Ответственность маркетплейса за нарушение исключительных прав на средства индивидуализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (491) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 02.11.2023

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Камаева, Д. А. Ответственность маркетплейса за нарушение исключительных прав на средства индивидуализации / Д. А. Камаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 199-201. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107242/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор исследует вопросы, связанные с привлечением маркетплейса к ответственности при рассмотрении споров о нарушении интеллектуальных прав на средства индивидуализации. В связи с переходом рыночных отношений в сеть Интернет увеличилось количество недобросовестных лиц, нарушающих исключительные права на средства индивидуализации на электронной торговой площадке. Проанализировав судебную практику, автор выделил особенности привлечения к ответственности маркетплейса как в качестве информационного посредника, так и в качестве лица, нарушающего исключительное право.

Ключевые слова: ответственность, маркетплейс, информационный посредник, интеллектуальные права.

В настоящее время все большую популярность приобретает торговля в сети Интернет. Это доказывает и статистика. Согласно отчёту Ассоциации компаний Интернет-торговли в 2022 году продажа посредством электронной коммерции стала на 43 % больше, чем в 2021 г. [6]. Учитывая это, неудивительно, что возросла популярность и маркетплейсов, которые, если говорить простыми словами, представляют собой электронную торговую площадку, через которую реализуются товары и/или услуги. В судебной практике под маркетплейсом понимается следующее: платформа электронной коммерции, онлайн-магазин, через который предоставляется информация о продаваемых товарах или предоставляемых услугах третьих лиц. Возросшая популярность маркетплейсов привела к переходу не только рыночных отношений в электронный мир, но и к переходу в виртуальный мир отношений, связанных с нарушением исключительных прав на средства индивидуализации. Это отметил в своём исследовании профессор K. M. Saunders, профессор Университета из штата Калифорния [7].

Основным дискуссионным вопросом, когда возникают нарушения интеллектуальных прав на электронных торговых площадках, является возможность привлечения самого маркетплейса к ответственности в качестве ответчика.

Зачастую ответственность маркетплейса ограничена его ролью информационного посредника. Такой подход сложился не только в России, но и в зарубежных странах. В США, например, чтобы привлечь к ответственности электронную торговую площадку, необходимо наличие двух условий:

1) торговая площадка знала или должна была знать о нарушении;

2) торговая площадка не предприняла разумных мер для предотвращения и/ или пресечения указанного нарушения.

В Российской Федерации это прямо вытекает из статьи 1253.1 Гражданского кодекса РФ и подтверждается судебной практикой [1]. Так, в Постановлении от 16.06.2023 N С01–921/2023 по делу N А41–25531/2022 Суд по интеллектуальным правам РФ (далее — СИП РФ) отказал в удовлетворении кассационной жалобы иностранного лица Ludovico Martelli S. P. A. к ООО «Вайлдберриз», обозначив, что данная торговая площадка выполняет роль информационного посредника. Торговая площадка не несёт ответственность, если:

— она не знала и не должна была знать о неправомерном использовании средств индивидуализации;

— после получения заявления от правообладателя о пресечении действий на торговой площадке третьим лицом предприняла разумные меры для предотвращения дальнейшего нарушения интеллектуальных прав.

В своем Постановлении СИП РФ отмечает, что ответственность маркетплейса носит ограниченный характер по смыслу статьи 1253.1 ГК РФ [3].

В деле N А40–26921/2021 истец ссылался, что маркетплейс «Ozon» использует принадлежащие ему товарные знаки в наполнении сайта, однако СИП РФ в своем Постановлении от 21.02.2022 N С01–41/2022 еще раз обозначил: торговая площадка предоставляет возможность размещения информации на сайте для ведения предпринимательской деятельности, следовательно, не может нести ответственности за нарушение интеллектуальных прав [4].

Рассмотрим иное дело N А41–85375/2020, где ответчиком снова выступало ООО «Вайлдберриз». В данном деле СИП РФ не принял довод Общества о его роли в качестве информационного посредника, указав, что Обществу было известно о известно о размещаемой информации, оно могло вносить изменения и также было указано в чеке. Правила пользования, размещённые на сайте, не позволяют сделать вывод о том, что ответчик не знал о размещаемой информации, даже если размещение происходило иным лицом, чем ответчик [5]. Более того, Общество участвовало в процессе реализации и доставки товара и являлось получателем денежных средств.

