Правовое регулирование охраны (защиты) товарных знаков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №43 (490) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 25.10.2023

Статья просмотрена: 62 раза

Библиографическое описание:

Дужников, Д. А. Правовое регулирование охраны (защиты) товарных знаков / Д. А. Дужников, Г. В. Пусурманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 43 (490). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/490/107003/ (дата обращения: 07.05.2024).



Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью изучить способы защиты товарных знаков, предусмотренные ГК РФ. Поскольку в современном товарном рынке все чаще и чаще приходится сталкиваться с контрактными продуктами и товарами.

Ключевые слова: товарный знак, правообладатель, бренд, способы правовой защиты.

The relevance of this article is due to the need to study the ways to protect trademarks provided for by the Civil Code of the Russian Federation. Since in the modern commodity market, more and more often we have to deal with counterfeit products and goods.

Keywords: trademark, copyright holder, brand, ways of legal protection.

Цель исследования — изучить способы защиты товарных знаков, а также изучить ответственность и разобраться в причинах прекращения правовой защиты товарных знаков.

Научная новизна — тема защиты товарных знаков, особенно актуальна в XXI веке, поскольку зачастую в товарных и иных отраслях происходят различной степени нарушения, одним из таких являются подмена товара с идентичным знаком и его дальнейшая реализация на рынке товаров.

В результате исследования — Изучены способы правовой защиты товарных знаков, а также причины прекращения таковой защиты.

В современных условиях развития рынка товарной продукции, нередко встречаются случаи подделки товарных знаков и знаков обслуживания, появление на продуктовых полках контрафактной продукции под именем тех или иных организаций.

В связи с этим одной из основных задач становится необходимость обеспечения правовой охраны этих самых товарных знаков.

Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарным знаком признаётся «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Помимо этого товарный знак также зачастую называют «бренд», «логотип», «товарная марка», но наиболее верно верное понятие — это «товарный знак».

Согласно ст. 1482 ГК РФ, товарные знаки могут быть нескольких видов и быть различных цветов и сочетаний.

  1. «В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
  2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании» [1].

Одним из основных способов защиты товарного знака является «государственная регистрация товарного знака, осуществляется она федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации» [1].

Если же юридические лица и индивидуальные предприниматели не воспользуются данной процедурой, то в случае подделки их товарного знака они не вправе предъявлять требование к лицу, совершающему подделку того или иного не зарегистрированного товарного знака [7].

В случае же если такой процедурой воспользовались, согласно ч.2, а также ч.4 статьи 1515 ГК РФ «правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

– в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения,

– в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака» [1].

После процедуры регистрации товарного знака, правообладатель получает свидетельство, которое свидетельствует о исключительном праве владельца. С этого момента наступает правовая охрана товарного знака [9].

Таким образом использование схожих с данным товарным знаком обозначений запрещено без согласия на то правообладателя.

Прекращается правовая охрана товарного знака согласно ст. 1514 по нескольким причинам:

1) «в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак,

2) на основании принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 1511 настоящего Кодекса решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками,

3) на основании принятого в соответствии со статьей 1486 настоящего Кодекса решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием,

4) на основании принятого по заявлению любого лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с прекращением юридического лица — правообладателя или регистрацией прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — правообладателя,

5) в случае отказа правообладателя от права на товарный знак,

6) на основании принятого по заявлению заинтересованного лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида,

7) на основании принятого по заявлению любого лица решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, зарегистрированного в соответствии с пунктом 7 статьи 1483 настоящего Кодекса, в случае прекращения права использования соответствующих географического указания или наименования места происхождения товара» [1].

Подводя итог выше сказанному стоить отметить один из основных способов защиты товарного знака это его регистрация, получение свидетельства. Но, к сожалению, количество контрафакта на товарном рынке с каждым годом меньше не становится, поскольку рынок постоянно пополняется все новыми и новыми товарами, а сделать регистрацию товарного знака либо забывают, либо не хотят, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств не испортить себе репутацию.

Также важно выделить, что правообладатель может привлечь нарушителя к ответственности, но на это потребуется огромное количество затрат и времени для того, чтобы выявить нарушителя (изготовителя контрафакта) и его поставщиков.

Литература:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // СЗ РФ N 5, 29.01.96, ст.410.
  2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14–ФЗ (в ред. с изм. и доп. от 23.05.2020 № 146–ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 29.01.96. — № 5 — ст. 410.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 1.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 — ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание Законодательства РФ 17.06.1996, № 25, ст. 455.
  5. Близнец И. А. Интеллектуальная собственность в современном мире. Монография. М.: Проспект, 2017 г., 128 с.
  6. Рожкова М. А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Москва: Проспект, 2016., 184 с.
  7. Чаусская О. А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. — М.: Дашков и К, 2013., 230 с.
  8. Крашенинников П. В. Товарный знак: Постатейный комментарий статей 1477–1515 Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Статут, 2010. — 224 с.
  9. Рожкова М.А. Интеллектуальная собственность: основные аспекты охраны и защиты. Москва: Проспект, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): товарный знак, правовая охрана, досрочное прекращение, знак, ГК РФ, интеллектуальная собственность, исполнительная власть, федеральный орган, правовая защита, правообладатель.


Похожие статьи

Задать вопрос