Современная музыка Казахстана: «Парус надежды» В. Завгороднего | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 06.10.2023

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Завгородняя, В. В. Современная музыка Казахстана: «Парус надежды» В. Завгороднего / В. В. Завгородняя. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 135-139. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106408/ (дата обращения: 08.05.2024).



Фортепианная музыка Казахстана представлена различными жанрами: от миниатюры до крупных форм. Среди произведений для фортепиано достаточно много циклов пьес программного характера, которые с интересом исполняются учащимися ДМШ, студентами колледжей, любителями музыки. Из композиторов современного поколения выделяются фортепианные произведения и обработки В. Завгороднего, А. и С. Абдинуровых, А. Сагат, Р. Кали, Д. Останьковича, М. Сутюшева, С. Еркимбекова, Н. Федоровой и др. [1]

«Парус надежды» — сюита для фортепиано композитора и педагога-пианиста Владимира Завгороднего. Она была написана в 2014 году.

Основу сюиты «Парус надежды» составили разнохарактерные пьесы, связанные с образами моря. В творчестве композитора Завгороднего неслучайно появление морской тематики. В прошлом Владимир Ефимович был профессиональным моряком. Окончив Благовещенское речное училище, он получил специальность штурмана-судоводителя и проходил службу на Тихоокеанском флоте на крейсере «Адмирал Лазарев». Конечно, он не понаслышке прочувствовал на себе не только романтику, но и реалии необъятной морской стихии. Свои незабываемые воспоминания и впечатления о море композитор отразил в музыке сюиты [2].

Все 5 частей сюиты имеют программные названия и поэтические эпиграфы, еще более усиливающие образные ассоциации авторского замысла.

Несмотря на то, что каждая пьеса представляет собой вполне законченный самостоятельный образ, все вместе они составляют цикл с логически выстроенной драматургией.

1 часть

“Элегия”,

2 часть

“Дельфин и Русалка”,

3 часть “Летучий Голландец”,

4 часть “Девятый вал,”

5 часть

“Парус Надежды”.

Экспозиция

(зов к странствиям)

Завязка (сказочно-волшебный мир)

Развитие (призрак)

Кульминация (испытания)

Развязка (Надежда)

Первая часть сюиты — «Элегия» предваряется эпиграфом: «Море, возьми меня в дальние дали парусом алым вместе с собой» [3]. «Элегия» — одна их самых поэтичных страниц не только сюиты, но и всей фортепианной лирики музыканта. Фактура пьесы с мягко раскачивающейся мелодией песенного склада на фоне аккомпанемента из разложенных аккордов определяет образный характер пьесы. Музыка наполнена романтической мечтой о море, манящей в неизведанные дали.

C:\Users\Admin\Desktop\ПАРУС СКАНЕР\ЭЛЕГИЯ.jpg

Нежно-задумчивое настроение пьесы нарушает внезапно вырвавшийся яркий всплеск эмоций. В кульминации задействован весь диапазон инструмента — мощные аккорды захлестывают стремительно бегущие волнообразные пассажи, подобные разыгравшейся морской стихии. Но мимолетный порыв не предвещает опасности, музыка вновь возвращается в русло романтических мечтаний.

Продолжением романтической идиллии является небольшая жанровая сценка «Дельфин и Русалка». Музыка рисует сказочно-волшебный и загадочный мир подводного царства: «Дельфин и Русалка, в воде растворяясь, танцуют свой танец любви под луной»... [3]. Это дуэт двух мелодий, сплетающихся в любовном танце.

C:\Users\Admin\Desktop\ПАРУС СКАНЕР\сканирование0000.jpg

Резкий разворот сюжета происходит в середине цикла. Неожиданно раздается угрожающе-дребезжащий звон корабельной рынды. В безмятежную лирику внезапно вторгается фантастический образ.

C:\Users\Admin\Desktop\ПАРУС СКАНЕР\ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ.jpg

«...Предвестник несчастья, посланник воды, корабль неприступный — ты признак беды…», — эпиграф к третьей части цикла «Летучий Голландец» [3].

