Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №40 (487) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 03.10.2023

Статья просмотрена: 154 раза

Библиографическое описание:

Рябова, С. Н. Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка / С. Н. Рябова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 311-314. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106385/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подросткового возраста.

Ключевые слова: семейное воспитание, стиль семейного воспитания, эмоциональное развитие ребенка, подростковый возраст.

Эмоциональное развитие ребенка является одним из ключевых аспектов его общего развития. Семья играет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка. Стиль семейного воспитания, выбранный родителями, может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка [2].

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребенка является актуальной исследовательской темой в области детской психологии и семейной психологии [3].

Исследователи выделяют различные стили семейного воспитания, такие как авторитарный, авторитетный, позволяющий и безразличный [8]. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и может оказывать влияние на развитие эмоциональных навыков и поведения ребенка:

  1. Авторитарный стиль воспитания. Родители устанавливают строгие правила и ожидают от ребенка следования им без обсуждения. Данный стиль способствует проявлению страха и подавлению эмоций, а также неразвитости навыков саморегуляции эмоций у ребенка.
  2. Авторитетный стиль воспитания. Родители устанавливают четкие правила и границы, однако они также придают значение эмоциональной поддержке и коммуникации с ребенком. Такой стиль воспитания способствует развитию эмоционального интеллекта и навыков саморегуляции эмоций.
  3. Позволяющий стиль воспитания характеризуется толерантностью и низким контролем со стороны родителей. У детей преобладает отсутствие навыков саморегуляции и низкой эмоциональной компетентности у детей.
  4. Безразличный стиль воспитания. Родители недостаточно вовлечены в жизнь ребенка, низкий уровень эмоциональной поддержки, в семье нет четких правил и границ. Это может привести к эмоциональным проблемам у ребенка, а также оказывать влияние на его самооценку [5].

Исследования показывают, что эмоциональная поддержка и эмоциональная доступность родителей являются важными факторами для эмоционального развития ребенка. Дети, которые получают эмоциональную поддержку и могут свободно выражать свои эмоции, имеют большую эмоциональную компетентность и лучшую адаптивность в коллективе [1].

Дети также могут принимать стиль семейного воспитания своих родителей за образец и могут моделировать их поведение и эмоциональные реакции. Это подчеркивает важность положительной эмоциональной атмосферы в семье для развития эмоциональных навыков у ребенка.

Таким образом, стиль семейного воспитания имеет важное значение для эмоционального развития ребенка. Эмоциональная поддержка, четкие правила и границы, эмоциональная доступность и моделирование положительного эмоционального поведения родителей могут содействовать развитию эмоциональной компетентности и здорового эмоционального развития у детей [8].

В нашем исследовании особое внимание уделяется младшему подростковому возрасту. Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее [7].

Эмоциональное развитие подростков характеризуется следующими особенностями:

  1. Интенсивность эмоций. В период подросткового возраста эмоции могут становиться более интенсивными и изменчивыми. В первую очередь это связано с физиологическими и гормональными изменениями в организме подростков, а также социальными и эмоциональными вызовами, с которыми они сталкиваются.
  2. Развитие саморегуляции. В подростковом возрасте развиваются навыки саморегуляции эмоций. Это важный процесс, который позволяет подросткам адаптироваться к различным ситуациям и взаимодействовать с окружающими людьми [4].
  3. Поиск идентичности. Подростки активно ищут свою личностную идентичность, что может сопровождаться различными эмоциональными переживаниями. Они могут испытывать некоторую неуверенность и конфликты в собственной самооценке, и это может отражаться в их эмоциональном состоянии.
  4. Эмоциональная связь с личностными отношениями. Эмоциональные отношения и взаимодействия имеют важное значение для эмоционального развития, так как подростки испытывают привязанность к сверстникам и некоторым близким взрослым.
  5. Психологические проблемы и стрессы. В период подросткового возраста возникают различные психологические проблемы и стрессы, тревожность, проблемы социальной адаптации и т. д. Это вызвано нестабильностью эмоционального состояния подростков и сложностями, с которыми они сталкиваются в своей жизни [6].

