Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 45 раз

Библиографическое описание:

Винокурова, А. В. Формирование математических представлений у детей раннего дошкольного возраста с помощью игр Монтессори / А. В. Винокурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106509/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассмотрена роль игр Монтессори в формировании математических представлений у детей раннего дошкольного возраста. Раскрыта методика работа с использованием игр Монтессори.

Ключевые слова: математические представления, ранний дошкольный возраст, дидактические игры, методика, организация.

Под формированием математических представлений понимают взаимосвязь и взаимообусловленность представлений о разнообразных математических данных, таких как пространство, форма, величина, время и количество. Все эти представления способствуют познавательному развитию дошкольников. Исходя из этого, формирование математических представлений детей раннего дошкольного возраста считается сложнейшим и многогранным процессом. Актуальность исследования заключается в том, развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста невозможно без использования в работе дидактических игр, так как игра является ведущим видом деятельности детей данного возраста [2].

Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста сопровождается развитием различных навыков, среди которых математические представления занимают важное место. Программы по формированию математических представлений содержат разные приемы и методы, которые так необходимы для становления и формирования элементарных математических форм, размеров, расположении предметов и т. д.

Цель формирования и развития математических представлений у детей раннего дошкольного заключается в том, чтобы развить у малышей любознательность, активировать познавательную мотивацию. Формирование представлений о математических формах, размерах и т. д. также является целью развития математических представлений.

Дети раннего возраста хорошо воспринимают только те математические задания, которые взрослые демонстрируют им с использованием реальных предметов и конкретных действий (положи еще один...; убери все...; не осталось ни одного...).

В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей раннего возраста особое внимание следует уделять играм.

Иры по методике М. Монтессори способствуют развитию навыков, умений, позволяющих ребёнку делать необходимые выводы, а точнее маленькие открытия.

Приобрести навыки в области математических представлений можно с помощью следующих средств:

– специально-разработанные программы и пособия;

– обычные предметы быта.

Ключевое слово в лексиконе М. Монтессори — это «свобода».

Цель методики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить свободу, независимость, самостоятельность и ответственность при приеме конкретных решений.

Метод Монтессори основывается в том, чтобы наблюдать за ребенком в естественных условиях и принять его таким, какой он есть.

Основным принципом Монтессори является подтолкнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию.

Девиз метода Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Одними из эффективных методов по формированию математических представлений у детей раннего возраста являются игры Монтессори.

В построении системы игр Монтессори и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:

– от конкретного к абстрактному;

– от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.

В настоящее время наблюдается широкое разнообразие игр Монтессори (рис. 1).

Игры Монтессори

Рис. 1. Игры Монтессори

Таким образом, игры Монтессори оказывают положительное влияние на формирование математических представлений у детей раннего возраста (рисунок 1).

Влияние игр Монтессори [2]

Рис. 1. Влияние игр Монтессори [2]

Организация работы при помощи игр Монтессори происходит по следующему алгоритму:

  1. Необходимо разработать предметно-пространственную среду, такую, чтобы, попадая в неё, ребёнок мог учиться самостоятельно.
  2. Собрать, изготовить необходимый дидактический материал
  3. Поддерживать и обогащать предметно-пространственную среду
  4. Показать, объяснить, но никогда не делать за ребёнка. Ребёнок должен сам, методом проб и ошибок научиться всему сам [1].

При такой методике воспитания и обучения у детей появляются не только новые умения и навыки, ребёнок приобретает чувство независимости и уверенности, развивает естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объёме, который он в состоянии освоить. Ребёнка должна учить сама окружающая среда.

