Реализация конституционного права граждан на достойный уровень жизни в контексте реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (486) сентябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.09.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Янаев, В. В. Реализация конституционного права граждан на достойный уровень жизни в контексте реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду / В. В. Янаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 39 (486). — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/archive/486/106203/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и эффективность применения законодательства. Рассматриваются основные подходы к ее анализу с позиции законодательства в области охраны окружающей среды и благополучия граждан, и судебной практики по защите конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Ключевые слова: конституция, права граждан, окружающая среда, реализация права, защита прав человека.

The article examines the implementation of the constitutional right of citizens to a favorable environment, the analysis of current legislation in the field of environmental protection and the effectiveness of the application of legislation. The main approaches to its analysis are considered from the perspective of legislation in the field of environmental protection and the well-being of citizens, and judicial practice to protect the constitutional right of citizens to a favorable environment.

Keywords: constitution, citizens' rights, environment, implementation of law, protection of human rights.

Российская Федерация в качестве государства — продолжателя Союза ССР является участником Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [1] (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г.).

Статьей 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [1] установлено, что участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.

Согласно декларации ООН [2] (1970), достойный уровень жизни — это минимальный уровень жизни, отвечающий человеческому достоинству, это уровень, соответствующий концепции — достойной жизни, которая базируется на неизменных международных стандартах.

Конституцией Российской Федерации [3] (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), как высший нормативный правовой акт Российской Федерации, обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России, государственного устройства, образование органов исполнительной власти и систему местного самоуправления, права и свободы гражданина, устанавливает вектор развития Российской Федерации.

Российская Федерация, как установлено в статье 7 Конституции Российской Федерации является социальным государством, и в связи с этим у Российской Федерации имеется перечень обязанностей перед гражданами, в том числе и обязанность государства для обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Благоприятная окружающая среда является необходимой для нормальной жизнедеятельности человека и реализации права на достойный уровень жизни.

Реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, имеет тесную связь с реализацией конституционного права на достойный уровень жизни.

Полагаю, что вопрос экологии и сохранения окружающей среды является очень важным и в аспекте реализации конституционного права граждан является крайне важным.

Сохранение природы и его многообразие экологических компонентов природной среды является, по моему мнению, одним из важных задач человечества.

Во всем своем многообразии компонентов окружающей среды, каждый компонент природной среды несет огромную нагрузку, которая определена понятием антропогенная нагрузка.

В широком понимании антропогенная нагрузка — это воздействие на окружающую среду в результате деятельности человека.

Российская Федерация очень богатая природными ресурсами, следовательно, в результате использования природных ресурсов, непосредственно «вторгаются» в сформированную экологическую среду.

Использование природных компонентов окружающей среды, таких как: почва, воздух, вода и другие компоненты окружающей среда законодательством Российской Федерации направлены на ее рациональное использование и что не мало важно, использование природных компонентов окружающей среды несет платность ее использования и возмещение ущерба причиненного природной среде

Платность использования природных компонентов окружающей среды заложена законодателем во многих правовых актах, в том числе и основном правовом акте, отражающий принципы охраны окружающей среды и ее рациональное использование — Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды» [4] (статья 3).

Вышеуказанный правовой акт в результате системного анализа показал, что принципы, заложенные в статье 42 Конституции Российской Федерации в полной мере раскрыты в нем и несут принципы охраны и использования природным компонентов окружающей среды, направленные на рациональное использование природным ресурсов, что в целом направлено на обеспечение прав человека на благоприятную окружающую среду и благоприятные условия жизнедеятельности.

Законодатель, основываясь на гарантированными Конституцией Российской Федерации и правовыми актами нормами, ведет правильную политику в области охраны окружающей среды, тем самым сводя к минимуму антропогенные воздействия на окружающую среду путем регулирования как способа и методов использования компонентов окружающей среды.

Одним их ярких примеров является лимиты, установленные на добычу охотничьих ресурсов (Приказ Минприроды России от 17.05.2010 № 164 «Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи» [5]).

Данный приказ, наглядно демонстрирует, что законодательством в целях рационального использования охотничьих ресурсов, вводятся лимиты на добычу охотничьих ресурсов, что свою очередь, является отличным способом ограничения и сохранения компонентов окружающей среды — объектов животного мира.

Хотелось бы раскрыть в данном статье, антропогенное воздействие в результате использования полезного ископаемого как нефть.

Нефтяная отрасль как отрасль экономики имеет важное значение в Российской Федерации.

Несмотря на значимость осуществления добычи, переработки нефти, осуществление вышеуказанной деятельности несет огромную антропогенную нагрузку на окружающую среду.

Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 октября 2020 г. № 726-ст Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51858–2020т «НЕФТЬ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ» [6] установлено, что нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды.

По смыслу вышеуказанного ГОСТа, деятельность по добыче и переработке нефти по определению несет угрозу окружающей среде.

Законодателем в целях охраны и рационального использования природных ресурсов изданы соответствующие нормативные акты.

