Развитие электронного документооборота в организациях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 01.10.2023

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Ходжаева, С. А. Развитие электронного документооборота в организациях / С. А. Ходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 222-223. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106318/ (дата обращения: 04.05.2024).



Статья посвящена истории зарождения электронного документооборота в России, рассмотрению нормативно-правовой базы для закрепления юридически значимого электронного документооборота, а также преимуществам и недостаткам внедрения электронного документооборота в организации.

Ключевые слова: электронный документооборот, документ, автоматизация процессов.

Одним из признаков развитой цивилизации, а также государственной задачей является сохранение документального наследия. Сохранить культурно-историческое множество видов документов — это сложная задача, которая стоит перед архивами, дабы знания, накопленные человечеством не за одно тысячелетие, можно было влить в информационное сознание современного общества.

К сожалению, многие документы недолговечны и легко разрушаемы, особенно в неблагоприятных для них условиях. Поэтому современное общество идет в ногу со временем и пытается сохранить то, что однажды был создано человком много лет назад, так и то, что создается по сей день. Теперь документационное обеспечение управления в организациях невозможно представить без введния системы электронного документооборота. Для рационального управления документами внедрение СЭД стало радикальным и мудрым решением, так как это минимизировало количество ошибок, утрату документов, вывело оперативность работы на новый уровень.

Если говорить о истории электронного документооборота, она начинается еще в 1980-ых годах, тогда автоматизация документооборота была внедрена исключительно в государственные структуры, потому что присутствовало много факторов, затормаживающих эти процессы. Например, стоимость производственных систем на то время была очень высока.

Создание нормативно-правовой базы послужило для широкого распространения процесса обмена ЭД (далее электронного документа) для закрепления юридически значимого электронного документооборота (таб.1)

Таблица 1

Задача

Нормативно-правовая документация

Поддержание юридической значимости ЭД

ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологий и о защите информации»

ФЗ от 06.04.2011 «Об электронной подписи»

Законность ЭД

ГК РФ от 30.11.1994

Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000

ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»

Порядок использования ЭД

Приказ Минфина РФ от 25.04.2011 «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи»

Приказ ФНС России от 17.02.2011 «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»

Признание судебными органами ЭД наравне с бумажными

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002

Также, к основным причинам перехода орагнизаций на электронный документооборот можно отнести:

— Уменьшение времени на передачу информации

— Электронная подпись

— Сокращение затрат на почтовые рассылки

— Экономия на закупках для ведения бумажного документооборота

По статистике в 2021 году объем ЭД в России достиг 1,1 млрд. Прирост количества внедрений систем юридически значимого электронного докуменооборота по сравнению с 2020 годом оценили в 40 %. Тенденция сохраняется и по сегодняшний день.

По данным одной из систем ЭДО, активнее всего пользуются электронным документооборотом такие сферы, как: торговля, спорт, образование, общепит компании ведующие бизнесс бытовых услуг, бюджетные организации и туризм.

Для того чтобы быстро и успешно внедрить процесс ЭД необходимо решить несколько задач:

  1. Провести настройку системы обмена электронной информации;
  2. Обучить персонал и предоставить инструкции по использованию ЭДО;
  3. Разработать необходимые документы в части законодательства;
  4. Провести работу по разъяснению преимуществ работы с ЭД для партнеров.

Говоря о преимуществах перевода на ЭДО, нельзя не отметить следующее: экономия времени на обработку, составление и обмен документами, рациональное использование трудовых ресурсов, экономия расходов на бумагу, оптимизация бизнес-процессов в организации, исключение потребности вдвойной работе при внешних запросах заинтересованных пользователей.

Однако, несмотря на все преимущества, есть и значительные недостатки, присущие переводу на ЭДО, к ним можно отнести: затраты на приобретение и внедрение ПО для осуществления ЭДО, возрастание объемов, неподготовленность сотрудников.

Таким образом, отказаться от бумажного документооборота на современном этапе становится экономически выгоднее для организаций, поэтому стремление к цифровизации будет только расти.