Два спора по данной категории дел, где Ответчиком выступало ООО «Вайлдберриз», но два разных решения. Дело в том, что при рассмотрении вопроса об отсутствии или наличии ответственности маркетплейса за нарушение интеллектуальных прав, суд обращает внимание на то, какую роль играет маркетплейс в реализации товара. По общему правилу, установленному п.3 ст. 1250 ГК РФ «…меры ответственности за нарушение интеллектуальных прав, допущенное нарушителем при осуществлении им предпринимательской деятельности, подлежат применению независимо от вины нарушителя…» [1]. Как верно подметила А. С. Ворожевич, условия применения ответственности к информационному посреднику — исключение из данного правила [9]. Данное исключение предполагает введение дополнительных условий для привлечения к ответственности: осведомленности торговой площадки о нарушаемом праве и непринятие ею необходимых мер.

Отметим, что в настоящее время многие площадки используют некоторые превентивные меры для предотвращения нарушений исключительных прав на средства индивидуализации. В связи с использованием таких превентивных мер возникает закономерный вопрос: если площадками в качестве превентивной меры используется программное обеспечение, отслеживающее с помощью алгоритмов подозрительные фразы, слова и удаляющее их (например, как у eBay), можно ли говорить о том, что площадка знала о нарушаемом праве и не предприняла соответствующих мер. Считаем, что в данном случае нельзя говорить о том, что маркетплейс мог знать о нарушении исключительных прав, поскольку программное обеспечение не может учитывать все нюансы и может приводить к ошибкам. Ведь программа представляет собой лишь определенный программный код, учитывает лишь заложенные в неё условия, при соблюдении которых программа осуществляет определённое действие, например, удаление информации. Учитывая, что каждый день появляется множество товарных знаков, ни одна программа не может эффективно выявить наличие или отсутствие у определенного лица права на средство индивидуализации, как и сделать вывод о нарушениии данного права. Что касается разумных мер по предотвращению нарушения исключительных прав, исходя из судебной практики такими мерами выступают своевременное удаление с сайта информации, блокировка аккаунта нарушителя.

В каких же случаях маркетплейс несёт перед правообладателем солидарную ответственность с нарушителем исключительных прав? Для этого необходимо доказать, что маркетплейс не является информационным посредником. Согласно п.78 Постановления Верховного суда РФ № 10 вопрос об отнесении владельца сайта к информационному посреднику зависит от того, какую роль он выполнял при размещении материала (активную или пассивную) и получал ли он доходы непосредственно от неправомерного размещения материала [2]. Подобный подход к ответственности маркетплейса сложился и в Европейском союзе: для привлечения электронной торговой площадки за нарушение исключительного права на средство индивидуализации необходимо доказать, что данный маркетплейс имеет коммерческий интерес в размещении товарного знака, то есть торговая площадка вовлечена в деятельность по непосредственной реализации товара, принимает активные участие в данном процессе. В действительности сложившийся подход достаточно логичен и разумен, если площадка не занимается напрямую продажей товаров, а лишь предоставляет техническую возможность такого размещения, то площадка просто не сможет контролировать весь объем размещения информации, у площадки нет ресурса и нет возможности узнать о том, что нарушается право конкретного лица. Все же основным лицом, которое знает достаточно о нарушаемом праве, является сам правообладатель средства индивидуализации. Примечательным в этом ракурсе является дело люксового бренда Christian Louboutin к Amazon, которое приводят в качестве примера в своем исследовании датские адвокаты Саймон Лотце и Троэльс Стокгольм. В своём иске дизайнерский бренд указал, что площадка играет активную роль в размещении товарных знаков и несёт ответственность за такое размещение. Европейский суд учел данный довод, в своём решении активность торговой площадки суд рассматривал через призму следующих обстоятельств:

— способ и условия представления информации о предложениях;

— использование средств индивидуализации в своих рекламных целях;

— наличии услуг в виде хранения и доставки товаров, которые содержат товарный знак [8].