Таким образом, эмоциональное развитие подростков является комплексным процессом, на которое влияют различные факторы, в том числе и стиль семейного воспитания в семье.

Диагностическая работа проведена на базе МАОУ «Гимназия 1» г. о. Самара. В исследовании принимали участие 28 обучающихся в возрасте 12–13 лет. Для проведения исследования нами были использованы следующие методики:

  1. Методика «Родителей оценивают дети» И. А. Фурманова и А. А. Аладьина;
  2. Тест Кеттелла, 12PF/CPQ в адаптации Э. М. Александровской и И. Н. Гильяшевой [1].

По результатам диагностики методики предназначенной для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания «Родителей оценивают дети» получены баллы по шкалам негармоничного воспитания. Наибольшее количество баллов по шкале означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания. Результаты представлены в количественном соотношении:

– Потворствующая гиперпротекция — 2 (7 %).

– Доминирующая гиперпротекция — 4 (14 %).

– Повышенная моральная ответственность — 11 (39 %).

– Эмоциональное отвержение — 1 (4 %).

– Жестокое обращение — не зафиксировано.

– Гипопротекция — 2 (7 %).

Из результатов следует, что большинство обучающих, получивших баллы по шкалам негармоничного воспитания отмечают «повышенную моральную ответственность» — в данном стиле воспитания требования к ребенку велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но и представляют риск психотравматизации.

Анализ результатов исследования по тесту Кеттелла показал, что у подростков возрастной группы 12–13 лет выражен фактор самоутверждения — регистрируются высокие значения у 68 % обучающихся. Это говорит о том, что им характерна импульсивность, проявление энтузиазма в деятельности, выраженная склонность к самоутверждению, стремление к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей и подростков нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии, данный фактор может проявляться в виде чрезмерной общительности.

Менее всего выражен фактор самоконтроля — регистрируются низкие значения у 57 % обучающихся. Это говорит о том, что подростки в своем поведении слабо проявляют волевой контроль, склонны к импульсивности и ошибкам в деятельности, неустойчивы в достижении целей, склонны пренебрегать социальными нормами и преимущественно ориентируются на себя.

При качественном анализе выявлено, что 43 % испытуемых утвердительно ответивших на вопросы касающиеся негармоничного воспитания демонстрируют высокие баллы по факторам самоконтроль и тревожность.

Из результатов исследования следует, что стиль семейного воспитания отражает не только родительские личностные особенности, но и оказывает влияние на личность ребенка. Нарушения в семейной системе приводят к негативным последствиям, проблемам в поведении, а также влияет на самосознание и дальнейшее эмоциональное развитие подростка [8].

Литература:

  1. Ананьев, О. Г. Развитие эмоциональной сферы подростков как важного фактора формирования их личности субъектами воспитания / О. Г. Ананьев, Ж. Н. Ананьева // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». — 2021. — № 24. — С. 57–63.
  2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расш. — Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. — 811 с.
  3. Коломенская, Е. В. Взаимосвязь между стилем воспитания родителей и особенностями эмоциональной сферы личности ребенка / Е. В. Коломенская // Массовые коммуникации на современном этапе развития мировой цивилизации: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Красково, 23 апреля 2015 года / Гуманитарно-социальный институт. — Красково: Образовательное частное учреждение высшего образования «Гуманитарно-социальный институт», 2015. — С. 89–93.
  4. Косицына, Д. С. Особенности нарушений в поведенческой и эмоциональной сфере подростков / Д. С. Косицына // Форум молодых ученых. — 2019. — № 2(30). — С. 821–826.
  5. Кузьмишина, Т. Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина, Е. С. Амелина, А. А. Пермякова, Е. А. Хохлова // Современная зарубежная психология. — 2014. — № 1. — С. 16–25.
  6. Радченко, В. А. В помощь практикующему психологу. Психологическое исследование уровня эмоционально-нравственного развития обучающегося. ООО «Цифровая полиграфия», 2021.
  7. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 2004. — 672 с.
  8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В./ Психология и психотерапия семьи — 4-е издание, переработанное и дополненное. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 672 с.
Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, подростковый возраст, эмоциональная поддержка, эмоциональное развитие ребенка, ребенок, стиль, негармоничное воспитание, подросток, эмоциональная компетентность, эмоциональная сфера ребенка.