Литература:

  1. Бушуева Е. Электронный документооборот в России: история и современное состояние дел. Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2012. № 5.
  2. Отчетность через Интернет «Контур.Диадок» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kontur.ru/diadoc/spravka/38024-analiz_rynka_elektronnogo_dokumentooborota
Основные термины (генерируются автоматически): электронный документооборот, бумажный документооборот, значимый электронный документооборот, нормативно-правовая база, Россия, РФ, современное общество, Электронная подпись, электронный вид.


Похожие статьи

Система электронной подписи в современном...

Ключевые слова: электронная подпись, электронный документооборот, электронные торги, банкротство, юриспруденция, право. В современном обществе ценятся больше всего два параметра — технологичность и скорость передачи информации.

Проблема соотношения бумажного и электронного...

Электронный документооборот получил распространение в банковской, страховой, аудиторской, проектной, консалтинговой, налоговой и других видах деятельности, а главное, в деятельности органов государственной власти.

Электронный документооборот в организации

Система электронного документооборота (СЭД) представляет собой компьютерную программу (программное обеспечение, систему), которая позволяет организовать работу с электронными документами, а также взаимодействие между сотрудниками.

Проблемы правового регулирования электронного...

Или электронный документооборот — это лишь трансляция по каналам телекоммуникационной связи структурированной коммерческой информации, обрабатывающейся автоматически, без привлечения людей.

Электронный документооборот в российских судах

Электронный документ — документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью, которая может быть простой либо усиленной квалифицированной [4].

Кадровый электронный документооборот в современных...

Термином «кадровый электронный документооборот (КЭДО)» называют электронный документооборот в области трудовых отношений между работодателем и персоналом.

Система электронного документооборота в органах...

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись, информационные технологии, электронные документы, государственные структуры. Информация в современном обществе является одним из основных ресурсов его развития.

Основные направления развития систем электронного...

Юридически значимый электронный документооборот — это документооборот, имеющий юридические последствия. Документы, имеющие юридическую силу, как правило, заверяются (подписываются) электронной цифровой подписью.

Значение электронного документооборота и электронной...

В настоящее время все большее значение в обмене документами между субъектами приобретает электронный документооборот (далее — ЭДО) и электронная подпись (далее — ЭП).

Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере...

электронная коммерция, электронная подпись, UNCITRAL, подпись, сообщение данных, электронный документ, электронный документооборот, центр сертификации, юридическая сила, Директива.

Похожие статьи

Система электронной подписи в современном...

Ключевые слова: электронная подпись, электронный документооборот, электронные торги, банкротство, юриспруденция, право. В современном обществе ценятся больше всего два параметра — технологичность и скорость передачи информации.

Проблема соотношения бумажного и электронного...

Электронный документооборот получил распространение в банковской, страховой, аудиторской, проектной, консалтинговой, налоговой и других видах деятельности, а главное, в деятельности органов государственной власти.

Электронный документооборот в организации

Система электронного документооборота (СЭД) представляет собой компьютерную программу (программное обеспечение, систему), которая позволяет организовать работу с электронными документами, а также взаимодействие между сотрудниками.

Проблемы правового регулирования электронного...

Или электронный документооборот — это лишь трансляция по каналам телекоммуникационной связи структурированной коммерческой информации, обрабатывающейся автоматически, без привлечения людей.

Электронный документооборот в российских судах

Электронный документ — документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью, которая может быть простой либо усиленной квалифицированной [4].

Кадровый электронный документооборот в современных...

Термином «кадровый электронный документооборот (КЭДО)» называют электронный документооборот в области трудовых отношений между работодателем и персоналом.

Система электронного документооборота в органах...

Ключевые слова: электронный документооборот, электронная цифровая подпись, информационные технологии, электронные документы, государственные структуры. Информация в современном обществе является одним из основных ресурсов его развития.

Основные направления развития систем электронного...

Юридически значимый электронный документооборот — это документооборот, имеющий юридические последствия. Документы, имеющие юридическую силу, как правило, заверяются (подписываются) электронной цифровой подписью.

Значение электронного документооборота и электронной...

В настоящее время все большее значение в обмене документами между субъектами приобретает электронный документооборот (далее — ЭДО) и электронная подпись (далее — ЭП).

Международный опыт и зарубежное законодательство в сфере...

электронная коммерция, электронная подпись, UNCITRAL, подпись, сообщение данных, электронный документ, электронный документооборот, центр сертификации, юридическая сила, Директива.

Задать вопрос