Проблема развития инклюзивной среды в образовательных организациях сельских местностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.10.2023

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Лисеева, Е. С. Проблема развития инклюзивной среды в образовательных организациях сельских местностей / Е. С. Лисеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106855/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье автор исследует проблемы внедрения и развития инклюзивной среды в школах сельских местностей и ищет пути их решения.

В настоящее время одной из главных тенденций педагогической деятельности в современном образовании является гуманизация образования. Гуманизация образования — это один из основных ориентиров современного образования, подразумевающих рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, постановку акцента на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами. Несмотря на то, что принцип гуманизации образования является одним из традиционных и основополагающих в дидактике, на современном этапе развития образования реализация этого принципа обеспечивается уже другими условиями, в первую очередь, комплексностью традиционных и новых тенденций функционирования образовательной системы [5, с. 107].

Инклюзия является одним из принципов гуманизации общественных отношений, в соответствии с которым реализуется право человека, независимо от уровня его физического, умственного развития, расы, этнической, религиозной принадлежности и т. д. включаться в общественные отношения. «Инклюзия» от английского «inclusion» означает «включенность». Инклюзивное (включенное) образование предполагает предоставление возможности всем учащимся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, получать образование в общеобразовательных школах, детских садах, институтах. Необходимость инклюзивного образования обосновывается тем, что в традиционной образовательной системе определенная часть детей не может получить полноценного образования из-за своих особенностей.

Интеграция России в мировое образовательное пространство предполагает создание новых моделей, позволяющих учебным заведениям различных образовательных ступеней следовать глобальным тенденциям. Однако многочисленные нерешенные проблемы сдерживают такие реформы [4, с. 10]. Одной из таких проблем является развитие инклюзивной среды в образовательных организациях сельских местностей.

Правам детей с особыми возможностями здоровья, в настоящее время уделяется все большее внимание. Согласно ФГОС «Требования к результатам освоения основной образовательной программы, её структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации» [7, с.4]. Вследствие этого актуальным вопросом современной системы образования стал поиск решений и обеспечение путей получения образования лицам с ОВЗ.

В далёком 2010 году Президентом РФ была принята и утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Эта система обязывала создавать условия для инклюзивного образования во всех школах России. Всё это было сделано для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды могли получить качественное и доступное образование в обычной общеобразовательной школе, чтобы поддержать их полноценное развитие, самореализацию, социализацию в обществе и дать возможность получить образование наравне со сверстниками.

В настоящее время существуют специальные школы для детей с ограниченными возможностями. Однако, такие заведения имеют не самые хорошие отзывы и оценки, т. к. бывали случаи, что дети сбегали из таких школ или отказывались туда ехать. Родители тоже в основном не поддерживают идею таких школ и имеют негативные представления о них, несмотря на оснащённость и необходимые условия, специально созданные для обучения их детей [6, с. 24]. Поэтому, одним из самых лучших вариантов интегрированного образования является обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах.

Перед образовательными организациями встали непростые задачи реализации права детей с ОВЗ на инклюзивное образование в обычной школе. Одной из таких задач стал выбор методов и средств осуществления принципов инклюзивности. Другой задачей стал выбор методов и средств организации образовательного процесса в условиях инклюзии с учетом особых образовательных потребностей обучающихся разных возрастных групп. Немаловажной задачей перед образовательными организациями явилось создание специальных компетенций учителей, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, воспитателей, работающих в системе инклюзивного образования [1, с. 10].

Введение в школы инклюзивного образования предполагает не только формирование отношения между детьми или доступные для них знания, но и создание условий, которые позволят детям с ОВЗ комфортно пребывать в школе. Если в школах, которые находятся в крупных городах, создать комфортные условия будет проще, то школы, находящиеся в сёлах и глубинках, столкнулись с серьёзными проблемами по решению этого вопроса.

Первая проблема внедрения инклюзивного образования в деревенские школы связана с нехваткой средств на реализацию данной задачи. Инклюзия предполагает значительные материальные затраты, которые ложатся на плечи учебных заведений, на техническое оснащение и транспортную поддержку обучающихся. Пандусы, специальные поручни, лифты, расширенные дверные проемы, специализированные туалетные комнаты, всё это должно быть в школе для комфортного пребывания детей с ОВЗ. Тем не менее, многие учебные помещения попросту не предусмотрены для этого. Большинство помещений не подходят для установки специальных технических средств. Само приобретение дорогостоящих технических средств, зачастую является сложным для школ из глубинок. Поэтому такие не готовы к встрече с детьми-инвалидами [2, с. 281].