Ключевые слова

Семейное воспитание, подростковый возраст, стиль семейного воспитания, эмоциональное развитие ребенка

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими...

Связь эмоционального интеллекта и характера отношений...

Научно-практическая новизна работы заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме, позволяющем выявить связь эмоционального интеллекта подростков и характера их отношений с матерью.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка...

Целью научного исследования был анализ взаимосвязи стиля родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 50 матерей и 50 детей младшего школьного возраста.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Для развития эмоциональных навыков, дети нуждаются в поддержке своих родителей. Вот несколько советов о том, как способствовать конструктивному повышению эмоционального интеллекта вашего ребенка: – Объяснять собственные чувства.

Стиль семейного воспитания и особенности развития...

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Психологические аспекты развития эмоциональной сферы...

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей. В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции...

Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение...

Рис. 2. Представленность стилей материнского воспитания в семьях подростков, % Из рисунка видно, что у 88 % опрошенных родителей наблюдается авторитетная (АвЕ) стратегия семейного воспитания; в остальных 12 % — авторитарная (АвА).

Связь характеристик семейного воспитания и тревожности...

При типе воспитания «эмоциональное отвержение» подросток также недополучает эмоционального принятия, он эмоционально отвергается своими родителями, между ними возникает эмоциональная дистанция, мешающая их сближению.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся точнее. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.

Похожие статьи

Особенности эмоциональной сферы подростков

Развитие эмоциональной сферы происходит на протяжении всей жизни, однако возникновение именно подростковых эмоций вызывает больше всего вопросов и переживаний как у родителей, так и у самих подростков. Подростковый кризис часто усугубляется низкими...

Связь эмоционального интеллекта и характера отношений...

Научно-практическая новизна работы заключается в комплексном подходе к исследуемой проблеме, позволяющем выявить связь эмоционального интеллекта подростков и характера их отношений с матерью.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка...

Целью научного исследования был анализ взаимосвязи стиля родительского воспитания и уровня эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 50 матерей и 50 детей младшего школьного возраста.

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Для развития эмоциональных навыков, дети нуждаются в поддержке своих родителей. Вот несколько советов о том, как способствовать конструктивному повышению эмоционального интеллекта вашего ребенка: – Объяснять собственные чувства.

Стиль семейного воспитания и особенности развития...

Ключевые слова: семья, типы родительских отношений, стили семейного воспитания. Для ребёнка семья является средой, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Психологические аспекты развития эмоциональной сферы...

Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей. В подростковом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые изменения. С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции...

Влияние стиля материнского воспитания на самоотношение...

Рис. 2. Представленность стилей материнского воспитания в семьях подростков, % Из рисунка видно, что у 88 % опрошенных родителей наблюдается авторитетная (АвЕ) стратегия семейного воспитания; в остальных 12 % — авторитарная (АвА).

Связь характеристик семейного воспитания и тревожности...

При типе воспитания «эмоциональное отвержение» подросток также недополучает эмоционального принятия, он эмоционально отвергается своими родителями, между ними возникает эмоциональная дистанция, мешающая их сближению.

Особенности эмоциональной сферы подростков с разной...

С возрастом дети научаются лучше дифференцировать эмоции, границы «эмоциональных» понятий становятся точнее. У подростков зафиксировано значительное расширение словаря эмоций по мере взросления и увеличение числа параметров, по которым различаются эмоции.

Задать вопрос