Учитывая это, можно сделать вывод, что для привлечения маркетплейса к ответственности за нарушение прав на средства индивидуализации следует определиться с тем, какую роль он выполняет. Если электронная торговая площадка не осуществляет активных действий по реализации продукции, то в данном случае маркетплейс выполняет роль информационного посредника, и для привлечения маркетплейса к ответственности нужно доказать следующие факты: осведомленность торговой площадки о нарушении исключительных прав на средства индивидуализации и бездействие маркетплейса. Если электронная торговая площадка оказывает дополнительные услуги по доставке, хранению, реализации продукции, то в данном случае маркетплейс несёт солидарную ответственность с нарушителем исключительных прав на средства индивидуализации. Для привлечения маркетплейса следует доказать те факты, которые свидетельствует об активном участии маркетплейса в обороте товаров, размещении товарных знаков на своём сайте в рекламных целях, коммерческий интерес электронной торговой площадки в размещении материала, нарушающего исключительное право на средство индивидуализации.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18 декабря 2006 № 149-ФЗ по сост. На 5 декабря 2022 г.// Собрание законодательства РФ.- 2006. — 52 (1 ч.).- Ст. 5496.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. N 96.
  3. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16.06.2023 N С01–921/2023 по делу N А41–25531/2022 // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.02.2022 N С01–41/2022 по делу N А40–26921/2021 // СПС «КонсультантПлюс. 55
  5. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22 июня 2022 г. N С01–741/2022 по делу N А41–85375/2020 // СПС «КонсультантПлюс.
  6. Главное в онлайн-торговле: рост е-коммерс в отчете АКИТ, ухудшение прогноза по развитию e-grocery, итоги первой ноябрьской распродажи. [Электронный ресурс]. URL: https://new-retail.ru/novosti/retail/glavnoe_v_onlayn_torgovle_rost_e_kommers_v_otchete_akit_ukhudshenie_prognoza_po_razvitiyu_e_grocery5119705/
  7. Saunders, Kurt M. And Berger-Walliser, Gerlinde. The Liability of Online Markets for Counterfeit Goods: A Comparative Analysis of Secondary Trademark Infringement in the United States and Europe (March 22, 2011). Northwestern Journal of International Law & Business. No. 37 (2011). Р. 1–43
  8. Simon Lotze,Troels Stokholm. European Union: Can Online Marketplaces Be Liable For Trademark Infringements? (March, 2023). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mondaq.com/trademark/1295788/can-online-marketplaces-be-liable-for-trademark-infringements#
  9. Ворожевич А. С. Споры по нарушениям исключительных прав на товарные знаки в маркетплейсах/ А. С. Ворожевич // Журнал Суда по интеллектуальным правам. — 2021 г.- № 2 (32). — С. 133–141http://ipcmagazine.ru/legal-issues/disputes-over-infringement-of-exclusive-rights-to-trademarks-in-marketplaces.
Основные термины (генерируются автоматически): средство индивидуализации, торговая площадка, информационный посредник, электронная торговая площадка, ответственность, РФ, нарушение, судебная практика, какая роль, мера.


Похожие статьи

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Социологические исследования показывают, что до сих пор люди не имеют чёткого представления, что такое медиация и кто такой медиатор, и зачастую термин «медиатор» толкуется противоречиво. В статье рассматриваются особенности правового регулирования д...

Современные тенденции и закономерности развития договорного регулирования и правоприменения

В данной статье анализируется аспект правового регулирования соглашений, которые заключаются в сфере автокредитования. Автором определены последние тенденции договорного регулирования в сфере автокредитования, а также приведены примеры того, каким об...

Особенности правового статуса информационных средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена анализу правового статуса современных средств индивидуализации, которые на сегодняшний день не имеют юридической регламентации. Высокая степень доступности компьютерных технологий, а также возможность сохранения анонимности в ...

Сущность ареста на имущества и его значение в уголовном процессе

В статье рассмотрена сущность наложения ареста на имущество как меры уголовно-процессуального принуждения. Исследовано значение применения данной меры для решения задач уголовного судопроизводства и защиты прав потерпевших и иных пострадавших от прес...

Исполнительная надпись как средство защиты прав корпоративных юридических лиц

В настоящее время не теряет своей актуальности проблема защиты прав и законных интересов корпоративных юридических лиц. В целях защиты участников данных правоотношений полномочия нотариуса существенно расширены. В рамках статьи рассматриваются особен...

