Право ребенка на определение национальной принадлежности: понятие и место в системе прав человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 09.10.2023

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Болтачева, А. А. Право ребенка на определение национальной принадлежности: понятие и место в системе прав человека / А. А. Болтачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 174-175. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106449/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор рассматривает право на определение национальной принадлежности относительно его общего смысла, а также относительно особенностей, обусловленных спецификой ребенка как субъекта права. Даны понятия данных категорий права, выделены ключевые отличия друг от друга, более подробно раскрыта сущность соответствующего права ребенка в международном понимании.

Ключевые слова: права человека, право ребенка на определение национальной принадлежности, Конвенция о правах ребенка, родная культура и язык.

Современное международное право уделяет достаточно пристальное внимание вопросам регламентирования и реализации прав человека, неотъемлемой частью которых являются права ребенка. Вместе с тем несмотря на то, что права детей и права человека соотносятся друг с другом как часть и целое, права первых заслуживают отдельного исследования ввиду особенностей, присущих детям как непосредственных пользователей соответствующего права.

Для того, чтобы выделить разницу между данными категориями необходимо определиться с содержанием каждой из них. В международном понимании права человека — это комплекс неотделимых от личности прав, вне зависимости от расы, вероисповедания, пола или других критериев, включающих в себя, например, право на жизнь и свободу, на труд, образование и многое другое (в том числе, и на определение национальной принадлежности) [1]. При этом было бы в корне неверно предположить, что права детей относительно прав человека в какой-либо мере могут быть умалены. Наоборот, ребенок является, пожалуй, самым зависимым и незащищенным субъектом права, и в то же время все международное сообщество заинтересовано в здоровом и гармоничном развитии каждого ребенка, так как будущее сообщества будет зависеть от последующей деятельности этого ребенка во взрослом возрасте. Следовательно, международное право особенно подчеркивает необходимость понимания защиты прав ребенка от неправомерных на них посягательств.

В контексте права на определение национальной принадлежности также существует ряд отличий в регулировании и реализации для детей и взрослых. Так, общее право состоит из нескольких важных составляющих: свобода указания национальной принадлежности, право народов определять форму своего государственного существования и политический статус без постороннего вмешательства, право определять вектор социального и культурного развития. Как видно из приведенных категорий, общее право включает в себя и политический вопрос, а дети в силу возраста и объема дееспособности ограничены во влиянии на него, поэтому право ребенка на определение национальной принадлежности в большей степени заключается в вопросах культуры, социума и семьи.

Следует подчеркнуть, что, как было отмечено выше, обозначенное ограничение не является умалением прав ребенка, поскольку основной задачей детей является получение должного количества знаний для вступления во взрослую жизнь через обучение и совершение ошибок, а не решение вопросов, для погружения в которые им пока что не хватает компетенции и опыта. Напротив, для получения этого опыта в положительном ключе ребенку необходимы все возможные культурные и социальные ресурсы, которые ему может предоставить родное государство и весь мир. Так, пусть ребенок не располагает в полной мере всеми политическими правами, но, во-первых, они не так ему необходимы (пусть и влияют на него), а, во-вторых, повышенное внимание сосредоточено на других сферах, более значимых для его благополучия.

Так какой же комплекс прав представляет собой право ребенка на определение национальной принадлежности?

Прежде всего это право на жизнь, получение воспитания и образования в родной семье в рамках родной культуры. Только в исключительных случаях, когда безопасность ребенка находится под угрозой по тем или иным причинам (чаще всего при неспособности родителей закрыть его базовые потребности или в случае возникновения чрезвычайной ситуации), он может быть изъят из семьи временно или постоянно. При этом ни при каких обстоятельствах он не может быть лишен права на изучение собственной культуры, родного языка, традиций и др. Важным аспектом тут так же является привитие ребенку терпимости и уважения к другим культурам как для расширения его собственного кругозора, так и для гармоничного существования различных этнических групп в мире и сохранения общечеловеческого наследия [2].

