochee.
  2. Зубакин С. А. Модернизация сельской школы в условиях реализации ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library.
  3. Лопаткин В. М. Сельская школа — перспективы развития [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://akvobr.ru/selskaja_shkola_perspektivy_razvitija.html.
  4. Развитие сельских образовательных организаций в условиях реализации Национального проекта «Образование»: материалы всероссийской научно-практической конференции [26–27 марта 2020 г.]/ под науч. ред. Л. В. Байбородовой. — Ярославль: РИО ЯГПУ, ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. — Часть 2. — 391 с.
  5. Чернявская А. П. Конструирование содержания учебной дисциплины в вузе. Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография/ под ред. Р. С. Бозиева, В. К. Пичугиной, В. В. Серикова. — М.: Планета, 2016. — С. 128–137.
Основные термины (генерируются автоматически): сельская школа, общеобразовательный процесс, сельская местность, инновационное развитие, образовательный процесс, школа, сетевое взаимодействие школы, совершенствование управления, современное образовательное пространство, социальное партнерство.


Ключевые слова

управление, образование, сельская школа, сельская местность, общеобразовательный процесс

Похожие статьи

Задать вопрос