Она воплощает старинную легенду о том, как однажды в страшный шторм капитан корабля «Летучий Голландец» Ван дер Деккен продал душу дьяволу, чтобы не налететь на скалы. Желание его исполнилось, но плата оказалась роковой — с тех пор корабль обречен на вечные скитания. По поверьям моряков, появляющийся внезапно на горизонте силуэт корабля-призрака в окружении светящегося ореола, всегда предвещает несчастье. От зловещей музыки веет ужасом — беда неотвратима. Образный контраст, образующийся с предыдущей пьесой, подчеркнут и соответствующими выразительными средствами. Кантиленно-песенный тематизм сменяется аккордово-арпеджированной фактурой, основанной на диссонансах. «Колючие» аккордовые комплексы, жутковатые трели в низком регистре имеют яркий звуко-изобразительный характер. На стыке двух частей столкнулись две тональности-антагонисты соль минор и до диез минор. Их тритоновое соотношение образует дважды-лад (по терминологии Б. Яворского) [4].

Пьеса выливается в 4 часть — драматическую кульминацию сюиты — «Девятый вал». Музыка передает испытания и ужас, выпавшие на долю человека, оказавшегося в руках судьбы. Её предваряет меткий эпиграф из стихотворения В. Лобахина «Волной зелёной Посейдон ударил в борт, разверзнув ад» [3]. По народному поверью, во время морской бури именно девятая волна является самой сильной и опасной, а зачастую роковой. Несомненно, музыкальный образ пьесы вызывает прямые аналогии с одноименной картиной выдающегося художника-мариниста И. Айвазовского.

C:\Users\Admin\Desktop\ПАРУС СКАНЕР\ДЕВЯТЫЙ ВАЛ.jpg

Характерный образ, изображающий разбушевавшуюся неуправляемую стихию, в большей степени обязан фактурному изложению пьесы. Музыкальная ткань пронизана восходящими пассажами из тридцадь-вторых нот, которые, отталкиваясь от глубокого баса, подобно лавинам волн проносятся по всем регистрам фортепиано и обрушиваются на слушателя всё с новой и новой силой.

Финал сюиты «Парус надежды» — это итог развития цикла. В основе пьесы лежит тема песни В. Завгородней «Алый парус надежды» на одноименное стихотворение Людмилы Щипахиной, строки из которого стали эпиграфом «...И судьбою твоей управляет тогда Алый парус Надежды…» [5]. Стремительно летящие звуковые волны сопровождения мелодии, раскинувшиеся во весь диапазон инструмента, роднят финал с предыдущей частью. Возвращение в главную тональность цикла происходит поэтапно — посредством использования тональностей полутонового соотношения (h-moll — c-moll — cis-moll), нагнетая общее напряжение звучания. Эмоционально-возвышенный, пафосный характер финала имеет символический смысл — вопреки всем бурям и невзгодам, он дарит страждущим веру и надежду.

C:\Users\Admin\Desktop\ПАРУС СКАНЕР\ПАРУС НАДЕЖДЫ.jpg

Интересен тональный план сюиты. Главные тональности цикла — до-диез минор (1, 3, 5 части) и соль минор (2, 3 части) образуют дважды-лад (по терминологии Б. Л. Яворского). Тональности тритонового соотношения представляют собой крайнюю степень удаленности друг от друга, противостояния и контрастности. В сюите они появляются, как на грани частей (1 и 2), так и непосредственно сталкиваются в 3 части. Проявлением дважды-ладовости являются и тональности полутонового соотношения финала. Таким образом, ладогармонический контраст, проявляющийся на уровне тонального плана, ещё больше подчеркивает и обнажает образный.

Морская сюита «Парус надежды» — одно из вершинных сочинений в творчестве В. Завгороднего по драматургическому развитию, яркой реалистичности отображаемых образов и использованию выразительных средств. Наибольшей известностью в исполнительской практике пользуется вступительная пьеса «Элегия» [6]. Она получила мировую известность благодаря блестящим интерпретациям молодых талантливых пианистов таких как А. Боцак (Румыния), Б. Ракымов. (Казахстан), И. Бессонов, Т. Пичкаева (Россия), А. Ромофф (США) и др. [7,8,9,10,11]

Сюита представляет собой интерес для концертного репертуара пианистов. Несомненно, её ждут всё новые трактовки и прочтения.