Проблемы правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации

Статья посвящена проблемам правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации. Определены сходства и различия наименования СМИ с товарным знаком и фирменным наименованием. Изучена судебная практика по данной теме. Приведены причины конфликтов...

Пределы гражданско-правового регулирования отношений, возникающих в виртуальных игровых пространствах. Применение положений статьи 1062 ГК РФ к сфере видеоигр

В статье автор анализирует пределы применения гражданского права к отношениям, возникающим в виртуальных игровых пространствах, а также рассматривает проблему, связанную с применением ст. 1062 ГК РФ в сфере видеоигр. Предлагается введение в правовое ...

Объекты виртуального мира по законодательству Германии

В рамках статьи анализируется опыт Германии по определению объектов виртуального мира с позиции гражданского законодательства. Делается вывод о том, что в данной стране объекты виртуального мира не регулируются вещным правом и являются предметом авто...

Правовая природа и признаки института обеспечения иска в арбитражном судопроизводстве

В статье рассмотрены правовая природа и признаки обеспечения иска в арбитражном судопроизводстве. Определено, что данный институт имеет двойственную природу и служит как эффективной защите прав участников процесса, так и может привести к злоупотребле...

Гражданско-правовая ответственность граждан и юридических лиц

Статья посвящена определению актуального вопроса о гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц, как в российском, так и зарубежном праве, а именно на примере европейских стран. Автором изучаются гражданские положения, на основании к...

Похожие статьи

Роль медиатора в практике решения правовых споров

Социологические исследования показывают, что до сих пор люди не имеют чёткого представления, что такое медиация и кто такой медиатор, и зачастую термин «медиатор» толкуется противоречиво. В статье рассматриваются особенности правового регулирования д...

Современные тенденции и закономерности развития договорного регулирования и правоприменения

В данной статье анализируется аспект правового регулирования соглашений, которые заключаются в сфере автокредитования. Автором определены последние тенденции договорного регулирования в сфере автокредитования, а также приведены примеры того, каким об...

Особенности правового статуса информационных средств индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена анализу правового статуса современных средств индивидуализации, которые на сегодняшний день не имеют юридической регламентации. Высокая степень доступности компьютерных технологий, а также возможность сохранения анонимности в ...

Сущность ареста на имущества и его значение в уголовном процессе

В статье рассмотрена сущность наложения ареста на имущество как меры уголовно-процессуального принуждения. Исследовано значение применения данной меры для решения задач уголовного судопроизводства и защиты прав потерпевших и иных пострадавших от прес...

Исполнительная надпись как средство защиты прав корпоративных юридических лиц

В настоящее время не теряет своей актуальности проблема защиты прав и законных интересов корпоративных юридических лиц. В целях защиты участников данных правоотношений полномочия нотариуса существенно расширены. В рамках статьи рассматриваются особен...

Проблемы правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации

Статья посвящена проблемам правовой защиты названия СМИ как средства индивидуализации. Определены сходства и различия наименования СМИ с товарным знаком и фирменным наименованием. Изучена судебная практика по данной теме. Приведены причины конфликтов...

Пределы гражданско-правового регулирования отношений, возникающих в виртуальных игровых пространствах. Применение положений статьи 1062 ГК РФ к сфере видеоигр

В статье автор анализирует пределы применения гражданского права к отношениям, возникающим в виртуальных игровых пространствах, а также рассматривает проблему, связанную с применением ст. 1062 ГК РФ в сфере видеоигр. Предлагается введение в правовое ...

Объекты виртуального мира по законодательству Германии

В рамках статьи анализируется опыт Германии по определению объектов виртуального мира с позиции гражданского законодательства. Делается вывод о том, что в данной стране объекты виртуального мира не регулируются вещным правом и являются предметом авто...

Правовая природа и признаки института обеспечения иска в арбитражном судопроизводстве

В статье рассмотрены правовая природа и признаки обеспечения иска в арбитражном судопроизводстве. Определено, что данный институт имеет двойственную природу и служит как эффективной защите прав участников процесса, так и может привести к злоупотребле...

Гражданско-правовая ответственность граждан и юридических лиц

Статья посвящена определению актуального вопроса о гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц, как в российском, так и зарубежном праве, а именно на примере европейских стран. Автором изучаются гражданские положения, на основании к...

Задать вопрос