Методика работы с играми Монтессори должна учитывать следующие требования:

  1. Развивающая среда с играми, игровыми пособиями должна быть доступна.
  2. Нельзя ставить перед собой цель воспитывать вундеркинда. В погоне за результатом можно перегрузить ребёнка и отбить у него желание заниматься, а демонстрируя результаты окружающим — испортить характер ребёнка.
  3. Необходимо разговаривать с детьми обо всём и везде — на прогулке, в совместной деятельности, комментировать все свои действия, обсуждать ближайшие планы. Разговоры с детьми, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.
  4. Нельзя нагружать детей знаниями «про запас», которые не пригодятся ему в ближайшее время. Необходимо изучать и осваивать то что нужно сейчас.
  5. Не стоит углубляться в изучение какого-то одного предмета, в ущерб остальным. Необходимо осуществлять работу по интересам детей.
  6. Все игры и НОД вводить по принципу от простого к сложному. Если дети не справляются с чем — то упрощать задания.
  7. Использовать как можно больше разнообразных методических пособий. Освещать одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, изо-деятельности и др.
  8. Радоваться каждому успеху детей и хвалить их!
  9. С самого раннего детства необходимо предоставить ребёнку как можно больше самостоятельности в быту [3].

Таким образом, система игр М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашем современном мире, несмотря на более чем 100-летнюю практику, очень тесно перекликается с требованиями ФГОС ДО. Игры Монтессори являются одним из эффективных методов для формирования математических представлений у детей раннего дошкольного возраста.

Литература:

  1. Боброва Н. Б. Монтессори у вас дома. Математика. — СПб.: Питер, 2016 –128 с.
  2. Помораева И. А., Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. — Мозаика — Синтез, М., 2011.
  3. Филипова Е. В. Использование дидактических игр при формировании математических представлений детей дошкольного возраста // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие»: Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Том Часть 2. Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «НАЦРАЗВИТИЕ», 2019. — С. 96–98.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний дошкольный возраст, представление, ребенок, игра, ранний возраст, формирование, методика работы, предметно-пространственная среда, том.


Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Воспитание детей раннего возраста. Аксарина, Н.М. — М.: Медецина 2007. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Ряд исследователей (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Организация предметно-пространственной среды для детей...

 Предметно-пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка. Она воспитывает и развивает его, поэтому имеет свои основные характеристики. Для детей раннего возраста это

Организация вариативных форм дошкольного образования детей...

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего...

Одним из компонентов развивающей среды детей раннего возраста в нашем детском саду, являются сенсорные макеты . Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Теоретические подходы к планированию образовательной работы...

Возрастные интенции детей раннего возраста определяют особенность планирования педагогического процесса, который целостно ориентирован на совместную деятельность взрослого и детей.

Формирование пространственных представлений у детей...

Основная цель формирования пространственных представлений — совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме [4].

Место воспитателя в организации развивающей...

Сорокина, И. В. Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста / И. В. Сорокина, Н. Л. Кульдубаева.

Формирование временных представлений детей дошкольного...

время, ребенок, дошкольный возраст, представление, восприятие времени, ознакомление детей, повседневная жизнь, различный вид деятельности, ранний возраст, Чуднов.

Организационно-педагогические условия создания...

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную...

Похожие статьи

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Воспитание детей раннего возраста. Аксарина, Н.М. — М.: Медецина 2007. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Ряд исследователей (Н. М. Аксарина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.) полагает, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Организация предметно-пространственной среды для детей...

 Предметно-пространственная среда несёт в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребёнка. Она воспитывает и развивает его, поэтому имеет свои основные характеристики. Для детей раннего возраста это

Организация вариативных форм дошкольного образования детей...

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего...

Одним из компонентов развивающей среды детей раннего возраста в нашем детском саду, являются сенсорные макеты . Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Теоретические подходы к планированию образовательной работы...

Возрастные интенции детей раннего возраста определяют особенность планирования педагогического процесса, который целостно ориентирован на совместную деятельность взрослого и детей.

Формирование пространственных представлений у детей...

Основная цель формирования пространственных представлений — совершенствование чувственного опыта пространственного различения и на этой основе создание базы для отражения пространства в понятийно-логической форме [4].

Место воспитателя в организации развивающей...

Сорокина, И. В. Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста / И. В. Сорокина, Н. Л. Кульдубаева.

Формирование временных представлений детей дошкольного...

время, ребенок, дошкольный возраст, представление, восприятие времени, ознакомление детей, повседневная жизнь, различный вид деятельности, ранний возраст, Чуднов.

Организационно-педагогические условия создания...

Предметно-развивающая среда с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на познавательное развитие и умственную активность ребенка. Предметно-развивающая среда должна выполнять развивающую, образовательную...

Задать вопрос