Литература:

  1. Митина Н. Произведения казахских композиторов в репертуаре учащихся-пианистов детских музыкальных школ. Международный научный журнал «Молодой ученый», № 20 (362), Казань, Май 2021
  2. 3авгородняя В. И мастерство, и вдохновенье.... Сборник методических разработок «Обучение с увлечением», Караганда, 2018
  3. Завгородний В. «Парус надежды». Сюита для фортепиано, клавир. Караганда, 2014
  4. Иванова В., Котлова Г. Дважды-лад как одна из особенностей ладо- образования в музыке А. П. Бородина. «Сборник научно-теоретических статей памяти профессора И. И. Дубовского», Алма-Ата, 1990 г.
  5. 3авгородняя В. Алый парус надежды. Авторский сборник песен и пьес для фортепиано «Дебют», Караганда, 2012
  6. Электронный ресурс. Тараканов Б. Нотный архив. Произведения для фортепиано казахских авторов. Элегия. https://notes.tarakanov.net/
  7. Электронный ресурс. https://www.youtube.com/watch?v=4r6WzUayYZE
  8. Электронный ресурс https://vk.com/video-88430441_456239082
  9. Электронный ресурс. https://youtu.be/M9GUVO7zfbs
  10. Электронный ресурс. https://www.youtube.com/watch?v=JtlGKWz9pKY
  11. Электронный ресурс. https://youtu.be/C8O3Ye2nJL8
Основные термины (генерируются автоматически): часть, главная тональность цикла, диапазон инструмента, часть сюиты.


Похожие статьи

О полифоническом стиле А. К. Глазунова (на примере его циклов...)

Кроме одного, единственного мажорного цикла с пятиголосной фугой (C-dur, ор. 101), все циклы написаны в минорных тональностях, четырехголосны, а фуги, исключая только e-moll (с контрэкспозицией), двухтемные.

Танцевальные миниатюры в клавесинных сюитах Ж. Ф. Рамо...

Таковыми являются содержащиеся в ней миниатюры Курица, Цыганка, Энгармоническая, Дикари. В этой сюите дана иная циклическая структура: ядро цикла составляют Курица, Цыганка и Дикари, остальные же миниатюры их обрамляют.

Бурятская тематика в творчестве А. Прибылова | Статья в журнале...

Вторая часть сюиты — «Думка», несмотря на «несколько неожиданное для бурятской музыки название» [4, c. 122], выдержана в бурятском национальном стиле. Её трёхчастная форма основана на двух неторопливо развёртывающихся лирических темах.

Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных...

Основная часть клавирных произведений, а именно: сюиты, инвенции, концерты, два тома ХТК, «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение»

Созданная звучащим инструментом атмосфера, передаёт тот самый дух произведения, который был положен композитором.

Народная бурятская песня в качестве тематического материала...

Кроме того, e-moll — тональность второго эпизода Третьей части. В первой степени родства находятся, и тональности Побочной партии Первой части — H-dur, и главная тональность Третьей части — Fis-dur.

Фортепианная сюита «Игрушки на елке» («The Christmas Tree»)...

А именно, встречаем в разбираемой сюите: гнома, паяца и юношу, медведя, оловянных солдатиков, куклу в сарафане, северскую статуэтку и китайскую фигурку, волчок, деревянную лошадку, пряники в виде озорников Макса и Морица и крестьянина.

Компьютерный ввод основных свойств партитуры как начальный...

Определившись с категорией инструментов, в левой части окна (см. рис. 3.) щелкнем ПКМ по вкладке нужной группы инструментов. Из представленного списка инструментов выбранной группы находим требуемый музыкальный инструмент.

