Цель статьи заключается в раскрытии базовых правил применения того или иного режима налогообложения индивидуальными предпринимателями в Приднестровской Молдавской Республике. В статье описываются преимущества и ограничения трех специальных налоговых режимов, обозначены документы, на основе которых предприниматели могут работать. Особое внимание уделено видам налогов, которые подлежат уплате при каждом режиме налогообложения. Указаны их размеры, а также налогооблагаемая база, от которой они рассчитываются. Также статья содержит краткий обзор требований, предъявляемых законодательством к налоговым режимам, что позволит читателю выбрать оптимальный вариант налогообложения для своей деятельности.
Индивидуальные предприниматели составляют весомую долю в общем количестве хозяйствующих субъектов в Приднестровье. По данным, отраженным в Отчете о деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики за 2022 год, количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на налоговом учете и осуществляющих предпринимательскую деятельность, составляло 21 708, в то время как, количество юридических лиц составляло 5 248 [1]. Это явление обусловлено особенностью региона, отсутствием масштабных инвестиций, а также геополитическим положением страны.
Следует отметить, что если физическое лицо занимается предпринимательской деятельностью без регистрации, то оно не вправе ссылаться на то, что не является предпринимателем, и суд вправе применить к нему те же правила, что и к индивидуальному предпринимателю [2].
В январе 2023 года в Приднестровье была проведена реформа налогообложения индивидуальных предпринимателей. Данный шаг долго обдумывался властями, дорабатывались несколько раз законодательные акты, кропотливо готовились подзаконные акты. По итогу индивидуальным предпринимателям были предложены 3 варианта специальных видов налогообложения.
Специальный налоговый режим — о самозанятых лицах предусмотрен для предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность самостоятельно [3]. Таким предпринимателям выдается Удостоверение самозанятого лица. Существенными привилегиями данного режима являются отсутствие обязанности вести бухгалтерскую и налоговую отчетность, а также применять контрольно-кассовую технику (ККТ). Налоговая ставка для данного вида налогообложения самая низкая из всех видов налогообложения, составляет 17 % от минимального размера оплаты труда (МРОТ).
При этом, обозначенный налоговый режим характеризуется большим количеством ограничений:
во-первых, узкий перечень видов деятельности, которыми можно заняться. Список видов деятельности, установленный Законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 сентября 2018 года № 278-З-VI «Специальный налоговый режим — о самозанятых лицах», насчитывает всего лишь 20 видов. В основном это деятельность по оказанию услуг. Законодательство разрешает заниматься одновременно максимально тремя видами деятельности;
во-вторых, самозанятые лица не вправе заключать между собой договор о совместной деятельности;
в-третьих, самозанятое лицо не вправе привлекать работников;
в-четвертых, самозанятые лица не вправе осуществлять реализацию товаров, готовой продукции, работ, услуг юридическим лицам;
в-пятых, самозанятые лица не вправе реализовывать подакцизные товары;
в-шестых, самозанятые лица не вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Следующий вид налогообложения: Специальный налоговый режим — патентная система налогообложения. Таким предпринимателям выдается Предпринимательский патент. Данная система налогообложения имеет немного больше привилегий, чем налоговый режим для самозанятых лиц. Также, как и в предыдущем режиме, отсутствует обязанность по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности, по применению ККТ. При этом существенно расширен перечень видов деятельности, которыми можно заняться. Законом Приднестровской Молдавской Республики от 30 сентября 2018 года № 269-З-VI «Специальный налоговый режим — патентная система налогообложения» установлены 58 видов [4]. Максимальное количество видов деятельности, которыми можно заниматься одновременно, увеличено до 5.
Если данную систему налогообложения применяет крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ), то глава КФХ вправе привлечь до 3 работников.
Налоговая нагрузка увеличена, по сравнению с нагрузкой для самозанятых. Для данного вида налогообложения предусмотрены несколько налогов: 3 % — налог с потенциально возможного дохода (данная сумма установлена законом для каждого вида деятельности), 17 % от МРОТ — социальные платежи. КФХ уплачивает дополнительно за каждого наемного работника 17 % от МРОТ (социальные платежи), 5 % от МРОТ (подоходный налог).