В части использования природного ресурса как нефть, регламентировано Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах» [7].

Нормы, содержащие в вышеуказанном законе, являются обязательными при осуществлении пользования природными ископаемыми, в том числе и природного ископаемого как нефть.

Основным методом регулирования пользования недрами лежит императивный метод, который проявляется в получении лицам, которые изъявили намерение осуществлять пользование недрами специального государственного разрешения — лицензии.

Настоящая лицензия на пользования недрами определятся в границах горного отвода и представляют в виде геометризованного блока недр.

Для лучшего понимания, это участок земли, у которого определены границы использования, не только на поверхности суши, но и определены объемы полезных ископаемых «под землей», которые определены путем проведения геофизических работ.

Стоит отметить, что принцип — лицензирования участков недр, является верным, что позволяет осуществлять надлежащий учет участков недр, который в свою очередь четко разграничен на границы пользования недрами и объемами добычи полезных ископаемых.

Несмотря на высокую ценность природного ресурса –нефти, добыча и ее обработка очень дорогостоящий процесс, который сплошь состоит из рисков, который включает не только экономическую составляющую процесса, но и экологические потери.

В виду того, что деятельность по добыче нефти де-факто носит потенциальную угрозу окружающей среде, законодателем предусмотрена классификация производственных объектов по уровню потенциальной опасности причинения вреда не только окружающей среде, но и жизни и здоровью граждан.

Законодателем в связи с вышеизложенным, с целью классификации объектов, осуществляющих добычу, транспортировку и др. действия с указанием класса опасности, которые регламентированы Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [8].

Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [8] установлены понятия и классификация опасных производственных объектов.

Данный класс опасности производственного объекта, как указано выше определяет характер причинения вреда окружающей среде в результате действий, связанных с поступлением по тем или иным причинам, в окружающую среду опасного для человека вещества.

Классификация производственных объектов, установленных в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» дает четкое понимание о характеристике того или иного объекта, которое упорядочивает, учет опасных производственных объектов.

Как показывает практика основными причинами, когда на опасном производственном объекте (пример — объект добычи и эксплуатации нефтяной отрасли) происходят аварии и другие инциденты, в результате которого происходит загрязнение окружающей среды, можно выделить два фактора:

  1. Человеческий фактор;
  2. Изношенность объектов нефтяной инфраструктуры.

Законодателем, в целях контроля объектов нефтяной инфраструктуры предусмотрены со стороны государственных органов соответствующие органы контроля и надзора.

В области добычи нефти данным контролирующим органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору «РОСТЕХНАДЗОР» (далее — Ростехнадзор).

Законодателем с целью контроля за деятельностью лиц осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов и не только, предусмотрены механизмы, посредством осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, установленный Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ 9 .

Вышеуказанный Федеральный закон, является по мнению законодателя упорядоченным инструментом, для осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, содержащий помимо видов, сроков и др. обжалование результатов контрольных (надзорных) мероприятий.

На протяжении всей статьи проводится упоминание о том, что опасные производственные объекты потенциально несет угрозу окружающей среде, а также особо опасные производственные объекты подразделяются классы опасности.

Полагаю, что замысел законодателя и кроется в том, что если производственный объект относится к опасным производственным объектам и относится к тому или иному классу опасности, то контрольно-надзорные мероприятия будь то плановые или внеплановые проверки, в соответствии с нормами, указанными в Федеральном законе «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ, проводятся с той или иной периодичностью.

Вышеуказанный принцип осуществления контрольных (надзорных) мероприятий называется риск-ориентированный подход, который напрямую зависит риска причинения вреда лицами осуществляющие деятельность, в том числе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Понятие принципа риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий применяется с 2015 года.

В период 2022–2023 гг., законодателем внесены изменения в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ, главным изменением которого «мораторий на проверки», который в 2023 году продлен до 2030 года (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 10.03.2023) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» [10].).

Все вышеуказанные изменения полагаю, связано с переходным периодом внедрения новой более усовершенствованной вертикалью осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, которые в свою очередь направлены на прозрачность контролирующих органов при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий, а также уменьшения риска причинения вреда в контролируемыми лицами и самое важное, стимулирование контролируемых лиц, к соблюдению законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности, что в целом, приведет к уменьшению причинения вреда окружающей среде.

Стоить также отметить, что в несмотря на продление моратория на проверки до 2030 года, опасные производственные объекты по прежнему являются объектом пристального внимания контролирующих органов, в виду того, что в отношении данных объектов (I и II классов опасности), коими и являются объекты нефтяной инфраструктуры, плановые и внеплановые контрольные мероприятия проводятся, в соответствии с требованиями установленными Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ.

Стоит также отметить, что производственные объекты, не относящие к I и II классам опасности производственных объектов, вероятность проведения в отношении них плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий приближается к нулю.

Законодатель, полагаю заложил в законодательстве о государственном контроле (надзоре), большее внимание уделять посредством проведения внеплановых и плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении лиц относящиеся в опасным производственным объектам, что правильно и основано на принципе, что на данном объекте может произойти аварии, которые могут привести к необратимым последствиям.