Для решения данной проблемы на уровне школы видится в переходе к дистанционному обучению лиц с ОВЗ. На сегодняшний день такая возможность предусмотрена практически во всех школах различных населенных пунктах, т. к. такая практика уже использовалась не только по всей России, но и по всему миру в период ковидных ограничений. Данный способ решает не все проблемы, например, не каждый ребенок в силу своих физических, интеллектуальных способностей, может стать участником дистанционного обучения без помощи взрослых. Кроме того, данное решение не реализует социальные потребности обучающегося, однако ребенок способен получать приемлемый уровень знаний. Другим решением этой проблемы видится в поиске спонсоров, либо в подаче заявки на грант, направленный на помощь в получении средств на приобретение необходимого инвентаря и устройств для оснащения классов, в которых будут проходить уроки с лицами с ОВЗ.

Другой проблемой инклюзивного образования в сельских школах является специальная подготовка педагогических кадров. Если в больших городах у людей есть быстрая доступность к вузам, которые занимаются подготовкой учителей, то у учителей из сёл такой лёгкой доступности нет. Чтобы получить качественную переподготовку сельским педагогам придётся ехать в город, теряя при этом время и пропуская уроки. В маленьких школах часто на одного учителя приходится несколько предметов и, если такой учитель отлучится по своим, даже очень важным делам, несколько классов могут надолго остаться без уроков, т. к. замену для такого учителя найти будет практически невозможно.

К этой же проблеме можно отнести и тот факт, что детям с ОВЗ потребуются психолог, логопед, дефектолог, тьютор, медицинские работники, которые должны осуществлять медицинскую реабилитацию детей с ОВЗ [6, с. 25]. Люди данных специальностей в сельских школах могут просто отсутствовать, либо на их месте могут находиться люди, имеющие какое-либо педагогическое образование, либо вообще не относящиеся к этой профессии.

Решение данной проблемы видится в разработке специальных программ, хотя бы на уровне школы, для переподготовки и повышения квалификации уже работающих учителей. Для подготовки учителей общеобразовательных школ в программу их образования должны быть введены дисциплины, способствующие их дальнейшему успешному взаимодействию с детьми, отличающимися различными уровнями готовности к обучению [3, с. 565].

К примеру, если говорить о подготовленности современных педагогов, то можно сказать, что автор работы как выпускник педагогического университета владел определенными знаниями и навыками работы с детьми, нуждающимися в особых образовательных потребностях. Учебные курсы: «Специальная психология и педагогика», «Методика обучения истории», «Методика обучения иностранному языку» затрагивали вопросы инклюзивного образования. Многое в настоящем пригодились в процессе работы в школе.

Что касается таких профессий, как логопед, дефектолог и всех, кто нужен для работы с детьми с ОВЗ в образовательную организацию, то школе стоит либо переучивать своих людей, которые уже есть на местах, либо приглашать и чем-то заинтересовывать новых специалистов. Я думаю, что стоит организовать всероссийскую программу, похожую на «Земского учителя», которая бы привлекла в сёла специалистов в своём деле.

Третьей проблемой можно назвать незаинтересованность в участии педагогов в реализации инклюзивного образования. Многие из них осознают всю сложность данного процесса, который включает в себя много потраченного времени на учёбу, новые трудности, связанные с ещё большей документацией и практикой данного обучения, поэтому боятся таких нововведений. Более того, учителя могут бояться детей, отличающихся от тех, с которыми приходится работать все основное время. Это связано с тем, что с такими детьми будет сложнее работать, также зависит отношение и понимание родителей к учительскому труду. Чтобы в работе с особенным ребёнком был результат, необходимо обязательное участие родителя в образовательном процессе, а не надежда лишь только на силы школы.

Решение данной проблемы может быть следующим. Администрация школы должна будет продумать дополнительные способы мотивации и стимулирования педагогических работников, но самое важное — оказание помощи и поддержке учителям, сталкивающимся с проблемами при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Зачастую учителя нуждаются в банальном совете со стороны опытных коллег.

Многие молодые специалисты, выйдя из стен вуза могут столкнуться в классе с особенным ребёнком. Не всегда вузовские знания и умения могут помочь, ведь, как правило, бывшие студенты знают лишь теоретическое применение каких-то методов, но в реальной ситуации всё может сложиться немного не так, как в идеальном видении молодого учителя. Поэтому, без поддержки и своевременного администрации школы, сложности могут быть очень большие.

Таким образом, актуальность развития инклюзивного образования в сельских школах очевидна. По статистическим данным Министерства образования РФ число детей с ОВЗ увеличивается на 5 % ежегодно. Несмотря на часто небольшое количество детей в сельских школах, хотя бы 1 ребёнок с ОВЗ может там учиться. И несмотря на отсутствие условий в школе для обучения, у родителей маленьких поселений нет выбора, куда отдать учиться своего ребёнка, однако, даже, если выбор есть (в сёлах может быть по несколько школ), это конституционное право родителя выбрать учебное заведение. Поэтому в сельских школах однозначно нужно развивать и находить возможности к реализации инклюзивного образования.

