Экспертиза психологического воздействия при проведении представителями определённых организаций (религиозных, сектантских, политических, образовательных и т. д.) семинаров и других массовых мероприятий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 29.09.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Жугина, Л. А. Экспертиза психологического воздействия при проведении представителями определённых организаций (религиозных, сектантских, политических, образовательных и т. д.) семинаров и других массовых мероприятий / Л. А. Жугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 87-88. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106269/ (дата обращения: 01.05.2024).



Данная статья рассматривает вопрос экспертизы психологического воздействия на участников массовых мероприятий, проводимых различными организациями, включая религиозные, сектантские, политические и образовательные. В статье обсуждаются методы и цели такого воздействия, его этические и юридические аспекты, а также влияние на участников и общество в целом. Работа направлена на выявление необходимости проведения экспертизы и возможных путей регулирования подобных мероприятий.

Ключевые слова: психологическое воздействие, массовые мероприятия, экспертиза, методы психологического воздействия, этические аспекты, юридические аспекты, влияние на участников, влияние на общество.

Массовые мероприятия, проводимые различными организациями, могут оказывать значительное психологическое воздействие на их участников [1]. Это воздействие может быть, как позитивным, способствуя образованию и саморазвитию, так и негативным, включая манипуляцию и индоктринацию. В данной статье рассматривается необходимость проведения экспертизы такого воздействия с целью защиты прав и благополучия участников массовых мероприятий. Экспертиза в большинстве случаев оценивает и изучает методы психологического воздействия, этические и юридические аспекты и влияние на участников и общество.

Методы психологического воздействия, используемые организациями при проведении массовых мероприятий, могут варьироваться в зависимости от их целей и задач. Организации различных типов используют разнообразные методы психологического воздействия на участников мероприятий. Они включают в себя манипуляции эмоциями [2], формирование идеологии (пример: политические группы могут использовать мероприятия для пропаганды своих идеологических взглядов, влияя на мнения и убеждения участников), контроль информации, использование символов и обрядов (пример: религиозные организации проводят ритуалы и обряды, усиливающие чувство принадлежности и религиозной идентичности участников), использование авторитетов, формирование культовой личности (пример: некоторые политические лидеры веками ранее и в современное время создают культ вокруг своей личности, подчеркивая свою непреложность и авторитет), а также создание групповой динамики.

Важно подчеркнуть, что многие из этих методов могут использоваться как в позитивных, так и в негативных целях. Например, манипуляция эмоциями может быть полезной для создания позитивного опыта на мероприятии, но она также может использоваться для контроля над участниками. Экспертиза должна анализировать, как эти методы применяются, и оценивать их эффекты на участников, а также соблюдение этических и юридических стандартов.

Этические и юридические аспекты применения психологического воздействия при проведении массовых мероприятий организациями, включая религиозные, сектантские, политические и образовательные, играют важную роль в обеспечении прав и безопасности участников. К этическим аспектам относят: информированное согласие (организации должны обеспечивать, чтобы участники мероприятий были адекватно информированы о целях, методах и последствиях участия. Это обеспечивает, что участники соглашаются добровольно и осознанно); защита уязвимых групп [3]; соблюдение этических стандартов профессиональных организаций (например, психологи должны соблюдать этические нормы, утвержденные российским законодательством [4], а также нормы, определенные Американской ассоциацией психологов (APA) или аналогичными организациями, чтобы избежать некорректного использования своих знаний); соблюдение прозрачности.

К юридическим аспектам относят: соблюдение законов, защита от дискриминации и нарушений прав, обязанность заботы (организации обязаны обеспечивать безопасность участников мероприятий и предотвращать психологическое или физическое насилие); прозрачность финансовых операций; защита конфиденциальности данных.

Установление баланса между психологическим воздействием, этическими нормами и законами является важным аспектом проведения массовых мероприятий. Этот баланс обеспечивает защиту прав и безопасности участников, а также поддерживает этичные и законные практики. Важной частью этого процесса является экспертиза, которая может помочь выявить, соблюдаются ли эти нормы и законы, и какие меры могут быть предприняты в случае их нарушения. Экспертиза может помочь определить, соблюдаются ли эти нормы и законы, и, если нет, предоставить рекомендации по их улучшению и соблюдению.