Кроме того, в право ребенка на определение национальной принадлежности, безусловно, включено право на свободу от дискриминации по национальному признаку и на беспрепятственное развитие в соответствии с принципами международного права [3]. Акцент на фундаментальности этого права детей также обусловлен их влиянием на будущее совершенствование международного права и жизни общества в целом.

В заключение хотелось бы обобщить основные тезисы, приведенные в настоящей статье. Общее право на определение национальной принадлежности и соответствующее право ребенка — это целое и его часть. Вместе с тем нельзя игнорировать характерные черты, присущие детям, при регулировании их прав.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 04.10.2023).
  2. Конвенция о правах ребенка. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 04.10.2023).
  3. Декларация прав ребенка. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml (дата обращения 04.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): национальная принадлежность, ребенок, международное понимание, родная культура.


Похожие статьи

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

Если человек не знает своих истоков, своей национальной культуры, ему будет чужда и культура другого народа, без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение к истории и традициям других народов.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Теоретические основы формирования межнациональной...

В традиционном понимании нация представляет собой исторически выделившуюся из народности группу людей, обладавшую многочисленными специфическими элементами культуры (искусство, костюм, жилище, кухня и т.д.), важнейшим из которых является язык.

Традиция – семья – культура | Статья в сборнике...

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения — это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

В 6–7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. В 8–9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей...

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

Обобщение различных исследований, посвященных проблеме толерантности, показывает, что понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, типа культуры и традиции того или иного народа.

Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного...

В этот день мы провели физкультурное развлечение, познакомив детей с национальными играми. По возможности я привлекала родителей воспитанников — носителей другой культуры. Они рассказывали детям о своей культуре, национальных костюмах, праздниках.

Воспитание личности в условиях межкультурного общения...

Каждая из этих наций ввела свой национальный язык в качестве государственного языка и обеспечила в государстве все условия для всестороннего развития своей национальной культуры, языка и формирования соответствующей языковой личности у своих граждан.

Исследование полноты этнических представлений дошкольников

После этого детям был предложен опросник, касающийся их национальной принадлежности. 2) Методика «Общая этническая осведомленность» - испытуемым были представлены иллюстративные изображения стран из основных этнических регионов.

Похожие статьи

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

Если человек не знает своих истоков, своей национальной культуры, ему будет чужда и культура другого народа, без знания основ народной жизни, родного фольклора невозможно воспитать интерес и уважение к истории и традициям других народов.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение...

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.

Теоретические основы формирования межнациональной...

В традиционном понимании нация представляет собой исторически выделившуюся из народности группу людей, обладавшую многочисленными специфическими элементами культуры (искусство, костюм, жилище, кухня и т.д.), важнейшим из которых является язык.

Традиция – семья – культура | Статья в сборнике...

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения — это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения.

Пути формирования гражданской, этнической и социальной...

В 6–7 лет ребёнок приобретает первые фрагментарные знания о своей этнической принадлежности. В 8–9 лет ребёнок уже чётко идентифицирует себя со своей этнической группой, на основании национальности родителей, места проживания, родного языка.

Воспитание начал патриотизма и гражданственности детей...

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов...

Обобщение различных исследований, посвященных проблеме толерантности, показывает, что понимание толерантности и терпимости неоднозначно в различных культурах и зависит от исторического опыта, типа культуры и традиции того или иного народа.

Опыт работы по воспитанию у детей старшего дошкольного...

В этот день мы провели физкультурное развлечение, познакомив детей с национальными играми. По возможности я привлекала родителей воспитанников — носителей другой культуры. Они рассказывали детям о своей культуре, национальных костюмах, праздниках.

Воспитание личности в условиях межкультурного общения...

Каждая из этих наций ввела свой национальный язык в качестве государственного языка и обеспечила в государстве все условия для всестороннего развития своей национальной культуры, языка и формирования соответствующей языковой личности у своих граждан.

Исследование полноты этнических представлений дошкольников

После этого детям был предложен опросник, касающийся их национальной принадлежности. 2) Методика «Общая этническая осведомленность» - испытуемым были представлены иллюстративные изображения стран из основных этнических регионов.

Задать вопрос