Полноценное создание инклюзивной среды в небольших образовательных учреждениях ограничено рядом серьезных проблемы. Инклюзивное образование строится на таких механизмах как создание необходимой технологической среды в современной школе, формирование инклюзивной компетентности будущих учителей, наполнение педагогического коллектива необходимыми кадрами для работы с лицами с ОВЗ. Инклюзивный подход затрагивает не только детей с особыми возможностями здоровья, но и всех членов педагогического процесса. Поэтому педагогическая деятельность должна быть приспособлена к таким детям, не забывая об их одноклассниках.

В результате преобразований, необходимых для инклюзивного образования в небольших поселениях, в образовательном пространстве произойдет повышение уровня качества образования для детей с ОВЗ и, возможно, сотрутся рамки между общим и инклюзивным образованием, как в селе, так и в городе. Это сможет отразиться на повышении компетентности всех учителей в вопросах инклюзивного образования. От успеха в реализации инклюзивных программ зависит возможность детей с особыми потребностями получить качественную подготовку не только в больших и развитых городах, но и в маленьких сёлах.

Литература:

1. Байкова Л. А. Актуальные проблемы педагогической науки и образования в контексте мировых тенденций: метасистемный подход // Модернизация образования: проблемы общего, среднего профессионального и высшего образования: материалы XXVI Рязанских педагогических чтений, 22 марта 2019 г. / под ред. Л. А. Байковой. — Рязань, 2019. — С. 280–284.

2. Гараева Н. И., Колобова Н. А. Современные проблемы инклюзивного образования // Учебные заметки ТОГУ. — Т. 8. — № 3, 2017. — 603 с.

3. Конашенкова, К. О. Проблематика инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 564–566.

4. Матанова Е. А. Педагогика сегодня: проблемы и решения // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2019 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. — С. 9–12.

5. Мендель, Б. Р. Современные проблемы педагогической науки и образования: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — с. 303.

6. Султанбаева К. И., Ербягина А. А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сельской школы // Педагогика. — 2016. — № 7. — С. 24–25.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования № 413 от 17 мая 2012 г. (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413). — 58 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, школа, ребенок, проблема, инклюзивная среда, ограниченная возможность здоровья, учитель, образовательный процесс, общее образование, особенный ребенок.


Похожие статьи

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Инклюзивное образованиепроблемы и пути решения

инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, потребность, возможность, время, образовательный процесс, общее образование, система образования, современная школа.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

– формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства.

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками носит характер «включения» особого ребенка в образовательный процесс и является Инклюзивным образованием.

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

Инклюзивное образование как социально-педагогический...

По мнению Кашаповой М. Л., интегрированное (инклюзивное) образование — это процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, либо в средних и высших образовательных учреждениях.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ...

Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладеет умениями и знаниями в условиях общеобразовательного учреждения в соответствии с вариантом программы, рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссии согласно ФГОС НОО ОВЗ.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

Инклюзивная образовательная среда предполагает психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и других участников образовательного процесса в условиях совместного обучения.

Развитие инклюзивного образования в России и в мире: от...

Первый этап становления инклюзивного образования в России берёт начало с 90-х гг. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями» пришло в российскую педагогику из зарубежной науки в 90-х гг. ХХ века.

Похожие статьи

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Инклюзивное образование включает в себя ряд важных ценностных установок

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Инклюзивное образованиепроблемы и пути решения

инклюзивное образование, ребенок, ограниченная возможность здоровья, потребность, возможность, время, образовательный процесс, общее образование, система образования, современная школа.

Инклюзивное образование — право каждого ребенка...

– формирование системы инклюзивного образования, что обеспечивает доступность образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в школах по месту жительства.

Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях вместе со здоровыми сверстниками носит характер «включения» особого ребенка в образовательный процесс и является Инклюзивным образованием.

Развитие инклюзивного образования в России | Молодой ученый

Инклюзивное образование предусматривает не только включение детей с ОВЗ в образовательный процесс, но и перестройку всего процесса образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.

Инклюзивное образование как социально-педагогический...

По мнению Кашаповой М. Л., интегрированное (инклюзивное) образование — это процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах, либо в средних и высших образовательных учреждениях.

Особенности реализации инклюзивного образования лиц с ОВЗ...

Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладеет умениями и знаниями в условиях общеобразовательного учреждения в соответствии с вариантом программы, рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссии согласно ФГОС НОО ОВЗ.

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

Инклюзивная образовательная среда предполагает психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и других участников образовательного процесса в условиях совместного обучения.

Развитие инклюзивного образования в России и в мире: от...

Первый этап становления инклюзивного образования в России берёт начало с 90-х гг. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями» пришло в российскую педагогику из зарубежной науки в 90-х гг. ХХ века.

Задать вопрос