Влияние массовых мероприятий, проводимых различными организациями, на участников и общество в целом является важным аспектом, который требует внимания и исследования. Влияние может быть разнообразным и зависеть от конкретных целей и методов организации, может принимать как положительное воздействие (источник психологической поддержки, вдохновения и повышения самооценки участников), так и негативное (происходит воздействие на эмоции участников таким образом, что в последствии приводит к психологическим проблемам, включая тревожность, депрессию и зависимость). К аспектам влияния на участников и общество можно отнести: изменение мировоззрения и убеждений, влияние на психологическое состояние, воздействие на поведение, общественное воздействие. Все перечисленные аспекты могут как позитивно воздействовать на участников и общество, неся при этом повешение уровня образования, кругозора, сплочение общества и приобретение новых навыков, так и негативно, способствуя распространению экстремистских идеологий и нарушению общественной гармонии. Экспертиза и исследования необходимы для того, чтобы понимать, какие конкретные последствия оказывают мероприятия на участников и общество, и какие меры могут быть предприняты для соблюдения этических и юридических норм, а также для улучшения воздействия в позитивном направлении. Комбинация экспертизы, исследований и мониторинга имеет большое значение для обеспечения этичности, безопасности и позитивного воздействия массовых мероприятий на участников и общество в целом.

Чтобы бороться и минимизировать последствия проблем, связанных с применением психологического воздействия при проведении массовых мероприятий, различным организациям, обществу, государству, системе образования и конечно же отдельно личности необходимо сообща заниматься разработкой образовательных программ и информационных кампаний для участников, с целью усиления их критического мышления и способности различать манипуляцию; обучением и обеспечением осведомленности организаторов мероприятий о этических нормах и принципах, а также установление систем внутреннего мониторинга и саморегулирования; защищать права человека и свободы слова через судебные или административные процессы в случае их нарушения; установить механизмы прозрачности и ответственности в финансовых операциях организаций, проводящих массовые мероприятия; проводить информационные кампании и обучающие мероприятия для участников, чтобы они могли принимать осознанные решения о своем участии, а также проводить независимые исследования для оценки влияния мероприятий на общество и разработка мер по смягчению отрицательных последствий.

В заключение, проблема экспертизы применения психологического воздействия на массовых мероприятиях требует всестороннего изучения и внимания со стороны общества и организаций. Соблюдение этических норм и законов, а также обеспечение безопасности и защиты прав участников должны быть приоритетами при проведении подобных мероприятий. Она помогает выявить нарушения, защитить участников и разработать рекомендации по улучшению мероприятий. Такие экспертизы могут способствовать более осознанному и этичному проведению массовых мероприятий, способствуя тем самым общественной безопасности и развитию индивидуальной свободы. Только так можно обеспечить позитивное воздействие и участие в массовых мероприятиях, способствуя развитию общества и культурного разнообразия.

Литература:

  1. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010.
  2. Волков Е. Н. Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза манипулятивного воздействия: социально-психологические и когнитивные аспекты // Актуальное состояние и перспективы развития судебной психологии в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Калуга, 26–29 мая 2010 года. Калуга, КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2010.
  3. Методические рекомендации по вопросам, связанным с ресоциализацией подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2017 г. N ПЗ-1608/09)// Гарант.ру информационно-правовой портал URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71738738/?ysclid=ln1r7qxbpg687288985 (дата обращения: 17.09.2023);
  4. Этический кодекс психолога// Российское психологическое общество. Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России. Принят 14.02.2012 года V съездом Российского психологического общества. URL: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php?ysclid=ln1rky8d8a297948133 (дата обращения: 17.09.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое воздействие, мероприятие, участник, аспект, общество, экспертиза, APA, безопасность участников, влияние, позитивное воздействие.