Ограничения по патентной системе налогообложения следующие:
во-первых, субъекты патентной системы налогообложения не вправе осуществлять реализацию юридическим лицам товаров, готовой продукции (работ, услуг), а также передачу прав пользования имуществом. При этом закон устанавливает 3 случая, когда это ограничение не действует: для розничной торговли продовольственных товаров объектам общественного питания, для КФХ, реализующих собственную продукцию юридическим лицам, для индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сети Интернет (фриланс и услуги по сопровождению программного обеспечения);
во-вторых, запрещена деятельность по розничной торговле непродовольственными товарами, бывшими в употреблении (мебелью, электротоварами, сантехникой, керамической плиткой и кровельными материалами, ювелирными изделиями), по ведению КФХ, если площадь земель сельскохозяйственного назначения в расчете на одно хозяйство превышает 20 гектаров;
в-третьих, запрещена внешнеэкономическая деятельность. Исключение составляют индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в сети Интернет (фриланс и услуги по сопровождению программного обеспечения);
в-четвертых, запрещена реализация подакцизных товаров.
Третий вид налогообложения: Специальный налоговый режим — упрощенная система налогообложения. Таким предпринимателям налоговыми органами выдается соответствующее Разрешение. С переходом на такой налоговый режим появляется значительная свобода, по сравнению с предыдущими двумя налоговыми режимами. Законодательством не ограничивается перечень видов деятельности, которыми можно заниматься. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность, если общая таможенная стоимость импортируемых товаров не превышает 50 000 долларов США [5]. Отсутствует обязанность по ведению налогового учета. Можно нанимать до 5 работников.
В связи с масштабированием объема видов деятельности, которыми можно заниматься увеличена и налоговая нагрузка. Упрощенная система налогообложения подразумевает оплату следующих налогов: 3 %-7.2 % — налог с фактической выручки, 17 % от МРОТ — социальные платежи за себя и наемных работников, 5 % от МРОТ — подоходный налог за наемных работников. Также появляется обязанность вести отчет о движении средств по счетам.
Данная система налогообложения имеет следующие ограничения:
во-первых, списочная численность работников, привлекаемых индивидуальным предпринимателем, должна быть не более 5.
во-вторых, запрещено производить и реализовывать спиртные напитки, табачные изделия, и другие подакцизные товары;
в-третьих, запрещено осуществлять деятельность в рамках договора простого товарищества, доверительного управления имуществом;
в-четвертых, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности, которые могут осуществляться только юридическими лицами.
Подытоживая вышесказанное хочется отметить следующее. Предпринимательское право, выступая в качестве новой динамично развивающейся отрасли, является одним из важнейших инструментов формирования и функционирования современной рыночной экономической системы [6]. В этой связи, принимая вышеописанные изменения законодатель обеспечил во всех режимах баланс привилегий и ограничений. Чем больше свободы у предпринимателя в выборе вида деятельности, количества привлекаемых работников, тем выше ставка налогообложения и требования по ведению отчетности.
Литература:
- Распоряжение Правительства Приднестровской Молдавской Республики от 27 апреля 2023 года № 344р «О направлении отчета о результатах деятельности Правительства Приднестровской Молдавской Республики за 2022 год Президенту Приднестровской Молдавской Республики, в Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики» (редакция от 3 мая 2023 года). — Текст: электронный // Законодательство Приднестровья: [сайт]. — URL: https://pravopmr.ru/Default.aspx (дата обращения: 1.11.2023).
- Е. Г. Шаблова, О. В. Жевняк. Гражданское право — Текст: электронный // 2015. — С. 26. — https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/34721/1/978–5–7996–1460–7.pdf (дата обращения: 25.10.2023).
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 30 сентября 2018 года № 278-З-VI «Специальный налоговый режим — о самозанятых лицах» (редакция от 26 июня 2023 года). — Текст: электронный // Законодательство Приднестровья: [сайт]. — URL: https://pravopmr.ru/Default.aspx (дата обращения: 25.10.2023).
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 30 сентября 2018 года № 269-З-VI «Специальный налоговый режим — патентная система налогообложения» (редакция от 26 июня 2023 года). — Текст: электронный // Законодательство Приднестровья: [сайт]. — URL: https://pravopmr.ru/Default.aspx (дата обращения: 26.10.2023).
- Закон Приднестровской Молдавской Республики от 30 сентября 2018 года № 270-З-VI «Специальный налоговый режим — упрощенная система налогообложения» (редакция от 18 июля 2023 года). — Текст: электронный // Законодательство Приднестровья: [сайт]. — URL: https://pravopmr.ru/Default.aspx (дата обращения: 26.10.2023).
- К. О. Брикса. Особенности гражданско-правовой ответственности предпринимателей// Хозяйство и право. — 2017. — № 6 (485). — С. 99.