Также, полагаю, что законодатель, в законодательстве о государственном контроле (надзоре) большое внимание уделено, проведению профилактических мероприятий, путем проведения профилактических визитов, объявление предостережений и др., что в свою очередь, направлено на стимулирование контролируемых лиц на недопущение причинения ущерба.

Стоит также отметить, что в целях оценки осуществления государственными органами вида контрольного надзорного мероприятия, является изготовление ежегодных докладов по итогам деятельности осуществляется оценка его эффективного.

Одним из индикаторов, подтверждающих эффективность работы законодательства в области охраны окружающей среды и работы контролирующих органов, является снижение количества лиц, привлеченных к административной, уголовной ответственности и уменьшение размера причинения вреда.

В Российской Федерации, экологические правонарушения в общем от других правонарушений занимают лишь 1 % от общего, которые рассматриваются судами в Российской Федерации, все же имеет место для обсуждения и уменьшение его количества.

В связи с вышеизложенным, в целях улучшения эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и уменьшения количества экологических нарушений необходимо:

  1. Увеличить штат сотрудников контрольных(надзорных) органов, с целью большего обхвата производственных объектов контролируемых лиц и качества проведения надзорных мероприятий;
  2. В связи с мораторием на проверки, который продлен до 2030 года, считаю необходимым пересмотреть данное решение, с целью разграничения о допустимости проведения контрольных (надзорных) мероприятий по видам контроля.

Литература:

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 г. и вступил в силу 3 января 1976 г.);
  2. Декларация ООН (1970);
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7 — ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  5. Приказ Минприроды России от 17.05.2010 № 164 «Об утверждении перечня видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитами их добычи»;
  6. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 октября 2020 г. № 726-ст Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51858–2020т «Нефть. Общие технические условия»;
  7. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-I «О недрах»;
  8. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
  9. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 № 248-ФЗ;
  10. Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 (ред. от 10.03.2023) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Российская Федерация, государственный контроль, благоприятная окружающая среда, мероприятие, муниципальный контроль, рациональное использование, класс опасности, область охраны, нефтяная инфраструктура.


Похожие статьи

Международные договоры, соглашения, конвенции в области...

В статье раскрываются основные моменты развития и становления современного международного экологического права, значение международных актов в этой сфере и их применение, рассматривается сущность охраны окружающей среды.

Содержание конституционного права на благоприятную...

В статье 16 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия» [1, ст. 2105] указано на право граждан проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду.

Правовые основы учета и регистрации объектов, оказывающих...

Формой осуществления учета является ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему.

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

Согласно ст. 78 указанного Закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, по решению суда или арбитражного суда.

Государственная политика в сфере природопользования...

Итак, обеспечение благоприятной окружающей среды как основы жизни и здоровья человека, является одним из важнейших направлений государственной политики России в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правовые аспекты организации и проведения государственного...

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом, роль которого в данной сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности в Российской...

Основным законодательным актом, гарантирующим права граждан России на здоровую и экологически чистую окружающую среду, а также экологическую безопасность в стране, является Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [3].

Система управления экологической безопасностью (на примере...)

В Российской Федерации (далее РФ) управление охраной окружающей природной среды осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Право на охрану здоровья находится в тесной взаимосвязи с правом граждан на благоприятную окружающую среду, ведь благоприятная окружающая природная среда является одним из основополагающих условий обеспечения здоровья граждан.

Похожие статьи

Международные договоры, соглашения, конвенции в области...

В статье раскрываются основные моменты развития и становления современного международного экологического права, значение международных актов в этой сфере и их применение, рассматривается сущность охраны окружающей среды.

Содержание конституционного права на благоприятную...

В статье 16 Федерального закона «Об уничтожении химического оружия» [1, ст. 2105] указано на право граждан проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий на безопасные условия проживания, труда и благоприятную окружающую среду.

Правовые основы учета и регистрации объектов, оказывающих...

Формой осуществления учета является ведение государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему.

Правовое регулирование в системе экологической безопасности

Согласно ст. 78 указанного Закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно, по решению суда или арбитражного суда.

Государственная политика в сфере природопользования...

Итак, обеспечение благоприятной окружающей среды как основы жизни и здоровья человека, является одним из важнейших направлений государственной политики России в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правовые аспекты организации и проведения государственного...

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом, роль которого в данной сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности в Российской...

Основным законодательным актом, гарантирующим права граждан России на здоровую и экологически чистую окружающую среду, а также экологическую безопасность в стране, является Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» [3].

Система управления экологической безопасностью (на примере...)

В Российской Федерации (далее РФ) управление охраной окружающей природной среды осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном.

Актуальные проблемы совершенствования законодательства об...

Право на охрану здоровья находится в тесной взаимосвязи с правом граждан на благоприятную окружающую среду, ведь благоприятная окружающая природная среда является одним из основополагающих условий обеспечения здоровья граждан.

Задать вопрос