Ключевые слова

психологическое воздействие, экспертиза, массовые мероприятия, юридические аспекты, влияние на общество, этические аспекты, методы психологического воздействия, влияние на участников

Похожие статьи

Социально-психологический аспект рекламы | Статья в журнале...

Реклама — это образ, который возникает у потребителя в результате воздействия на его органы чувств, отображающий отдельные свойства и характеристики рекламируемого продукта.

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье кратко описаны основные методы психологического воздействия и его крайние формы, приведены яркие примеры этого воздействия на основе последних событий в мировом обществе.

Психологическое воздействие средств массовой информации на...

В процессе информационно-психологического воздействия основными объектами могут считаться политические и военные руководители, а также видные представители СМИ, культуры и искусства.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска.

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей...

Во-вторых, СМИ усиливают влияние, как традиционных, так и современных ценностей. В-третьих, воздействие СМИ на сознание проявляется крайне противоречиво. Так, нельзя не заметить высокую значимость общей культуры, особенно коммуникативной под влиянием СМИ.

Информационное воздействие и электоральная активность...

Предпринимается попытка анализа основных видов информационного воздействия и мотивации политического участия молодёжи в избирательном процессе. Ключевые слова: локальная социальная структура, модель управления, молодёжь, политическая активность, цели.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Стоит понимать, что реклама в психологическом плане — это искусство производить направленное воздействие на людей с целью стимулирования сбыта товаров (услуг) и получения прибыли.

Негативное информационное воздействие и психологические...

Статья посвящена психологическим последствиям влияния информационной зави-симости, на лиц школьного возраста и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в противодействии данному явлению.

Средства массовой информации как канал формирования имиджа...

Работа по формированию имиджа призвана оказать психологическое влияние строго определенной направленности на значимые группы социального окружения, способствующее проявлениям форм желательного поведения по отношению к носителю имиджа.

Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия...

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участников...

Похожие статьи

Социально-психологический аспект рекламы | Статья в журнале...

Реклама — это образ, который возникает у потребителя в результате воздействия на его органы чувств, отображающий отдельные свойства и характеристики рекламируемого продукта.

Психологическое воздействие и способы противодействия

В статье кратко описаны основные методы психологического воздействия и его крайние формы, приведены яркие примеры этого воздействия на основе последних событий в мировом обществе.

Психологическое воздействие средств массовой информации на...

В процессе информационно-психологического воздействия основными объектами могут считаться политические и военные руководители, а также видные представители СМИ, культуры и искусства.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека. В результате анализа автор выделяет несколько основных факторов информационно-психологического риска.

Влияние СМИ на формирование культурных ценностей...

Во-вторых, СМИ усиливают влияние, как традиционных, так и современных ценностей. В-третьих, воздействие СМИ на сознание проявляется крайне противоречиво. Так, нельзя не заметить высокую значимость общей культуры, особенно коммуникативной под влиянием СМИ.

Информационное воздействие и электоральная активность...

Предпринимается попытка анализа основных видов информационного воздействия и мотивации политического участия молодёжи в избирательном процессе. Ключевые слова: локальная социальная структура, модель управления, молодёжь, политическая активность, цели.

Особенности психологического воздействия рекламы и PR на...

Стоит понимать, что реклама в психологическом плане — это искусство производить направленное воздействие на людей с целью стимулирования сбыта товаров (услуг) и получения прибыли.

Негативное информационное воздействие и психологические...

Статья посвящена психологическим последствиям влияния информационной зави-симости, на лиц школьного возраста и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в противодействии данному явлению.

Средства массовой информации как канал формирования имиджа...

Работа по формированию имиджа призвана оказать психологическое влияние строго определенной направленности на значимые группы социального окружения, способствующее проявлениям форм желательного поведения по отношению к носителю имиджа.

Анализ эколого-экономических аспектов взаимодействия...

В статье рассматривается классификация участников, вовлечённых в инновационную деятельность; приводится схема взаимоотношений участников инновационной деятельности в ходе обеспечения её экологической безопасности, проводится анализ интересов участников...

Задать вопрос