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

К этой сфере в музыке А. Прибылова первой отнесём пьесу для ОРНИ «С т е п ь п р о с ы п а е т с я» (I часть сюиты «Забайкалье моё») А. Прибылова.

«Бег» шестнадцатых начинается со вступления, где «крутящуюся» (оборот в узком диапазоне) фигурку ведут домры.

Общая характеристика музыки для сольных щипковых народных...

Крупным сочинением композитора стал «Второй концерт» для домры с русским оркестром (1971). Классически стройная форма трех миниатюрных частей сочетается здесь с большей образной насыщенностью, многогранностью эмоциональных оттенков.

Фортепианный цикл Ф.Листа «Рождественская ёлка»

Третья часть цикла («Пастухи у яслей») разворачивает жанровую музыкальную картину, основой которой является остинатная танцевальная ритмоформула (пунктирная фигура в размере 6/8). Общая атмосфра пьесы более полнокровная, «земная», нежели в «Святой ночи».

Похожие статьи

О полифоническом стиле А. К. Глазунова (на примере его циклов...)

Кроме одного, единственного мажорного цикла с пятиголосной фугой (C-dur, ор. 101), все циклы написаны в минорных тональностях, четырехголосны, а фуги, исключая только e-moll (с контрэкспозицией), двухтемные.

Танцевальные миниатюры в клавесинных сюитах Ж. Ф. Рамо...

Таковыми являются содержащиеся в ней миниатюры Курица, Цыганка, Энгармоническая, Дикари. В этой сюите дана иная циклическая структура: ядро цикла составляют Курица, Цыганка и Дикари, остальные же миниатюры их обрамляют.

Бурятская тематика в творчестве А. Прибылова | Статья в журнале...

Вторая часть сюиты — «Думка», несмотря на «несколько неожиданное для бурятской музыки название» [4, c. 122], выдержана в бурятском национальном стиле. Её трёхчастная форма основана на двух неторопливо развёртывающихся лирических темах.

Музыкальный стиль и техника исполнения клавирных...

Основная часть клавирных произведений, а именно: сюиты, инвенции, концерты, два тома ХТК, «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение»

Созданная звучащим инструментом атмосфера, передаёт тот самый дух произведения, который был положен композитором.

Народная бурятская песня в качестве тематического материала...

Кроме того, e-moll — тональность второго эпизода Третьей части. В первой степени родства находятся, и тональности Побочной партии Первой части — H-dur, и главная тональность Третьей части — Fis-dur.

Фортепианная сюита «Игрушки на елке» («The Christmas Tree»)...

А именно, встречаем в разбираемой сюите: гнома, паяца и юношу, медведя, оловянных солдатиков, куклу в сарафане, северскую статуэтку и китайскую фигурку, волчок, деревянную лошадку, пряники в виде озорников Макса и Морица и крестьянина.

Компьютерный ввод основных свойств партитуры как начальный...

Определившись с категорией инструментов, в левой части окна (см. рис. 3.) щелкнем ПКМ по вкладке нужной группы инструментов. Из представленного списка инструментов выбранной группы находим требуемый музыкальный инструмент.

Программность в инструментальных произведениях А. Прибылова

К этой сфере в музыке А. Прибылова первой отнесём пьесу для ОРНИ «С т е п ь п р о с ы п а е т с я» (I часть сюиты «Забайкалье моё») А. Прибылова.

«Бег» шестнадцатых начинается со вступления, где «крутящуюся» (оборот в узком диапазоне) фигурку ведут домры.

Общая характеристика музыки для сольных щипковых народных...

Крупным сочинением композитора стал «Второй концерт» для домры с русским оркестром (1971). Классически стройная форма трех миниатюрных частей сочетается здесь с большей образной насыщенностью, многогранностью эмоциональных оттенков.

Фортепианный цикл Ф.Листа «Рождественская ёлка»

Третья часть цикла («Пастухи у яслей») разворачивает жанровую музыкальную картину, основой которой является остинатная танцевальная ритмоформула (пунктирная фигура в размере 6/8). Общая атмосфра пьесы более полнокровная, «земная», нежели в «Святой ночи».

Задать вопрос